А она таки действительно не произошла. Хотя все предпосылки для демографической революции, «младшей сестры» оранжевой, будто бы были. Взять хотя бы растиражированные свадьбы на площадях, призывы заботиться о появлении поколения свободных украинцев и обещания власти поддержать тех, кто даст жизнь новой оранжевой генерации. В конечном счете, уже время исправлять почти катастрофическую демографическую ситуацию в Украине, потому что теперешнее положение дел угрожает постепенным вырождением украинцев как отдельной нации. Чтобы этого не допустить, власть кое-что сделала, как и обещала на Майдане, а именно: существенно повысила одноразовую помощь при рождении ребенка. С 1 апреля 2005 года она составляла 8197 гривен 60 копеек, а с нового года — 8,5 тысячи. По сравнению с 725 гривнями в 2004 — это все-таки пристойная сумма. Но убедит ли она молодых супругов стать родителями, стоит ли нам ждать демографического взрыва и каково состояние дел на сегодня?
Как сообщили нам в Главном управлении статистики в Черновицкой области, в 2005 году в области родилось 9887 детей, тогда как за 2004 год — 9711 малышей. Разница небольшая, в пределах увеличения уровня рождаемости, который в общем отмечается в последнее время. Конечно, здесь напрашивается аргумент, мол, эти цифры нельзя считать каким-то показателем хотя бы потому, что со времени увеличения размера помощи не прошло 9 месяцев, нужных для появления на свет нового человека. А вот из того факта, сколько женщин состоят на учете в женских консультациях и планируют родить в ближайшем будущем, уже можно делать определенные выводы. Эту статистику нам сообщили в оргметодотделе по вопросам акушерства и гинекологии. Цифры приблизительно те же. В частности, на Буковине в прошлом году на учете стояло 14752 будущих мам, а в 2004 — 14510 женщин, в Черновцах их количество составляет 5178 женщин за 2005 год и 5168 — в 2004. Снова очень небольшая разница. Хотя, с другой стороны, если отвлечься от глобального, двести «лишних» детей по области — не так уж и мало.
Возможно, уменьшилось количество прерванных беременностей? Ответ на этот вопрос успокоил: похоже, аборт постепенно перестает быть основным методом планирования семьи — эта тенденция, кстати, формируется на протяжении последних пяти лет. Скажем, в 2005 году было сделано 2374 абортов, что на 610 меньше, чем в предыдущем году, и почти в два раза, чем в 2003. Но, откровенно говоря, назвать это результатом удачной государственной демографической политики достаточно тяжело.
Почему молодые люди не спешат стать родителями? По-видимому, лучше всего спросить их самих. Об этом мы разговаривали с моей приятельницей Еленой, 25-летней учительницей, которая в свободное время дает частные уроки английского языка. Стаж ее супружеской жизни — почти три года. «Мы с мужем неплохо зарабатываем, есть возможность снимать квартиру и не экономить на продуктах, но на ребенка будет не хватать. А ради получения 8 тысяч мы рожать не будем. Конечно, хорошо, что на первых порах есть такая поддержка, но год быстро пройдет, и на что жить дальше?!»
Вопрос риторический. Для того чтобы молодые семьи не временили с рождением и не останавливались на одном ребенке, требуется больше, чем одноразовая помощь, какой бы суммой она не исчислялась. Нужны стабильная работа с должной оплатой и, главное, — жилье. Существующие нынче в стране программы обеспечения молодежи жильем могут назвать действенными только чиновники, но и то для отчетов. Реально получить квартиру в кредит можно, только имея не одну и даже не десяток тысяч условных единиц, необходимых для первого взноса и компенсации разницы между государственными и рыночными ценами на жилье. Много ли молодых семей простых смертных украинцев могут собрать такие суммы?
Но, в конечном счете, если бы все рожали детей только при условии наличия собственного жилья и нормальной зарплаты, то через какие-то десятилетия на территории Украины проживали бы только потомки тех, чьи лица мы сегодня видим по телевизору в выпусках новостей и эстрадных шоу. У большинства же людей природные инстинкты продолжения рода берут верх над социальными потребностями и, помня старую пословицу — «даст Бог ребенка — даст и на ребенка», — приступают к делу.
