Советский и нацистский тоталитарные режимы карали не только своих прямых противников, но и членов их семей. Репрессии касались даже наименьших членов общества — детей. Глубже исследовать эту недостаточно изученную тему решили в мемориальном музее тоталитарных режимов «Територія терору», который создан во Львове на территории бывшей Пересылочной тюрьмы № 25 и Львовского гетто.
«Показать место ребенка в тоталитарной системе, сравнить немецкий и советский тоталитаризм в отношении к несовершеннолетним членам общества, показать характерную черту тоталитарной власти — использование детей как заложников системы, средство давления на родителей в частности и все общество в целом», — такую задачу перед собой поставили работники музея совместно с Львовским областным Обществом политических заключенных и репрессированных. 3 апреля во время презентации концепции музея репрессированных детей они представили первые наработки своего совместного масштабного исследования.
СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ — ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ И ОБЛАГОРОДИТЬ ПОМЕЩЕНИЕ
«Общество политических заключенных и репрессированных обратилось к нам с идеей создания музея и передало нам в субаренду помещение на улице Старой. Там мы планируем создать филиал музея. Однако для этого нужно будет облагородить помещение и привлечь еще немало ресурсов. Сейчас мы ведем переговоры с местной властью, с управлением культуры, чтобы получить все необходимые разрешения и оформить филиал юридически», — отмечает директор музея «Территория террора» Ольга ГОНЧАР.
Параллельно с решением организационных вопросов обустройства филиала музея репрессированных детей идет научная работа. Ею, в частности, занимается научный сотрудник музея Юрий КОДЕНКО. В рамках презентации он не только поделился своими наработками, но и прочел лекцию о «Семейном заложничестве в карательной практике советской власти времен сталинизма (1930 — начало 1950-х гг.)».
«Исследуя тему репрессированного детства, мы изучаем истории детей-политзаключенных, то есть тех, кто принимал участие во взрослой деятельности против системы, — рассказывает Юрий Коденко. — Несмотря на молодость их лет система обрушила карательный меч на них со всей силой. Последние годы своего фактически еще детства они провели по тюрьмам, лагерям-спецпоселениям.
Также исследуется судьба детей самих политзаключенных, которые в отличие от первой категории были без вины виноваты. Они не совершали накаких преступлений против системы, кроме одного — были членами семей «врагов народа», «предателей родины». Система расценила их как потенциально опасных. Эти дети не были прямо осужденными властью, но с момента своего рождения были опосредствовано репрессированными. Они рождались в концлагерях, их отнимали у матерей. Они оставались родителей и даже любых родственников, становились сиротами, изгнанниками. Дальнейшая их судьба — детские дома, спецшколы, спецпоселения. Эти дети были лишены нормальной социализации».
«ИССЛЕДОВАНИЙ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ МАЛО»
В мероприятии также принял участие бывший политзаключенный, председатель Львовского областного Общества политических заключенных и репрессированных Петр ФРАНКО, который в ходе выступления вспомнил, как в 1985 году начал собирать материалы о репрессированных детях и подростках во времена Советского Союза. Он поделился воспоминаниями о годах, проведенных в Мордовских особых концлагерях, где был соузником Патриарха Йосифа Слипого. А также рассказал о репрессиях в отношении молодежи в советском Львове.
«Тогда привезли студентов из Львовской политехники и каждому десятому объявляли смертельный приговор. Мы видели, как из грузовика выгружали тех ребят, а затем расстреливали. Около нас тогда были женщины. А их сыновья мертвыми падали на ту землю. Но меня тогда сильно поразило то, что, возможно, я еще не мог этого полностью понять, потому что был еще ребенком. Однако я видел, как матери падали на колени, когда тела тех ребят забрали. И они брали ту окровавленную землю, целовали ее и в платочки заворачивали. Тогда я неимоверно сильно ощутил всю тяжесть ситуации нашей нации», — вспоминает Петр Франко.
***
В дальнейшей работе над музеем репрессированных детей его создатели надеются на любом помощь от небезразличных. Научный сотрудник музея Юрий Коденко подытожил: «Мы в начале пути этого исследования. Эта тема требует времени, ведь исследований на сегодняшний день мало. Поэтому будем благодарны за любую помощь: идеи, предложения, интересные факты, артефакты (например, письма), жизненные истории, которые можно использовать».