Накануне Всемирного дня сердца врачи снова обращаются к проблеме возникновения и лечения этой патологии именно у детей — современные технологии дошли до того, что самому маленькому ребенку уже можно провести удачную и необходимую операцию. По статистике, на 1000 новорожденных приходится восемь с таким заболеванием, 30% из них — критические. По мнениям экспертов, вообще заболевания пороками (сердце, легкие, нервная система) занимают второе место в общем списке заболеваний новорожденных и первое среди них — пороки сердца. С 2002 года в Киеве работает Центр детской кардиологии и кардиохирургии, который создавался на базе Институте сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова. Это единственная клиника в Украине, где можно провести диагностику пороков разной сложности, вылечить и спасти жизнь ребенку. При этом лечение доступно всем — оно бесплатное. Надежда РУДЕНКО — научный руководитель отдела кардиологии — рассказывает «Дню» о проблеме, с которой сталкиваются их пациенты.
— Надежда Николаевна, чем вызвана сердечная недостаточность у новорожденных?
— По статистике, в Украине и во всем мире на 1000 рожденных живыми с пороком сердца рождается шесть-восемь детей. В свою очередь, среди этих шести-восьми новорожденных у 30% — критический порок сердца. Такая частота присуща практически всем странам, но иногда возможны колебания. В Украине на сегодняшний день на втором месте в структуре смертности новорожденных стоят врожденные пороки развития, все — сердца, легких, нервной системы и так далее. В этой группе на первом месте (с долей около 40%) стоят именно врожденные пороки сердца. В структуре всех врожденных пороков развития у новорожденных пороки сердца занимают второе место.
Сердечная недостаточность может быть спровоцирована разными факторами. Например, тяжелое течение врожденной пневмонии у ребенка также может сопровождаться сердечной недостаточностью, однако основная причина — врожденные пороки сердца. Пренатальная, т.е. дородовая диагностика позволяет выявить пороки и отклонения в развитии плода. Если обнаруживается порок сердца плода, беременной показана консультация в Центре с УЗИ плода, и если предполагается, что ребенок родится с критическим врожденным пороком сердца, планируются роды где-то поблизости от нашего центра. В Украине пренатальная диагностика закреплена приказом Министерства охраны здоровья Украины, хотя проблем с ней очень много — сказывается дефицит хорошей аппаратуры и знаний.
— Больное сердце у ребенка — это наследственная болезнь или патология во время беременности?
— Приблизительно 7—12% врожденных пороков сердца передаются по наследству. Если мы берем популяцию людей, у которых врожденный порок сердца, то вероятность, что и во втором поколении будет врожденный порок, равна 7—12%. Конечно, если во время беременности мама не бросает вредные привычки — курение, употребление алкоголя, а сейчас это еще и наркотики, то возрастает вероятность рождения ребенка не только с пороком сердца, но и с любой другой патологией. Причиной могут быть также неблагоприятные для здоровья условия труда. Например, если будущая мама работает на лакокрасочном заводе...
— Какие проявления патологии сердца возникают в первую очередь и как оказать первую помощь?
— Среди недиагностированных пороков крайне трудно представить состояние, когда будет необходима первая помощь. Чаще всего в помощи нуждаются дети с синими пороками сердца. У этих детей могут быть одышечно-цианотические приступы. У маленьких детей первым признаком выраженной сердечной недостаточности является отказ от еды. Среди других распространенных признаков — одышка, высокая частота сердцебиения, замедление или отсутствие мочи, увеличение печени, то есть это уже такие общеизвестные признаки сердечной недостаточности.
— Существует мнение, что со временем ребенок перерастает заболевание сердца, и оно перестает его тревожить. Это миф?
— Почему же, есть такие пороки, тот же распространенный дефект межжелудочковой перегородки. Мы помним, были пороки, которые протекали вроде бы гемодинамически значимо, ребенка прозондировали — дефект был, а потом, когда он приехал через два-три года, оказалось, что дефект закрылся самопроизвольно. Но это не значит, что надо сидеть и ждать, когда малыш порок перерастет. Перерастают те пороки, которые гемодинамически незначимы.
— Можно ли вести полноценную жизнь после тяжелой операции на сердце?
— Вести полноценную жизнь можно после большинства пороков, которые оперируются радикально, т.е. когда анатомически полностью сделано здоровое сердце. Однако я бы разделяла понятия спорта и физкультуры. Спорт связан с большими нагрузками, часто на пределе человеческих возможностей. Такие нагрузки для здоровья вредны и часто приводят к развитию различных болезней у профессиональных спортсменов. В том числе и болезней сердца. Умеренные же физические нагрузки показаны.
— Вы помните своих первых пациентов?
— Конечно, мы помним первых пациентов, ведь с каждым из них связана целая эпоха лечения новорожденных детей с врожденными пороками сердца в Украине.
Изначально Центр был основан как отделение кардиохирургии и реанимации новорожденных в Институте сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова в 1992 году. Первые операции новорожденных состоялись в 90-е годы. А уже в 2003 году на базе этого отделения был создан Центр детской кардиологии и кардиохирургии, который выделился в отдельное лечебное учреждение. Мы с Ильей Николаевичем (Емец И.Н., директор Центра. — Авт.) стояли у истоков детской кардиологии и кардиохирургии новорожденных в Украине. Я пришла в Институт им. Амосова в 1986 году в аспирантуру. В результатах наших исследованиях оказалось, что врожденные пороки у деток нужно оперировать в самом раннем возрасте (у новорожденных). Тогда, чтобы изменить ситуацию, встал вопрос о создании отделения кардиохирургии новорожденных, который позже был организован в отдельный центр. До этого времени в нашей стране такие дети не оперировались. Поэтому мы помним и даты, и возраст, и даже имена. Нашему самому первому пациенту исполнилось уже 17 лет.
— Сколько детей ежедневно попадает к вам и какое количество из них удается спасти?
— За последние годы через поликлинику проходит более 10 тыс. пациентов в год. 70% из них уже имеют какую-то патологию сердца. Около двух тысяч пациентов нуждаются в диагностике, лечении и операции. И где-то более тысячи в год оперируется. Но это все-таки полностью не покрывает всю потребность в Украине. Операции на сердце у детей разного возраста с врожденными пороками сердца выполняются и в Институте сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова. Существуют также региональные кардиохирургические центры, где оперируются пациенты с врожденными пороками сердца. Однако самых маленьких и сложных пациентов мы все-таки берем на себя.
— Сотрудничаете ли вы с какими-либо зарубежными учреждениями?
— Мы очень тесно сотрудничаем с зарубежными клиниками: наш директор прошел стажировку и работал в клиниках Австралии, Канады и Франции, а наши специалисты — в ведущем госпитале Франции — Neker. Также стажировались в Австралии, Германии, Польше, США. Мы практикуем участие в программе Visiting Professor — когда ведущий специалист мирового уровня приезжает в какую-то клинику для чтения лекций, обмена опытом. Такие визиты у нас практикуются три-четыре раза в год. В свою очередь мы организовываем форумы, на которые приглашаем иностранных кардиологов, кардиохирургов, специалистов по пренатальной диагностике и врачей интенсивной терапии.