Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Показать то, чего уже не найти

В Виннице народный художник Украины Владимир Козюк представил фотоальбом с фотографиями украинских хат, построенных еще в XVIII-XIX веках
22 марта, 2018 - 15:43

20 лет Владимир Козюк ездил по селам, разыскивая старые хаты под стрехой. Сначала их рисовал, а потом — начал фотографировать. Кое-кто удивлялся, мол, кому это нужно? Но Владимир не обращал внимания, потому что понимал, что вскоре традиционная хата под стрехой, как явление повседневной жизни украинцев, отойдет в вечность, останутся только одиночные музейные экспонаты, и именно книгам, полотнам, фотографиям будет принадлежать почетная роль передавать воспоминания грядущим поколениям. И когда в конце 2016 года художник написал о намерении издать альманах «Хата під стріхою» и выложил в сеть свои фотографии старых мазанок — это вызвало довольно большой резонанс. За несколько дней его заметку, как писал тогда «День» (№220-221, 2016),  https://day.kyiv.ua/uk/article/cuspilstvo/u-ciy-hati-narodylas-ukrayina распространили семь тысяч пользователей, а количество восторженных и благодарных комментариев под публикацией вообще было не сосчитать. Хотя до сих пор немногие интересовались, да что там — замечали белые приземленные жилища в небольших украинских селах...

«Я объездил по меньшей мере 800 сел. Добирался до них рейсовыми автобусами, велосипедом, потом уже машину приобрел, но разбил ее на сельских дорогах, — улыбаясь, рассказывает художник. — Везде разыскивал старенькие хаты под стрехами. Спрашивал о них в сельсоветах. Обычно, там отвечали: «Нет, у нас таких нет». Но часто случалось так: идешь селом, а где-то за бугорком она выглядывает — старенькая, но очень красивая. Сначала любовался сам, выбирал место для фото, а затем уже работал. Больше всего уцелевших хат нашел в Мурованокуриловецком районе. Там были мазанки, которым по 150 лет. Лучше всего сохранилась хата бабы Нади в селе Вербовец, там еще и пейзаж вокруг  восхитительный. До сих пор помню то место и тот день».

Однажды свои фотографии хат под стрехами Владимир Козюк показал винницкому архитектору Людмиле Денисовой. Она удивилась: «А что, такое еще есть?» Да, тогда «такое» еще было, а теперь — почти не сохранилось. Именно после этого разговора у Владимира родилась идея собрать свои фотографии в альманах, чтобы показать всем то, чего уже не увидишь — хаты под стрехой исчезли, а их хозяева уже давно отошли в вечность. Теперь их можно увидеть только на фотографиях в презентованном альманахе «Хата під стріхою. Останній штрих минулого тисячоліття». Книга, которую анонсировал «День» (https://day.kyiv.ua/uk/news/150318-vinnyckyy-hudozhnyk-vydav-unikalnyy-f...), представляет не только фотоработы в сопровождении научных и научно-популярных публикаций о подольском жилище, но и содержит мнения современных выдающихся украинцев о том, с чем у них ассоциируется старенькая хата-мазанка.

«Владимира Козюка можно назвать волонтером искусства, потому что он создает и реализовывает немало художественных проектов, которые становятся оберегами нашей культуры. Презентованный фотоальбом и в целом его проект «Хата під стріхою» заслуживают серьезного изучения, исследования этнографами, искусствоведами, историками и архитекторами, — комментирует генеральный директор Национального музея народной архитектуры и быта Оксана Повякель. — Кроме того, эта работа имеет значительное патриотично-воспитательное влияние на формирование национального сознания каждого украинца, ведь побуждает самоидентифицироваться, почувствовать генетическую связь с родной землей, понять «якого ми роду і якого  народу сини».

В целом фотограф снял 450 старых жилищ: глиняных, деревянных, каменных. Большинство из них — в полуразрушенном состоянии. Самая старая хата, которую удалось найти, построена в начале XVIII века. В самой большой —  кухня и пять комнат. Но 90% жилищ были однокомнатными. С кухней, коридором и пристроенным хозяйственным помещением. В презентованное издание вошло только сто фотографий из коллекции, поэтому автор называет его «тестовым». Говорит, что когда он презентовал свой проект «Хата під стріхою» в сети, то фотографиями интересовались не только искусствоведы и историки, но и простые люди. Больше всего комментариев было от зарубежных ценителей украинской культуры, в частности представителей диаспоры в Чикаго и Майами. Поэтому автор мечтает переиздать книгу, дополнить ее новыми материалами, фотографиями и сделать английский перевод.

«И меценаты, которые помогут расширить и переиздать альманах, должны обязательно найтись, — убеждает поэтесса Нина Гнатюк. — Когда я листала этот альбом, слышала голоса людей, которые жили в тех белых хатах, пахло домашним хлебом и чувствовалось тепло маминых рук. Словом, отзывалась жизнь родительских и дедовских поколений, потому что хата — это не только жилье, это олицетворение всех тех богатств, которые таит украинская душа. Старенькая беленькая хата отходит, но благодаря таким людям, как пан Владимир, она сохраняется для вечности на художественном полотне, фотографиях, в наших взглядах и воспоминаниях. Знаю, что этот альбом не последний, и было бы хорошо, если бы в будущем он вышел со стихами украинских поэтов, которые бы стали лирическим дополнением к этому роскошному изданию. А нашим меценатам желаю щедрости, которая бы позволила сберечь украинскую хату для грядущих поколений».

Научный текст издания «Хата під стріхою. Останній штрих минулого тисячоліття» принадлежит Виктору Косакивскому — археологу, этнологу, краеведу, кандидату исторических наук, а фотографии, как уже писалось, —  результат многолетнего труда народного художника Украины Владимира Козюка. Именно из-за того, что альманах презентует «хату под стрехой» как феномен Украины, базированный на рекордном объеме фактического материала, он попал в Книгу рекордов Украины. Во время презентации дипломы об установлении рекорда Украины получили автор книги, редактор, издатель и все, кто способствовал ее публикации, поскольку аналога подобного издания в Украине еще не было.

Олеся ШУТКЕВИЧ, Винница, фото автора и Владимира КОЗЮКА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