Ежегодно в Украине умирает свыше 700 тысяч людей. Из них 500 тысяч нуждаются в профессиональной паллиативной помощи. По данным Всеукраинской общественной организации «Украинская лига содействия развитию паллиативной и хосписной помощи», только от рака в муках в Украине ежедневно умирает около 260 людей. На сегодняшний день государство не может обеспечить своих граждан надлежащим обезболиванием и социальной защитой, а общество — поддержкой, пониманием и опекой. Впрочем, уверен председатель ВОО «Украинская лига содействия развитию паллиативной и хосписной помощи» и бывший министр здравоохранения Василий Князевич, выстроить эффективную систему паллиативной помощи в Украине вполне возможно уже в ближайшие десять лет — совместными усилиями правительственных чиновников и общества.
«Войдя в систему европейской паллиативной помощи, мы изучаем опыт разных стран. В действительности система не является такой сложной: нужно создавать и развивать хосписы, отделение паллиативной помощи в больницах, в медико-социальных центрах; отделения, которые будут созданы в госпиталях для участников и инвалидов войны. Но в то же время основной должна быть помощь на дому», — объясняет Василий Князевич.
По стандартам ВОЗ, Украина должна обеспечивать больных, которые нуждаются в паллиативной помощи, по меньшей мере, 4,6 тысячи стационарных кроватей. Как рассказывает президент Национальной академии медицинских наук Украины Андрей Сердюк, в Украине сегодня есть около 800 кроватей. «Для Украины — это мизер: ежегодно на больничных койках у нас находится около 150 тысяч таких пациентов, а в помощи нуждаются намного больше».
СКОРАЯ ДОМАШНЯЯ ПОМОЩЬ
Выходом могло бы стать развитие домашней паллиативной помощи. Но пока еще это невозможен по ряду причин. Одна из них — отсутствие перорального морфина, который относится к наркотическим веществам, следовательно, запрещен законом. То есть украинские тяжелобольные люди получают обезболивающее в виде инъекций, а количество вакцин, которые больной может получить, четко ограничено.
«В борьбе с наркоманией мы зашли так далеко, что с нами никто не может сравниться. Остались две страны, которые не имеют отечественного таблетированного морфина, — мы и Киргизстан. Нужно рассматривать опоидные обезболивающие как лекарства, которые должны быть доступны для каждого, кто в этом нуждается. Сегодня же больной или его родственники могут взять три-пять ампул, которых хватает на один-три дня, а затем опять вынуждены ехать за ними. А если человек живет в селе и должен каждые два дня ездить в райцентр за обезболивающим?» — объясняет пан Василий. Выход из ситуации эксперты видят в балансе между борьбой с наркоманией и доступностью обезболивающего для тяжелобольных.
«Нужно найти баланс, когда, с одной стороны, можно запрещать и заниматься борьбой с серьезной проблемой — наркоманией, а с другой, — создать доступ к лекарствам каждому, кому они необходимы. Первый шаг к этому — принятие соответствующего постановления, которое сегодня находится на рассмотрении в правительстве. Мы надеемся, что до конца месяца этот вопрос будет решен», — подчеркивает Князевич.
Директор Международной инициативы «Паллиативная помощь» Мэри Кэллоуэй объясняет, что содержание хосписов — это очень дорого для государства, и во всем мире развивается домашняя паллиативная помощь. «Для того, чтобы это стало реальностью и в Украине, нужно изменить нормативно-правовые акты, а также необходимо работать над развитием патронажных видов помощи; чтобы больные могли получать все необходимые лекарства и помощь у себя дома, нужно обучать персонал. Но важнее всего, — подчеркивает Кэллоуэй — общество должно требовать доступное обезболивание и эффективную паллиативную помощь. Конечно, эта система внедряется сверху-вниз, но для того, чтобы это произошло, нужно также давление снизу-вверх».
Эксперт рассказывает, что видит в Украине «готовность правительства сотрудничать с представителями неправительственных организаций». «Они действительно хотят учиться. Я думаю, здесь нужна донорская поддержка, возможно, какие-то частные фонды, которые бы поддерживали обучение представителей власти или врачей за рубежом, чтобы международные специалисты приезжали сюда и передавали свой опыт Украине. Программа паллиативной помощи должна работать и в туберкулезном диспансере, и в каждом центре СПИДА, в каждой больнице инфекционных заболеваний «, — подытоживает Мэри Кэллоуэй.
КАКОВА РОЛЬ ГОСУДАРСТВА?
Правительство обещает увеличить количество хосписов в Украине, но отмечает, что этот процесс является постепенным и долговременным. По словам директора Департамента материнства, детства и санаторного обеспечения МЗ Украины Светланы Осташко, в общегосударственной программе борьбы с онкологическими заболеваниями есть отдельное положение относительно расширения сети хосписных центров и отделений.
«Благодаря поддержке ВОО «Украинская лига...» мы разработали порядок предоставления медицинской помощи этим больным. Конечно, хотелось бы все и сразу, но мы постепенными шагами достигнем своей цели и создадим необходимую сеть — около
3,5 тысячи кроватей, разработаем соответствующую нормативную базу и будем иметь надлежащие условия доступной и качественной помощи таким больным. К сожалению, сегодня мы не имеем достаточного финансирования», — объяснила пани Осташко. По ее словам, вопрос паллиативной помощи касается не только МЗ, но и местных общин, местных властей, общественных ассоциаций и волонтеров.
P.S. Недавно состоялся I Национальный конгресс по паллиативной помощи. В нем приняло участие свыше 350 специалистов отрасли из Украины и зарубежья, а само мероприятие поддержало украинское правительство. «По результатам конгресса мы приняли резолюцию, в которой попросили Президента взять эту тему под свой контроль. Мы надеемся, что в октябре следующего года Верховная Рада Украины примет «Национальную программу развития паллиативной помощи», рассчитанную на десять лет», — сказал Василий Князевич.