Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Полтава — средоточие «хохлов»?

Некоторые размышления по случаю открытия памятной доски в честь генерала Ивана Паскевича
23 мая, 2012 - 11:48

Уже не помню, кто сказал, что «холуйство — это окончательный, самый никчемный результат комплекса провинциальности, или комплекс провинциальности в своей крайности». Эти слова вспомнились мне, когда находился на открытии памятной доски в честь генерала Ивана Паскевича в Полтаве. Как-то неожиданно бывший городской голова Анатолий Кукоба, который руководил городом свыше десяти лет, назвал Полтаву духовной столицей Украины. Это название, как ни странно, прижилось. И в то же время именно по инициативе Кукобы была уничтожена каштановая аллея, посаженная в 1909 году, проданы здания бывшего Кадетского корпуса и Художественного музея, которые были памятниками архитектуры и охранялись законом. Последним творением этого заслуженного архитектора стало строительство колокольни Спасского храма, которая не соответствовала историческим документам, архитектурный стиль которой не определен и до сих пор. Позже историки и архитекторы Полтавы сумели доказать местным чиновникам, что это сооружение не отвечало тому времени. Но разрушить колокольню никто не осмелился — решили рядом с ней построить новую. И в Полтаве появилось чудо, достойное принимать участие в украинском конкурсе, инициированном Николаем Томенко, — «Семь чудес Украины». Ведь где еще в Украине вы увидите церковь с двумя колокольнями?

17 мая 2012 года рядом со Спасским храмом на доме, который никоим образом не причастен к «историческому событию», была открыта памятная доска полтавчанину генералу Ивану Паскевичу.

Пересказывать биографию Ивана Паскевича — царского опричника, палача Кавказа, Польши и Венгрии, который судил декабристов и членов Кирилло-Мефодиевского братства, подавлял крестьянские бунты в Смоленской губернии, — я не собираюсь. Тех, кто хочет больше узнать о «бешеннохрабром» графе Ереванском и князе Варшавском, отсылаю к книге Ю.Погоды и В.Шестакова «Соткавший славу из побед», выпущенной в Полтаве в 2007 году. Чтобы читатель оценил содержание этого произведения, приведу отрывок из этой книги, относительно оценки авторов декабристского движения: «Их принято было преподносить глашатаями свободы... А в действительности они присвоили громадную по тем временам сумму в миллион рублей из полковых денег, развернули подрывную работу по свержению законной власти, подвели под расстрельные статьи сотни невинных солдатских и офицерских душ. «Во глубине сибирских руд» и около них — на поселениях, стряхнув с себя дурман, которым их напитали в «тайных обществах», набравшиеся во Франции «вільнодумства», они к удивлению многих... превратились в полезных членов общества... Очень многие из них были впоследствии прощены, и сами стыдились потом содеянного ими в тот печальной памяти декабрьский день». Как говорят — без комментариев.

Авторы этой книги живут и работают в Полтаве — «духовной столице Украины»! А где же полтавское украинское общество? Памятники Ивану Мазепе и Симону Петлюре? И вообще, является ли Полтава украинской? Почему сорвана в городе мемориальная доска писателю Филиппу Капельгородскому? Разрушены останки имения Симона Петлюры и дом, где размещалась редакция первого украиноязычного журнала «Рідний край», в котором проживала его редактор Олена Пчилка. Остается без внимания дом, где проживала семья Александра и Софии Русовых, в котором впервые Николай Михновский провозгласил «Манифест самостоятельной Украины». Почему не имеем мемориальных досок на домах, где проживали композитор Николай Лысенко, украинский ученый Вадим Щербакивский, государственный деятель Павел Чижевский, организатор кооперативного движения Михаил Токаревский, скульптор Михаил Гаврилко, историк Дмитрий Дорошенко, писатели Леся Украинка, Василий Стефаник, Мирослав Ирчан и во многих других святых местах нашей родины? Но эта проблема местную власть не тревожит. А это значит, что полтавчане скоро будут свидетелями установления царского герба на памятнике защитникам полтавской крепости, а впоследствии нужно ждать и восстановления часовни в «память славного царствования в Боге почившего императора Александра II», разрушенной большевиками в 1917 году.

