Уже почти все признают (по крайней мере, на словах), что историческая память народа — это не второстепенное «приложение» к главным проблемам, а мощный ресурс, нацеленный в будущее. В частности, если торжественно переименовывают улицу или устанавливают памятник в честь исторической личности, отношение к которой не является однозначным или которую люди просто не знают (дают о себе знать десятилетия господства тоталитарной идеологии) — то это вызывает невосприятие или раздражение.
Это справедливо и относительно деятелей, широко известных в стране, но таких, которые раньше предавались злобным «анафемам» по идеологическим соображениям. Симон Петлюра, убежденный социалист, а в 1919—1920 гг. — символ вооруженной борьбы армии УНР за независимость — конечно, не исключение. Скромный памятник, который ему установили в Виннице, вызвал немало полярных суждений и эмоций (кстати, Петлюра там изображен не в «каноническом» образе с оружием в руках или на митинге, а рефлектирующим, задумчивым.).
Так, Дмитрий Спивак, блогер из Одессы и «еврейский общественный деятель», как он сам себя называет, прокомментировал установление памятника буквально так: «Этот памятник разрушает мои представления о добре и зле, о человечности и милосердии, о единстве, справедливости и европейских ценностях» (имеется в виду, очевидно, что Петлюра — «погромщик». Господин Спивак в этом абсолютно убежден, несмотря на то, что нет никаких документов, которые убедительно доказывали бы это, однако есть задокументированные приказы Главного атамана: расстреливать за это!). И дальше Дмитрий Спивак пишет: «Если бы я жил в Виннице — то после этого я бы, наверное, захотел отделиться, убежать, уехать» (сайт «Обозреватель»). Давайте поразмышляем спокойно. В конкретном «случае» с Петлюрой стоит честно ответить на три вопроса:
• Есть ли историческая связь лидера УНР с Винницей? Да, есть, там определенное время работал он и его штаб.
• Был ли Петлюра виновным в еврейских погромах? Во времена СССР малейшее сомнение в этом жестоко каралось, теперь же можем сказать так: он, как мог, стремился укротить революционную «стихию» и ее последствия — кровь, насилие, расправы. Не всегда это удавалось — но сознательно Петлюра ей не потакал.
• Был ли Главный атаман неоднозначной личностью? Бесспорно, да, был, история знает о его ошибках, но без него она была бы пустой.
Это — лишь некоторые из аспектов исторической памяти и мемориализации героев. К этому, несомненно, стоит подходить взвешенно и очень серьезно, помня (повторимся): история — мощный фактор консолидации. Или раскола!
Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Именно Винница на достаточно сложном, ответственном этапе Украинской революции трижды становилась столицей Директории (впервые — с конца ноября по 19 декабря 1918 года; во второй раз — с 2 февраля по 6 марта 1919 года; в третий раз — с середины мая по 7 июня 1920 года). Именно поэтому тему «Винница — временная столица УНР» историческое сообщество города решило использовать в качестве исторического бренда города. С этой целью уже второй год подряд в Виннице проводятся масштабные исторические реконструкции, зрелищный церемониал «Почетный караул Временной Столицы» при участии представителей военной исторической реконструкции в костюмах того времени, в прошлом году презентовали копию бронеавтомобиля времен Украинской революции 1917—1921 года — «Петлюра», открыли мемориальную доску Начальной Команде Украинской Галицкой Армии, а в этом году — памятник главному атаману армии УНР Симону Петлюре. Инициатором установления монумента выступил совет по вопросам истории, культурного наследия и топонимики, которая действует как совещательно-консультативный орган при Винницком горсовете. А профинансировал проект социально активный бизнес.
