Ректор НМУ им. А.А. Богомольца Екатерина Амосова убеждена, что даже после официального завершения проверки вуза Минздравом, «продолжение последует». Может, даже еще с большими страстями, чем сейчас. Министерство здравоохранения наконец опубликовывало на своем сайте акт проверки университета. Но эта версия — уже третья. Как прокомментировала Екатерина Николаевна «Дню», в первых вариантах речь шла о расторжении контракта в случае, если до 28 декабря обнаруженные нарушения не будут устранены. В последнем варианте — вердикт звучит мягче, смысл тот же, но без определения времени «Ч». По словам Екатерины Амосовой — ей дают шанс.
Но ни на одном из вариантов акта нет подписи министра Александра Квиташвили. Колеблется? Конфликт выплеснулся в публичную плоскость, поэтому заявление министра было бы очень уместным и позволило бы понять его позицию. Потому что до сих пор Александр Квиташвили ограничивался фразами, что ничего страшного в проверке нет, это привычная практика, а Минздрав должен был реагировать на обращения общественности относительно коррупции в вузе. Вместо министра ситуацию комментируют другие. Так, недавно нардеп Борислав Береза с трибуны парламента призывал Квиташвили расторгнуть контракт с Амосовой за коррупцию. Ему об этом якобы рассказали студенты НМУ, которые уже три недели голодают под министерством.
ПОЗИЦИЯ ВУЗА: НАРУШЕНИЯ — НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ
Под Минздравом действительно проходила акция голодовки активистов ОО «Студенческое братство», и, как утверждают в ректорате, студентов НМУ среди митингующих не было, да и защищают они интересы не вуза, а оппонентов Амосовой на выборах ректора и отдельных структур, которые арендовали университетские помещения на выгодных условиях (университет расторг соглашения с несколькими арендаторами и выиграл суд против Минздрава, который настаивал на этой сомнительной аренде). На прошлой неделе «братья» провели пресс-конференцию, якобы по раскрытию коррупционных схем, которые покрывает Екатерина Амосова. Но никакой конкретики участники мероприятия так и не предоставили.
Какие же нарушения нашел Минздрав в работе университета? Проверка касалась устава вуза, качества образования, соблюдения закона во время осуществления финансово-хозяйственной части и соблюдения условий контракта между ректором и министерством. Поэтому замечания касались и устава университета, что больше напоминает метод кнута, когда вуз должен отчитываться о каждом своем шаге перед Минздравом, а как же тогда провозглашенная законом о высшем образовании университетская автономия? Далее ряд замечаний относительно того, что документы в хозяйственной части Амосова делегировала подписывать проектору Александру Никитюку, на что не имела права; что по завышенным ценам закупили турникеты для одного из корпусов, самое существенное замечание касалась ремонтов в общежитии, на что вуз перерасходовал 300 тысяч гривен.
ПРОВЕРКА СОВПАЛА С СУДОМ НАД ЭКС-РЕКТОРОМ...
Как утверждает Екатерина Амосова, этот факт не соответствует действительности, так же, как и переплата за турникеты, и соответствующие документы, подтверждающие это, уже предоставили Минздраву. Комиссия также рекомендует вернуть в бюджет 32 тысячи гривен, которые вуз выплачивал за почетные звания проректору Никитюку, а также принять несколько кадровых решений: как раз относительно Никитюка и проректора Ярослава Цехмистрова, который занимает две должности одновременно — проректора и директора в Украинском медицинском лицее, подчиненном НМУ.
В университете же готовы отстаивать свою позицию и правоту до конца. Как прокомментировала Екатерина Амосова, с самого начала проверку организовали как средство наказания университета, который не побоялся пойти против чиновников. Кстати, министерство уже подало апелляцию на выигранный вузом суд. «Чтобы лоббировать интересы бизнеса (орендатора), вопреки решению трудового коллектива, которому эти площади очень нужны, — объясняет Екатерина Амосова. — Мы и наши адвокаты не согласны с описанными «серьезными нарушениями» и наличием оснований для «кадровых решений». Проверка задумывалась как операция по смещению ректора вуза с бюджетом в 380 миллионов гривен. Есть информация, что должность уже продана. Проверка началась через несколько дней после начала судебного процесса против экс-руководителя НМУ относительно неправомерной выгоды (Виталия Москаленко. — Ред). Как ни искали, злоупотреблений, ущерба университету и государству не обнаружено. Отдельные нарушения в делопроизводстве, организации работ и тому подобное уже устраняем, они есть везде, и мы все время оптимизируем свои процессы».
«День» будет и в дальнейшем следить за ситуацией, которая сложилась между министерством и университетом.