Похоже, мы еще не украинцы, а просто хохлы. Справедливо о нас сказал полтавский поэт Михаил Казидуб:

«Ну що, хохли, натішилися правдою?
Надихалися волею? Гай-гай
Єдине, чим можливо вам зарадити
Це- висловити співчуття і — край.»

КОММЕНТАРИИ

Тарас ПУСТОВИТ, председатель Полтавского городского филиала Всеукраинского общества «Просвита» имени Тараса Шевченко:

— Очень многое зависит от власти. Я понимаю, что Ющенко многое упустил, но он многое и сделал. Я его не идеализирую. Но эта власть — антиукраинская. Как установить памятники Петлюре и Мазепе, проблемы на каждом шагу, но так и не смогли этого сделать. Как установить мемориальные доски Паскевичу — пожалуйста, легко. Что делают с писателем Бразовым, да и со спектаклем по его произведению (речь идет об инсценизации пьесы «Крепость», которая восхваляет русское войско Петра I, утверждает образ «правильных» верноподданных малороссов и клеймит позором «коварных» мазепинцев, но сейчас якобы неофициально снята из репертуара областного театра имени Н.В. Гоголя. — Ред.)? Если взять положение об увековечении памяти выдающихся людей, то по нему это можно делать только один раз: либо открыть доску, либо назвать улицу, либо учредить премию. А что делается? Чиновники, которые приходят на заседание Полтавского городского совета, «пропихивают», лоббируют те моменты, которые им интересны. Что, Паскевич так много сделал для Украины? Посмотрите, что продуцирует интернет-издание «Полтавщина» — десять подач о Паскевиче! Украинского делается на копейку. Нынешняя власть все «продавливает», и она отличается от той, которую мы называем «помаранчевой». Эта делает шаги и ставит перед фактом, а раньше говорили (о монументах Мазепе и Петлюре — Ред.). «Общественность не поймет» или «Давайте проведем соцопрос», то есть тему «заговаривали».

Людмила БАБЕНКО, профессор кафедры истории Украины Полтавского национального педагогического университета имени В.Г. Короленко:

— Увековечение памяти Паскевича — типичное проявление «малороссийства». Сомнительным кажется выбор «героя», оставившего по себе печальную славу — не только на русских и украинских, но и на польских, венгерских и армянских землях. Почему бы не вспомнить выходцев из Полтавщины, не связанных с самодержавной сатрапией — например, конструктора Александра Засядько и Глеба Котельникова? Спросите у рядового полтавчанина, кто такой Паскевич? Вряд ли кто-то что-то о нем расскажет. Также слишком удивляет оперативность реагирования власти, которая проявила внимание и выделила средства на инициативу двух представителей Русской общины Полтавы — Виктора Шестакова и Юрия Погоды. Тогда как памятники украинским деятелям наталкиваются на бюрократическое сопротивление. Даже монумент народной артистке Украины Раисе Кириченко возводили на протяжении нескольких лет и на средства общественности.

17 мая в Полтаве провели целый комплекс мероприятий в знак почета Паскевича, среди которых выделялась научная конференция, вызвавшая удивление ученых. Чтобы попасть в помещение технического университета, нужно было пройти три проверки. Туда пускали только по именным приглашениям. Свободный обмен мнениями не предполагался. Очевидно, срабатывает тезис скандального автора Олеся Бузины о том, что Украина должна гордиться принадлежностью в прошлом к Российской империи. Досадно, что Украина утрачивает свою украинскость. Не хотелось бы возвращения в невеселые времена безальтернативных взглядов на историю, начерченных «в постановлениях ЦК КПСС». К счастью, современная молодежь не столь заангажирована.

Подготовил Сергей ШЕБЕЛИСТ, Полтава

Анатолий ЧЕРНОВ, председатель Союза экскурсоводов Полтавщины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