Время от времени в Украине возникают дискуссии по поводу качества лекарств, которые закупает государство. В среду в «Дне» речь шла о том, что общественность предлагает организовать контроль за всеми этапами государственных закупок и использовать международные стандарты подтверждения их качества. «Система закупок медицинских препаратов в Украине является несовершенной и закрытой», — убеждены независимые эксперты. Как не удивительно, но с ними соглашаются в Министерстве здравоохранения, заявляя, что коррупция является причиной того, что больным предлагают некачественные лекарства. В частности, это касается и закупки препаратов от туберкулеза, эпидемия которого продолжается в Украине более 12 лет. Об особенностях лечения страдающих этой болезнью и проблемы, которые мешают преодолеть эпидемию, рассказал «Дню» заместитель министра здравоохранения Валерий ИВАСЮК.
— Пан Валерий, почему так затянулась эпидемия туберкулеза, ведь в послевоенные годы ее удалось преодолеть за год?
— Дело в том, что возбудитель туберкулеза — палочка Коха на протяжении миллионов лет сосуществования с человеком постоянно меняется, вследствие чего рождается более выносливая популяция, способная продолжать свою биологическую жизнь еще очень долго. Со временем палочка Коха не только не погибает от антибиотиков, но и начинает их потреблять: новые штаммы бактерии приспосабливаются к новым лекарствам. Это явление называется резистентностью. Поэтому сейчас распространены моно- и полирезистентные формы туберкулеза. В 30-х годах, когда только начали применять антибиотики, палочка Коха была к ним очень чувствительна. Ныне она уже не боится многих лекарств, поэтому с каждым годом с туберкулезом бороться все сложнее. Кроме биологических факторов, на пути к преодолению эпидемии туберкулеза стоят еще социальные и политические. Ныне в Украине открыты границы, а в результате миграционных процессов мы получили критическую массу доз инфицирования нашего населения со стран Востока, поэтому когда у нас появляются определенные успехи в преодолении эпидемии, снова происходит «подбрасывание» резистентных форм заболевания из Средней Азии и Индокитая... А еще не следует забывать и о последствиях Чернобыльской трагедии, которая до сих пор разрушает иммунитет украинцев...
В советские времена была создана классическая система диспансеризации больных туберкулезом и лиц, склонных к этому заболеванию. Власть тогда понимала, что туберкулез — как маркер качества жизни людей, а следовательно, его в СССР просто не должно быть. Прежде всего, система преодоления туберкулеза включала в себя обстоятельное преподавание фтизиатрии в высших учебных заведениях. В программу государственных экзаменов выпускников медицинских вузов обязательно включали вопрос диагностики и лечение этого заболевания. Поэтому любой медик, впервые сталкиваясь с больным, в первую очередь, обследовал его на наличие туберкулеза. Ребенка, у которого реакция Манту оказывалась положительной, ставили на диспансерных учет, назначали усиленное питание, раз в год проводили бесплатное санаторно- курортное лечение и дважды в год — полное медицинское обследование. Поэтому при такой системе в Советском Союзе вспышка эпидемии была только дважды — после Голодомора и в послевоенные годы.
Сейчас система диспансеризации разрушена. Пробы туберкулина хотя и делают, но есть признаки сомнительного качества туберкулина, например, относительно его очистки. Если же у человека обнаруживают положительную реакцию на туберкулин, государство не берет на себя долг ограничить доступ к этому человеку возбудителя болезни. Разрушена и система подготовки медицинских кадров, которые лечат туберкулез. Те кафедры фтизиатрии, которые еще остались, находятся в жалком состоянии из- за отсутствия финансирования.
— Но ведь в период эпидемии разрушить систему подготовки фтизиатров — недопустимо.
— Вот именно. Я участвовал в создании концепции Национальной программы борьбы с туберкулезом, которая была принята парламентом V созыва. Там есть целый комплекс мероприятий, направленных на восстановление преподавания фтизиатрии в медицинских институтах, независимо от факультета. Это уже начали делать с 2006 года.
— Может ли вакцинация гарантировать профилактику туберкулеза?
— Вакцинация значительно повышает шанс не заболеть туберкулезом. Однако вакцина БЦЖ, которая ныне применяется, создана на основании штамма палочки туберкулеза, которому почти 40 лет и который уже не актуален. Поэтому вакцину давно нужно менять.
— Почему же тогда ее не меняют?
— Производит вакцину БЦЖ одно из предприятий Харькова, а выписывает тендерную документацию санитарно-эпидемическая служба Минздрава. Хотя, по моему мнению, это должен делать правительственный Комитет по социально опасным заболеваниям, который в прошлом году был создан Президентом Украины. Нужно сконцентрировать управление государственными мероприятиями по преодолению СПИДа и туберкулеза в одних руках.
— Приходилось слышать от некоторых медиков, что в Украине сомнение в качестве вызывает не только противотуберкулезная вакцина...
