Не секрет, что далеко не каждый школьник способен овладеть глубинами математической науки, вникнуть в суть сложных химических формул или научиться мастерски рисовать. Различия в способностях и ориентация на реализацию собственных жизненных планов в старшей школе проявляются особенно ярко. Те, у кого сложности с овладением математикой, пытаются найти у себя иные таланты и сосредоточиться на их развитии. Одаренные же в сфере точных наук также могут испытывать трудности в изучении каких-либо предметов. В концепции 12 летнего образования этипроблемы решаются путем превращения старшей школы в профильную. Однако ждать такой трансформации нужно было бы еще лет шесть, пока сегодняшние «третьеклашки» (они самые старшие, кто учится сегодня по 12-летней программе) превратились бы в солидных десятиклассников.
Академией педагогических наук разработана концепция профильного образования, а Министерство образования рекомендует эту концепцию реализовывать уже сегодня. Таким образом можно будет экономить время учащихся, удовлетворять их индивидуальные запросы, не прибегая к репетиторским услугам, — углубляться в выбранную специализацию прямо на школьных уроках. Определено пять профилей гуманитарный, физико-математический, естественно-научный, технологический (изобразительное искусство, компьютерные технологии...), спортивный. Выбор одного из них означает углубленное изучение не отдельных предметов, а целого блока дисциплин, профилирующих в той или иной профессиональной сфере. Нормативная база концепции изменять выбранный профиль не запрещает, однако на практике это может оказаться весьма проблематичным. Под каждый профиль разработан определенный пакет программ. Эти программы составлены по трем уровням сложности — углубленный, академический и в соответствии с базовым стандартом образования. Стандарт определяет границы предмета, в которых ориентироваться обязан каждый выпускник общеобразовательной школы. Например, гуманитарный профиль предполагает математические знания лишь на уровне стандарта, когда как предметы гуманитарного цикла предусматривается осваивать углубленно. Следует заметить, что знания, которые не превышают «стандарт», являются недостаточными для поступления в вуз, так как вступительные экзамены в высшие учебные заведения рассчитаны не меньше, чем на академический уровень. Если же школа еще не готова к внедрению профильного образования, то в ней все предметы могут читаться по-прежнему — на академическом уровне, когда разным дисциплинам уделяется при изучении практически равное внимание.
Академик-секретарь отделения дидактики, методики и информационных технологий в образовании АПН Украины Надежда Бибик рекомендует школьникам как можно больше «испытывать» себя в различных предметах при помощи факультативов и углубленного изучения отдельных предметов еще в допрофильный период — в средней школе. По мнению Надежды Михайловны, это поможет избежать досадной ошибки при выборе профиля в дальнейшем. Несмотря на то, что базовое среднее образование (5—9 классы) у нас унифицировано, индивидуальные наклонности учащихся предлагается развивать посредством использования педагогами специальных методик и факультативных курсов. В старших же (11—12) классах под профильные дисциплины в учебном курсе выделяется свыше трети учебного времени.
Сегодня в профильном ключе организовано обучение во многих гимназиях и лицеях — от углубленного изучения отдельных предметов до комплексной профилизации. Однако таких учебных заведений в Украине не так уж и много. В городах их насчитывается около пятисот, а в сельской местности менее четырех десятков. Как правило, лицеи и гимназии выбирают для ребенка родители, для которых порой на первый план выступает не специализация учебного заведения, а комфортность пребывания в нем ребенка. Специалисты же утверждают, что в допрофильный период очень важно подготовить подростка к осознанному выбору дальнейшего образования, а ранняя специализация оправдана лишь в тех случаях, когда к ней проявляет интерес сам ребенок.