Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Подарить детям мир речи

мечтает киевский инженер, педагог и изобретатель Александр Кравченко
21 января, 2000 - 00:00

Между тем, считает изобретатель, сегодняшние официально практикуемые методики — не более чем взаимообман. Ведь можно сколько угодно советовать солисту «правильно дышать», «упирать язык», раздвигать резонаторы так, чтобы «звук падал на крышку пианино», но проку от этого немного, а голос погубить проще простого (более 90% вокалистов страдают от узелков на связках и других профессиональных заболеваний). Вместо этого Александр Кравченко предлагает простой, на первый взгляд, механизм саморазвития, активизации и самооптимизации голосового аппарата. С помощью нехитрых упражнений, упорства и настойчивости педагог и его подопечные добиваются поразительных успехов. Среди его учеников — дипломант международных конкурсов Татьяна Панфилова, вспыхнувший оперный талант — Назар Павленко, певица из Канады Лилия Волянская и... тысячи не столь именитых, но от того не менее счастливых детишек, которых Александр Кравченко научил говорить и читать.

Дело в том, что новые методики, разработанные на основе открытия, помогают решению еще одной актуальной проблемы — задержки психоречевого развития у детей. А таких проблемных официально зарегистрированных детей в Украине около полутора миллиона и их число с каждым годом увеличивается. Хотя эта задача оказалась решаемой. В 95% случаев, как утверждает автор методики, можно помочь, используя механизм самооптимизации, который ничего общего не имеет с приемами медицины и логопедии. Ребенка не пичкают сосудорасширяющими лекарствами, не мучают наставлениями о «правильной» постановке языка, другими способами достижения цели. Его просто погружают в мир речи, сориентировав на определенный результат, начиная с гласных звуков. Ребенок старается выполнить посильную задачу, приводит в действие все мобилизационные и компенсационные рычаги, и после многочасовых и многодневных занятий (в том числе и дома с родителями) возникают новые звуки и слова — происходит... чудо. Александр Кравченко сравнивает появление речи с тем, как раскрывается цветок.

Увы, поэтические образы не так то просто реализовать на грубой почве реальной жизни. Мамы таких детей в 80% случаев — малообеспеченные женщины из проблемных семей. Удивительно, но в то же время автору уникальной методики, по его словам, «раскрутиться» с крайне необходимой многим детишкам помощью мешает безразличие чиновников различных инстанций. По логике вещей, государство должно было бы способствовать тому, чтобы такие дети не были изгоями в нашем обществе. Программа реабилитации детей-инвалидов могла бы сэкономить миллионы бюджетных гривен, но этого пока не происходит.

КОMМЕНТАРИЙ

Мария ШЕРЕМЕТ, заведующая кафедрой логопедии Национального педагогического университета им. М.П.Драгоманова, доктор медицинских наук, профессор:

— По просьбе Министерства образования мы внимательно ознакомились с публикациями Александра Михайловича Кравченко, его методикой, взглядами и видением проблемы. На встречу с ним были приглашены ведущие специалисты, практики-логопеды и дефектологи, родители детей, которым помогал изобретатель. В результате ничего нового и феноменального в методике Александра Кравченко, который не является специалистом в отрасли логопедии и педагогики, не было обнаружено, а та точка зрения, которую он отстаивает, на наш взгляд, ничем не обоснована. Странным кажется и такой способ обучения, когда, скажем, глухого ребенка с мышечной слабостью, нарушениями иннервации сажают за компьютер и заставляют нажимать клавиши, в то время как он не произносит даже слова «мама». Все это неубедительно, далеко от науки и неэффективно. Хотя проблема действительно слишком острая и родители готовы идти к кому угодно, чтобы помочь беде. Так, за девять месяцев прошлого года кривая численности детей с нарушениями языковых функций выросла на 8% по сравнению с годом предыдущим, а изъяны языкового развития зарегистрированы почти у 36% детей дошкольного и школьного возраста. Причины известны — тяжелое социально-экономическое положение, экологические проблемы, увеличение количества социальных заболеваний, стрессы, снижение качества жизни.

Александр ФАНДЕЕВ,«День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