«Не подмажешь — не поедешь» — утверждает украинская поговорка. Этот принцип известен всем, причем не важно государственный ли это служащий, или правоохоранитель, политик, бизнесмен, преподаватель — все ее понимают однозначно. То ли у нас такой менталитет, или традиция постсоветских времен? Куда не обратись — взятка. Каждый из нас хотя бы раз столкнулся с огромным безразмерным желудком чудовища под названием «коррупция». Только одно «утешает» — поддерживаем отечественное, ведь чудовище взлелеяно нами же — добровольными и послушными «поставщиками» взяток различного размера: от «бытовых» до «больших».
Нельзя говорить о построении полноценного демократического государства в обществе, которое словно больной организм, обросло метастазами коррупции. Уровень коррумпированности власти и экономических структур украинского государства нельзя сравнить по масштабам с коррупцией Камеруна, Кении, Бангладеш, но стоит ли хвастаться, что мы не хуже, чем... Лучше и благороднее сказать: на нас могут равняться. И тогда не будет существовать третьего места на фоне 91-й исследуемой страны. И тогда иностранные инвесторы не будут бояться словосочетания «украинский бизнес».
Существование явления коррупции не только ограничивает конституционные права и свободы граждан, но и наносит непоправимый вред экономике страны. По данным Всемирного банка, сумма, расходуемая физическими и юридическими лицами в Украине на взятки, равна объему двухмесячного торгового оборота Украины! Нельзя говорить об объективности данных цифр, но, все-таки, плюс или минус при таком раскладе не улучшит репутацию Украины на международном рынке.
Одной из причин такого распространения взяточничества справедливо считают неурегулированность украинской законодательной базы. Ведь на сегодня существует более 450 законов и других нормативных актов, регулирующих процесс налогообложения предприятий. Не удивительно, что при таком количестве эти нормативные акты не только не согласованы между собой, но даже противоречат друг другу по многим вопросам. Это дает инспекторам, налоговикам, правоохранительным органам полную свободу действий относительно субъектов хозяйствования. А причину для наложения штрафа всегда можно найти. Логично, что руководители частных предприятий, представители малого и среднего бизнеса пытаются избежать штрафов, и. .. укрепляют традиции искусства давать взятку. Именно поэтому стране просто очень необходима кодификация и инкорпорация права.
По результатам исследования, проведенного Киевским международным институтом социологии, наиболее коррумпированными респонденты считают работников медицинских учреждений (48,9% опрошенных). На втором месте работники ГАИ — 22,7%, на следующем месте находятся высшие учебные заведения — 19%, не отстают и органы местного самоуправления — 16,5%, и, наконец, с небольшим отрывом идут средние учебные заведения (то есть школы и техникумы) — 14,3%. Причем просматривается довольно интересная тенденция — в основном от взяток страдают жители небольших городов, население которых не превышает 20 тысяч жителей. В соответствии с этим же опросом, больше всего морально страдают от взяток в западном регионе Украины (27,4% опрошенных). Наименее — в восточном (18,6%) и западно-центральном (13,3%) регионах. Хотя уровень коррумпированности в центральном и хорошо развитом в промышленном понимании южном регионе намного превышает те же цифры в Западной Украине. Складывается тенденция — чем более развит регион, тем больше взяток.
Взятки настолько органично влились в повседневную жизнь рядового гражданина, что временами в СМИ или в итогах социологических исследований приводятся устоявшиеся «прейскуранты» на виды услуг, которые можно получить путем дачи взятки. По такими данным откуп от милиции, начиная от задержания в нетрезвом состоянии и до безосновательного закрытия уголовного дела «стоит» в пределах от $10 до $10 тыс. «Тарифы» судей относительно изменения вида или срока наказания, возвращения уголовного дела на повторное следствие или же вынесенения безосновательного оправдательного приговора колеблются в пределах $500 — $100 тыс. Большинство населения, зная эти «тарифы», послушно их выплачивает, и при этом жалуется, что судебная система является нечестной, коррумпированной, медленной, неэффективной и недоступной по уровню оплаты услуг. И опять же, когда возникает вопрос: платить или нет. Выбираем то, что срабатывает в нашем обществе надежнее, — платим, и о каких там моральных устоях может идти речь?