— Составляющими частями системы использования лекарств являются пациент и врач. Пациенты небезосновательно недовольны качеством лекарств, врачей не устраивают ни качество части лекарств, ни качество некоторых вакцин, но, несмотря на это, государство продолжает закупать такие препараты. Я как врач считаю, что пациент — всегда прав. Если общество не требует правильных решений, то власть, как система принуждения, будет отстаивать только свои интересы. Для того, чтобы отыскать истину, цивилизованный мир разработал систему критериев оценок, которая включает в себя создание институтов, которые обеспечивали бы регистрацию врачебных препаратов и определяли их качество, гарантировали обратную связь между пациентом и врачом, чтобы убедиться, что обещанное качество препаратов отвечает действительности. Должен быть единый стандарт, по которому можно было бы проверять достоверность данных, поданных производителем, который хочет продать свою продукцию. Например, в Мюнхене создан институт имени Пауля Эрлиха, где проходят стандартизацию все средства, которые направляются на регистрацию, и определяется качество всего того, что имеет отношение к жизни человека. Подобное исследовательское заведение есть и в Америке, и в России. В Украине такой системы нет. Проблема заключается в том, что в нашем государстве Министерство здравоохранения является монополистом, который в себе сосредоточивает функции заказчика на медицинскую продукцию, регистратора, определителя качества, закупщика медицинской продукции, эксперта и аналитика. Сосредоточение всех этих функций в одних руках порождает конфликт интересов, провоцирует коррупцию, принятие корпоративных решений, укрывательство информации не только от общества, но и от государства. Возникает своего рода монополия на истину. Также у нас отсутствует система административного и уголовного наказания за умышленные или неумышленные действия государства или врачей, которые назначают пациенту некачественное лечение. К сожалению, судебная система в Украине не умеет защищать права человека на здоровье.
— По вашему мнению, что следует сделать, чтобы устранить такую «монополию на истину»?
— В первую очередь, следует вывести из подчинения Минздрава функции регистрации и определения качества тех препаратов, которые Министерство потом закупает. Осуществлять это должна посторонняя независимая структура под бдительным надзором Комитета защиты прав потребителей, общественных организаций. Также следует внедрить стандарты того, какими инструментами определять качество продукции медицинского назначения. Например, в протоколе проведения семинара-совещания по итогам работы фтизиатрической службы в 2006 году, ведущие фтизиатры Украины констатируют, что для лечения туберкулеза у нас применяются некачественные лекарства, и поэтому медики требуют ввести в тендерную документацию о закупке противотуберкулезных препаратов переквалификацию ВОЗ с целью недопущения приобретения таких медикаментов. Для того, чтобы закупать недорогие, но качественные препараты, ВОЗ проводит экспертизу качества и выдает соответствующий сертификат. Кроме этого, существует приказ Минздрава от 2006 года, которым обязывается в систему выписывания заказа тендерной документации на закупку противотуберкулезных и противоспидовых препаратов ввести переквалификацию ВОЗ. Однако Министерство юстиции Украины и Тендерная палата сделать это нам запрещают, потакая интересам определенных кругов бизнеса. Поэтому врачи требуют: пока Украина не создала собственную систему регистрации и определение качества медицинских препаратов, все лекарства, которые закупаются, должны иметь сертификат ВОЗ. Большинство противотуберкулезных лекарств, которые закупает Минздрав, сомнительного отечественного производства, скорее, это — пакетирование составляющих, которые, например, производятся в Индии. К сожалению, большинство препаратов, которые мы закупаем, не имеют переквалификации ВОЗ. Производители, которые предлагают медицинскую продукцию, — якобы различные компании, но хозяин у них один. Если Министерство выбирает другого поставщика, то эти фирмы, которые продают дешевое и плохое, при помощи своих сателитных фирм «затягивают» Минздрав по судам, который заставляет его осуществлять закупки у того производителя, который проиграл. Это — как «колесо Фортуны», в котором Джек-пот ежегодно составляет около 500 миллионов гривен, которые выделяются на закупку медицинских препаратов и которые оказываются в руках одних и тех коммерческих структур. Такая система пронизана коррупцией, торгашескими интересами, далекими от заботы о здоровье нации. Чтобы повысить эффективность некачественных лекарств, медики вынуждены назначать высокие дозы, что приводит к возникновению тяжелых заболеваний. Выход из этого должен быть только один — нужно срочно менять законодательную базу.
— Но все же, как ныне в Украине преодолеть эпидемию туберкулеза?
— Преодолеть эпидемию туберкулеза можно при условии, если Украина подпишет соглашение об едином эпидемическом пространстве, прежде всего, с Россией. Мы не можем закрыть границы и прекратить миграцию, в том числе, и скрытую. Если действия по преодолению болезни будут общими, то повысится и эффективность борьбы с ней. Также следует изменить законодательство в системе обеспечения медиков и пациентов качественными оборудованием и медпрепаратами. А еще Президенту Украины необходимо вернуть министра здравоохранения в состав Совета Национальной безопасности, как это было раньше.