«Инициатива возведения памятника Симону Петлюре не новая. Она возникла еще во время обсуждения программы празднования 100-летия Украинской революции и роли Винницы как временной столицы УНР. Город искал акценты, которые позволили должным образом отметить столетие Революции именно в Виннице и первой возникла именно фигура Петлюры, потому что он находился в нашем городе и его резиденция до сих пор сохранена и заслуживает внимания туристов и посетителей. Главным вдохновителем создания памятника выступил Центр Истории Винницы, проспонсировал известный в городе меценат Сергей Капуста, а выполнил его скульптор Владимир Оврах, — рассказывает представитель совета по вопросам истории, культурного наследия и топонимики, директор Государственного архива в Винницкой области Юрий ЛЕГУН. — Несмотря на то, что проводились мероприятия, посвященные пребыванию Директории в Виннице, широкой информационной кампании организовано не было, потому что мы исходили из того, что произошло изменение учебных курсов в школах, теперь школьные учебники отображают господствующую в исторической науке мысль, что Петлюра — это положительный деятель. Да и большинство винничан, убежден, такого же мнения. И если говорить о раздражающих вопросах, возникающих сегодня, в частности и относительно его отношения к евреям, то официально признана исторической наукой позиция, что Петлюра был противником таких погромов и репрессий. И известны случаи, когда по его приказу были расстреляны руководители воинских подразделений, организовывавшие эти нападения. Поэтому обвинять Петлюру в антисемитизме — значит использовать шаблоны, которые в свое время нам навязала советская пропаганда. Когда мы говорим об определенном этапе нашей истории, мы должны отсечь все «советское» и уже тогда смотреть на украинское общество. Симон Петлюра был выдающимся украинским общественным и государственным деятелем, но если посмотреть на его профессиональный опыт, то он не заканчивал военных академий, не был кадровым военным, и ему пришлось с «нуля» создавать армию и вести ее в бой. Если оценивать объективно, задача с такими условиями тогда вряд ли имела бы позитивное решение. И потому есть определенная закономерность в том, что Украина тогда проиграла. Но хуже всего то, что и теперь мы проигрываем, потому что до сих пор не выучили свою историю и позволяем устраивать на историческом поле всевозможные манипуляции. Мы в настоящий момент выдерживаем безумный удар критики, но я убежден, что памятник Петлюре в центре Винницы — это безусловный плюс для города. Через несколько лет монументы в честь атамана войск УНР появятся и Каменке, и в Полтаве, и в других городах Украины».
«ПОКА ЭТА ТЕМА НЕ БУДЕТ ОСВЕЩЕНА ДО КОНЦА, БУДУТ ВОЗНИКАТЬ НОВЫЕ ПОПЫТКИ «ПОГРОМОВ» ПРОТИВ ПЕТЛЮРЫ»
Истерия в социальных сетях вокруг памятника Симону Петлюре возникла из-за того, что якобы именно он несет ответственность за еврейские погромы в Украине. Еврейское сообщество стало требовать от горсовета отменить решение об установлении памятника Петлюре в центре старого еврейского квартала Винницы. Авторитетный местный писатель Николай Рябий убежден, что дискуссия возникла прежде всего из-за того, что люди не знают историю народа, среди которого веками живут, во всей ее трагической полноте и многомерности, и хуже всего — не хотят знать, чтобы не брать на себя ответственность за горькие страницы истории Украины.
«В 1914 году Симон Петлюра — на фронтах Первой мировой войны, украинизирует войска, с марта 1917 — член Украинской Центральной Рады, куда входили и руководители еврейских партий, в частности воинственный пан Рафес. Из университета запомнились слова Ленина: «Та революция чего-то достойна, которая умеет защищаться». Петлюра думал так же. Поэтому вместе с харьковским адвокатом Николаем Михновским заботился об организации украинского войска. Среди украинских воинов он был очень популярным, отсюда — петлюровцы. Со временем петлюровцами стали называть даже те формирования, которые к Петлюре не имели никакого отношения, но тоже воевали против большевиков. Украина стала «проходным двором», после развала фронта солдаты голодные-холодные, злые, с оружием в руках возвращались домой — вглубь «матушки-России», и по дороге грабили селян, местечковых зажиточных евреев... А сколько еще развелось местной бандитской сволочи, которая, пользуясь моментом, грабила, терроризировала и убивала мирных жителей, надеясь хоть чем-то поживиться. В том так называемом четырехугольнике смерти, в котором оказалась Украина, кровь лилась реками, в