Есть свои «тарифы» и в сфере образования. В частности, зачет оценивается в 30—100 долларов, экзамены — дороже на 200 долларов. Цены колеблются в зависимости от формы и специализации вуза. Наиболее дорогими (читайте, элитными в этом понимании) являются медицинские вузы. Немалые суммы (если сравнивать с суммой минимального дохода граждан) жителям городков и городов приходится выкладывать на «подарки» коммунальщикам.
Приведенные прейскуранты касаются преимущественно рядового гражданина, которого интересует уют в доме, образование детей и более-менее качественный уход в больнице. Именно поэтому подарки и взятки подобного характера считаются бытовыми. Совсем иная ситуация в среде должностных лиц. Здесь мелкое взяточничество — детская игрушка. Создается впечатление, что возвращаемся к римским традициям имущественного ценза, когда к власти могли прийти представители определенной в финансовом плане прослойки населения. Только теперь критерием является не количество зерна и объемы вина в погребах.
Почему же берут взятки? В некоторой степени — это вопрос украинскому менталитету, то есть возможность заработать (и довольно неплохо), не прикладывая чрезмерных усилий. А доказать факт дачи взятки не так уж и легко. Ведь для этого один из участников дачи-принятия взятки должен сотрудничать с соответствующими органами — милицией, СБУ. На такое сотрудничество идут не всегда, о чем свидетельствуют статистические данные, согласно которым процент преступлений, связанных со взяточничеством, составляет 5% от количества всех корыстных преступлений в нашем государстве. До судов доходит половина дел, а число осужденных лиц составляет только 20—25% от общего количества привлеченных к уголовной ответственности. Из этого количества к лишению свободы осуждается только 50—60%. Логично, что мера наказания в таких обстоятельствах не является существенным препятствием для принятия «подарка». К тому же, «доброй традицией» стала дача взятки за то, чтобы не осудили за взяточничество.
Результаты опроса, проведенного Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, показали: около 30 процентам украинцев хотя бы раз в жизни приходилось давать взятку; 89,3 процента считают, что взяточниками являются все чиновники и государственные служащие; 60 процентов приводят конкретные примеры взяточничества, когда человек хотел добиться своих законных прав (не настораживает ли эта цифра политиков, которые на каждом шагу кричат о построении гражданского общества?), а 47,6 процента — конкретные примеры, когда взятку давали для достижения прав незаконных.
Самое интересное то, что население (согласно опроса) признает факт, что коррупция и взяточничество в Украине являются очень распространенными явлениями: 78% респондентов считают, что большинство или все должностные лица вовлечены во взяточничество и коррупцию. Но, не принимая во внимание осознание вредности поддерживания очага коррупции, 23% опрошенных вполне естественно воспринимают потребность оплачивать услуги государственных служащих, то есть давать им взятку ради решения проблемы или продвижения дела в нужном русле. Ирония? Менталитет? Или привычка плыть по течению?
Украинцы, по существу, могут гордиться умением плакаться о своих проблемах. Можно писать огромные тома о неблагоприятных условиях для развития государства на основах гражданского общества, о препятствиях на пути построения рыночной экономики. А стоит ли? Может проблема в самих нас? Такие обычные явления, как коробка конфет, непосредственно перерастают в эрозию органов управления, медицинских заведений, учреждений образования и правоохранительных органов. Стоит ли лелеять болезнь, когда существует столько эффективных лекарств?
Одним из важных шагов в решении проблемы коррумпированности украинского общества можно назвать обновление власти. Не очень существенно изменился управленческий аппарат, который еще несколько лет тому назад на 90% состоял из управленцев, формирование которых произошло еще в советские времена. Причем речь не идет о тотальном изменении государственного руководства (чего скрывать — и здесь есть талантливые политики и управленцы), а скорее, о качественном изменении морально-этических ценностей представителей власти, и, конечно же, методов руководства при решении дел.
Однако возникает закономерный вопрос: можно ли решить самую болезненную проблему общества, когда граждане сами не заинтересованы менять ход установившейся и начатой еще в советские времена жизни?