Деньги, которые платит государство, не лишние, хотя они, конечно, не станут решающим аргументом в принятии решения об увеличении своей семьи. Об этом говорили все мои собеседницы — молодые мамы. Скажем, Наталья, мать пятимесячной девочки, сознается, что к рождению ребенка вся их семья готовилась заранее: «Собранных денег для приобретения всего необходимое нам вполне хватило, а помощь в размере трех с половиной тысяч просто компенсировала наши расходы — приблизительно столько мы и потратили на роды, кроватку, коляску, манеж, одежду для дочери». А недавно Наталья вернулась на работу, оставив дочурку под присмотром своей мамы, вместе с которой они живут, таким образом решая материальные проблемы. Для получения помощи молодая женщина предоставила по месту работы справку из загса о регистрации рождения ребенка. Это все, что необходимо для работающих, застрахованных в Фонде социального страхования по временной потере работоспособности. В исполнительной дирекции Черновицкого областного отделения фонда нам сообщили, что за 2005 год они выплатили помощь 5295 лицам на сумму 19 млн. 48 тысяч грн., причем, если работает только отец, то средства получит он по месту работы.
Другая знакомая, Надя, мать шестимесячного малыша, рассказала следующее: «Конечно, эти деньги нам очень пригодились, на них мы приобрели детскую кроватку, коляску, манеж, но рожать мы решили еще до того как узнали об увеличении помощи, а деньги не главное, главное — чтобы наш мальчик был здоровым». А еще Надя признается, что пришлось обить немало порогов для того, чтобы получить полагающуюся по закону сумму. «Мы с мужем были прописаны каждый у своих родителей, а чтобы получить деньги, нужно прописаться по одному адресу — пришлось это сделать. Дальше начали собирать справки — о составе семьи, доходах, размере земельного участка, ведь мы прописаны в селе; о том, что мы не частные предприниматели, справка из родильного дома... Уже и забыла, какие там еще бумажки были нужны», — ухмыляется 21 летняя студентка одного из черновицких вузов. В конечном счете их настойчивость была вознагражденная, и молодая семья получила около 4 тысяч гривен сразу, а теперь ежемесячно получают около 400 гривен на обеспечение потребностей малыша. Помощь неработающим лицам платит Главное управление труда и социальной защиты населения. Для того чтобы их получить, молодые супруги должны подать оригинал справки о рождении ребенка, справку из ГНИ о том, что они не занимаются предпринимательской деятельностью, и центра занятости, о том, что они там не на учете. Неработающими должны быть двое супругов.
Немало нареканий и различных слухов пришлось услышать относительно получения такой помощи частными предпринимателями, которых в нашей области немало. Ситуация же такова. Для получения должной суммы они также должны быть застрахованы в Фонде социального страхования по временной потере работоспособности. Но для предпринимателей это — дело добровольное, поэтому немало из них абстрагируются от этих условностей, экономя деньги на страховых взносах. Еще одна возможность получить одноразовую помощь — прекратить (де юре)свою деятельность, что также —лишние заботы.
Но если молодая семья все же получила деньги, не могут ли они стать предметом злоупотреблений? Ведь неоднократно высказывались опасения, что в некоторых социально неблагополучных семьях будут рожать детей ради заработка, а сами дети пополнят ряды жителей детских домов и интернатов. Как- то в одной из радиопрограмм услышала о создании специальных комиссий, которые будут проверять, так сказать, «целевое» использование средств. В управлении соцзащиты нам объяснили, что есть государственные социальные инспектора, в обязанности которых входит проверка семей, осуществляемая выборочно, и только в случае выявления злоупотреблений создаются специальные комиссии. Спрашиваю у Нади, не попала ли их семья под такую проверку? «Нет, никто нас не проверяет, — говорит женщина, — в конечном счете, мы же не обделяем собственного ребенка, он для нас — главное». Но тут же она вспоминает другую женщину, которая проживает в их селе. В апреле прошлого года незамужняя и еще совсем юная мамочка родила уже второго ребенка. Очевидно, ей так понравилось получать деньги «на шару», что это 18- летнее создание в очередной раз забеременело и планирует дать жизнь уже третьему ребенку, а единственный материнский долг, который она исправно исполняет, — это ежемесячно приходит на почту за деньгами. Оставив детей на свою маму и старшую сестру, девушка тратит детские деньги в ближайших барах с очередным кавалером. И нет на то управы, ведь дети получают все необходимое от других родственников, а как уже урегулированы материальные вопросы в отдельных семьях — дело личное, но все же должны быть какие-то рычаги воздействия на непутевых родителей. Пока что в области нет лишенных одноразовой помощи за нецелевое использование, а как будет дальше — жизнь покажет.
Демографическая ситуация в области после нововведения не слишком изменилась. Вот только можно порадоваться за тех, кто родился уже в оранжевой Украине, потому что те, кто хотя бы — на несколько месяцев раньше, вынуждены довольствоваться 107 гривнами в месяц на нужды и матери, и ребенка вместе взятых. И то, если мать до декрета работала, если же нет, то хватит с них и 90 грн. А может, сохраняя такой размер выплат, новая власть опосредствованно заботится о воспитании ответственности в украинских мужчинах, которые должны быть кормильцами семьи?