частности и еврейская. Еврейские погромы, действительно, стали распространенным явлением. Но виновно в них не столько стихийное украинское атаманство, вину за которое преподаватель факультета журналистики винницкого педуниверситета Зорий Файн (полемика началась именно с его поста в «Фейсбуке». — Авт.) вместе со своими единомышленниками пытаются приписать Симону Петлюре, а в первую очередь хорошо организованный и спланированный террор деникинцев, польских войск и буденовцев. Относительно Петлюры конкретно и правительства УНР в целом, всеми возможными способами они пытались укротить стихию погромов. Им никоим образом не нужен был раздор в Украине. Как пример петлюровских погромов Зорий Файн вспоминает расстрел в Киеве в августе 1919-го года сотни молодых евреев. Никоим образом не опровергая этот факт, просто чтобы дополнить картину, напомню, что в январе 1918 года московские большевистские войска Муравьева, захватили Киев и утопили город в крови. Людей на улицах расстреливали только потому, что имели внешность петлюровцев, то есть украинцев. Даже замучили в Печерской Лавре митрополита Владимира. Прямые и непосредственные указания, как проводить террор в Киеве, Муравьеву посылал «товарищ» Троцкий, настоящее имя и фамилия которого Лейба Бронштейн.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ С САЙТА WIKIPEDIA.ORG
Большевистско-сталинские наемники убили Симона Петлюру дважды. Впервые физически — 25 мая 1926 года руками Самуила Шварцбарда. Во второй раз — политически, превратив суд над убийцей Петлюры в судилище над ним, а заодно и самой идеей украинской государственной самостоятельности, чтобы в глазах мира превратить ее проводников в бандитов. Никакие свидетельства авторитетных представителей еврейства, таких как Жаботинский, Гольдельман и другие не были приняты судом во внимание. Зато помог фальсификат, который помощник адвоката Шварцбарда собрал в Украине при непосредственной поддержке Лазаря Кагановича, еврея из-под Чернобыля, которого Сталин сделал «вождем украинского народа»... Это продуманное преступление надолго вбило клин между украинским и еврейским обществами. И пока эта тема не будет объективно, правдиво и честно освещена до конца, до тех пор будут возникать новые попытки «погромов» против Петлюры, которые никоим образом не способствуют миру и взаимопониманию в украинском обществе».
«СУМНИЙ І НЕВЕСЕЛИЙ СИДІВ НА ЛАВЦІ...» — НАПИСАЛ БЫ ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО»
Композиционно памятник Петлюре выглядит так: он сидит на скамье, держа в руках карту Украины. На ней выделяются две главные отметки — Винница, как Временная Столица УНР, и Киев — столица государства, которое временно оккупировано большевистскими войсками. Основой идеи формата памятника стала известная фотография, сделанная в 1919 году в Каменце-Подольском. Разложенная на коленях карта, стала художественным дополнением исторического образа выдающегося государственного деятеля. Но, по мнению винницкого журналиста и писателя Юрия Сегеды, такой авторский домысел не совсем удачен, потому что на фото Петлюра с надеждой смотрит вдаль, видит перспективу, а в бронзе застыл «посупивши носа», будто отчаявшись и разочаровавшись.
«Памятник выглядит крайне неудачным, на мой взгляд. Не всегда садово-парковые памятники уместны для увековечения таких деятелей, как Петлюра. В Виннице уже есть сидячий памятник архитектору Артинову, возле которого все садятся, фотографируются и по какому-то непонятному поверью натирают ему нос. Страшно представить, что будут натирать Петлюре, — иронически высказывается Юрий. — Я воспринимаю это как унижение выдающихся исторических фигур. В Виннице есть прекрасный памятник Коцюбинскому, где он также сидит. Но монумент возведен так, что добраться до него не просто, потому что стоит на постаменте. Во-вторых, неудачное художественное решение — «сумний і невеселий сидів на лавці...», — написал бы Григорий Квитка-Основьяненко. Скульптор скопировал хорошо известное фото Петлюры, но портретная схожесть «хромает». Более того, на фотографии Петлюра смотрит вдаль, будто видит перспективу, а здесь — себе под ноги. Думаю, что Петлюра заслуживает лучшего увековечения».
Центр истории Винницы планирует в помещении Винницкого областного радио (ул. Симона Петлюры, 15), во дворе которого расположен памятник, создать филиал будущего исторического комплекса — музей Временной Столицы, где будет презентоваться жизнь города в те времена, будет демонстрироваться ретроспектива времени освободительных соревнований 1917—1921 гг.
«ДО СИХ ПОР УКРАИНЦЫ ЖИВУТ С «НЕВЫУЧЕННЫМИ УРОКАМИ»
Резонанс, возникший открытия в Виннице памятника Симону Петлюре, засвидетельствовал две очевидных вещи. Первая — возрождение и чествование украинской истории происходит еще достаточно стихийно, без сопровождения полноценной разъяснительной и информационной кампании, особенно среди людей старшего возраста. Из-за этого каждый новый взгляд в историю вызывает общественное сопротивление, потому что их не так воспитывали и не то рассказывали в советское время. Вторая, и она более глобальна, мы каждый раз пытаемся превратить историю в ура-патриотизм, не понимая, что нужно воспринимать ее такой, какая она была — с горькими и радостными страницами, считает доктор исторических наук, заведующий кафедрой Винницкой академии непрерывного образования Алексей СТРУКЕВИЧ.
«Наша необразованность должна уступить новым знаниям. Но прежде всего должно прийти восприятие своей истории и ее осознание. Из-за длительного колониального наследия украинцев приучили смотреть на жизнь через призму мировоззрения чужого народа. Но если бы хоть мировоззрения?! А то даже ситуацию оценивают стереотипами советской и царской эпохи. До сих пор украинцы живут с «невыученными уроками». А все потому, что нет индустрии воссоздания исторической памяти. Кто должен ее создать? Политическая элита! Но она этого не делает и этому есть ряд причин. Во-первых, наша политическая элита (ее большинство) воспитана на советских, российских стереотипах и шаблонах. Во-вторых, они не могут пропагандировать национальную идею из корыстных интересов, которыми руководствуются, потому что национальная идея ведет к сплочению, к солидарности и сопереживанию, а такими людьми трудно управлять. В-третьих, наша политическая элита состоит не из государственных мужей, а из временных пользователей, которые приходят к власти не ради реализации национальной идеи, а лишь своих собственных интересов. Им не нужен думающий избиратель, который будет заставлять работать, лучше пусть он барахтается в море стереотипов и захлебывается от манипуляций. Ломать исторические стереотипы, учить думать, брать уроки по истории может лишь элита самоотверженных авторитетов в глазах народа. Таких в Украине немного, но они есть. И чем больше газета «День» и другие производители индустрии возобновления исторической памяти будут уделять внимание прошлому нашей страны, тем больше самоотверженных людей будут заселять этот остров новой Украины с правильной дорожной картой развития».
Олеся ШУТКЕВИЧ, Винница
ГОЛОС ІЗ FACEBOOK
«Все ли знают жизнеописание Петлюры?...»
Ростислав КАМЕРИСТОВ, журналист:
... Задумывались ли, почему появились петлюровцы? Все ли знают жизнеописание Петлюры? Могут ли знать его позитивные черты? Все ли заучили и хотят повторить его «государственнические планы»?
«... Как сказано ... головной атаман УНР» — это определенный тип современного украинского интеллигента. Когда этот тип удержится у нас в дальнейшем, то Петлюра станет между национальными героями нашей истории, таким как: Кормильчичи, Болоховцы, Пушкари, Ханенко, Гонты, Довбуши, Махно и др., но вместе с этим не будет украинской нации. Чтобы она была, скорее — чтобы она образовалась, жила и развивалась, ради этого тип Петлюровца должен исчезнуть из нашего гражданства; должен возникнуть новый тип украинского интеллигента, антитеза Петлюровца — тип, который обретет все эти признаки и ценности, которыми прежний отличается от представителей настоящих культурных народов.
Наша необразованность должна уступить место знанию, наш эгоизм — самопожертвованию, наша самосвобода — дисциплине, наше интриганство — личной и общественной честности, наше доктринерство — настоящему знанию народа и его жизни, наша демагогичность — общественному воспитанию, наш пайдократизм — почету авторитета, наше фразерство — позитивной деятельности, наша поверхностность — солидности, наши демократизм, радикализм, социализм и анархизм должны быть заменены знанием и пониманием действительных политических, культурных, социальных и хозяйственных ценностей и развиваемых законов.
Еще больше. Прежний тип украинского интеллигента должен исчезнуть не только из общественной жизни, но и из его литературы и истории. Значит — перерождение должно идти в паре с ревизией нашей исторической галереи. Когда это произойдет, то портрета Петлюры не будет ни в украинском Пантеоне, ни в самом историческом музее заслуженных для родного края Украинцев, разве только в отдельном закрытом кабинете с надписью на дверях: «молодежи вход запрещен». Там будут показывать образцы плохих национальных болезней украинского народа».
Степан Томашивский, «Петлюра (политический некролог)», 1922