Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

После плена

Освобожденные из заложников «ЛНР» и «ДНР» журналист и боец «Донбасса» — о том, как победить в идеологической войне
16 января, 2015 - 12:47
«ЗАХВАЧЕН ПЕРВЫЙ БЛОКПОСТ СЕПАРОВ ПО ДОРОГЕ НА ПОПАСНУЮ. В ТОТ ДЕНЬ БЫЛО ПЕРВОЕ МОЕ БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ», — НАПИСАЛ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ В «ФЕЙСБУКЕ» БОЕЦ «ДОНБАССА» АЛЕКСЕЙ АНТИПОВ ОБ ЭТОМ СНИМКЕ ОТ 18 ИЮЛЯ ПРОШЛОГО ГОДА / ФОТО С ЛИЧНОЙ СТРАНИЦЫ АЛЕКСЕЯ АНТИПОВА В FACEBOOK

В последние дни 2014 года домой вернулись харьковчане, освобожденные после четырех месяцев плена у террористов. Журналист и гражданский активист, член Союза украинской молодежи Роман Черемский находился у боевиков «ЛНР», а бойца добровольческого батальона «Донбасс» Алексея Антипова держали в заключении ДНРовцы. Волонтеры устроили закрытую встречу с героями в одном из харьковских клубов при поддержке ИА «Майдан Мониторинг». Прошедшие плен террористов парни порадовали силой духа и оптимистичным настроением, поделились наблюдениями за происходящим на захваченных сепаратистами территориях.

«ЛЮДЕЙ ЗАДЕРЖИВАЮТ И ИЗБИВАЮТ ПО ЛЮБОМУ ПОВОДУ»

«Это военная диктатура», — коротко описывает порядки в «ЛНР» 38-летний журналист Роман Черемский. По его словам, офицеры не носят знаков отличия по званиям, многие из них являются кадровыми российскими военными. В батальоне «Святого Георгия», который захватил журналистов, командовали россияне — комбат Юрий, начальник штаба и его жена с позывным «Багира». Младший офицерский состав и рядовые «ополченцы» набраны из местных жителей, в основном — бывших шахтеров. Кроме них в боевых подразделениях  есть осетины, жители Чечни и Сибири. При этом Роман с иронией отмечает: боевики «обижаются», если их называют террористами, хотя согласны быть «сепаратистами».

Роман приехал на территорию «ЛНР» 16 августа с группой журналистов канала 112, чтобы записать сюжет об освобождении двоих военнопленных, и вместо этого сам попал в плен. Именно в это время, говорит Роман, россияне начали массированно вводить свой контингент, штаб АТО не владел информацией о вторжении и не предупредил журналистов об опасности. Боевики отобрали у съемочной группы машину и телефоны. Но относились к пленным по-человечески. «Они все настроены против Украины. Но не садисты. Могут дать помыться, вещи постирать. Хотя «отморозков» среди ополченцев немало, где-то процентов десять», — констатирует журналист. Он отмечает, что в «ЛНР» установлена «железная дисциплина», и местным жителям, которые привыкли к «сильной руке», это нравится. Журналист рассказывает, что «ополченцы» очень жестко обращаются с населением, людей задерживают и избивают по любому поводу — если не так посмотрел, не так ответил, не понравился внешне, особенно строго карают за пьянство. Позже арестованный за пьянство может дать за себя выкуп гривен в пятьсот.  Впрочем, арестовать могут и для того, чтобы «отжать» понравившийся автомобиль.

Сначала журналиста держали в Ровеньках, в 60 км на юг от Луганска, позже перевели в Луганск. Работы у Романа было немного — он убирал помещения, перебирал овощи. Самым страшным в плену, признаются оба освобожденных, была неизвестность — выпустят ли их, согласятся ли на обмен. «Они все время нас запугивали, что мы никому не нужны, пугали расстрелами, — вспоминает Роман. — Могли среди ночи зайти, сообщить, что ведут расстреливать, а потом позвать пить чай. Говорили: а ты знаешь, что Харьков охраняют четыре батальона головорезов, там делают зачистки, по квартирам ходят? И они искренне так считают! Шутили, говорили: ты из Харькова? Ну, так оставайся с нами, мы скоро пойдем в наступление на Харьков и тебя завезем домой!»

«ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ДОНБАСС, НАДО ПРОВОДИТЬ КОНТРПРОПАГАНДУ И ЗАБРАТЬ У МЕСТНЫХ ОРУЖИЕ»

Главное, что поразило Романа в «ЛНР» — это ежедневные серьезные военные тренировки, муштра, профессиональные занятия, обучение тактике. «Рядовые ополченцы получают зарплаты около 400 долларов, хотя есть проблемы с выплатами, — констатирует Роман. — Они постоянно набирают в ополчение по радио. За то время, пока я был там, они тренировали три батареи БМ «Град», создали новую танковую роту. И это только в одном военном расположении Луганска! Также при мне готовили разведчиков — с нуля возникло действующее подразделение».

По наблюдениям журналиста, ополченцам постоянно «промывают мозги», настраивают против Украины. «Сто процентов тех людей, которые находятся в военных формированиях «ЛНР» и «ДНР», — находятся в состоянии постоянной готовности к наступлению и ждут приказа, — уверен Роман Черемский. — Они едины в убеждении, что Украина — их враг, и в своей цели — развалить Украину».

ЖУРНАЛИСТ И ГРАЖДАНСКИЙ АКТИВИСТ, ЧЛЕН «СОЮЗА УКРАИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ» РОМАН ЧЕРЕМСКИЙ НАХОДИЛСЯ В ПЛЕНУ У БОЕВИКОВ «ЛНР» ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА  / ФОТО АЛЕНЫ СОКОЛИНСКОЙ

 

При этом, замечает Роман, если у «ополченцев» забирают оружие, они на глазах меняются. Когда в Ровеньках отдали приказ ходить по расположению без оружия, люди на глазах из безжалостных и агрессивных суперменов превратились в обычных смирных и спокойных жителей. Роман особенно отмечает доверчивость местного населения к российской пропаганде. Главной причиной ненависти жителей захваченного Донбасса к Украине он считает беспрецедентный уровень информационной изоляции и зомбирования в «ЛНР». «Если бы я не видел своими глазами, а от кого-то услышал, насколько зомбированы эти люди, я бы не поверил! — поражен Роман Черемский. —  Мы здесь живем в иллюзии относительно того, что происходит в «ЛНР». Вот нормальный человек, с высокими моральными принципами, не садист, но когда звучит слово «укропы» — у него глаза меняются! Он готов идти и убивать нас».  В этой связи журналист уверен, что главным оружием на захваченных территориях должна стать украинская  контрпропаганда. «Я уверен, что их можно вернуть назад, но над этим надо работать! Надо, чтобы на эти территории вещало наше радио, чтоб там ловило наше телевидение. Мы победим, если уйдет российская верхушка и начнет работать наша контрпропаганда. Их десять лет готовили к этому захвату, это трагедия, что украинцы возненавидели свою нацию», — рассуждает Роман Черемский.

«ПРОБЛЕМЫ НА ДОНБАССЕ ЗАЛОЖЕНЫ НА МНОГО ЛЕТ ВПЕРЕД»

О зомбировании людей на Донбассе и продолжающейся деструктивной работе российских пропагандистов под видом СМИ говорит и второй харьковчанин, освобожденный из плена боевиков, 36-летний Алексей Антипов. Экономист по специальности и владелец бизнеса, парень-патриот с началом войны решил пойти добровольцем на фронт, и в июне 2014 года присоединился к добровольческому батальону «Донбасс». Алексей служил во взводе снайперов с позывным «Воланд», сражался под Иловайском. 30 августа его взяли в плен российские военные, на следующий день россияне передали его боевикам «ДНР».

29 августа Алексей принял участие в последнем страшном бою. «Там в Иловайском котле погиб каждый четвертый из наших, это был самый настоящий ад. Я выжил чудом», — вспоминает Алексей. При этом он не винит командование, считает, что удержать одновременно начавшееся российское наступление и под Иловайском, и в районе Мариуполя было невозможно. А поскольку Мариупольское направление было стратегическим, переброску туда основных сил боец считает правильным.

До 16 октября Алексея Антипова держали в Донецке, потом перевезли в Иловайск, где он занимался строительными работами. «В Донецке была пытка голодом, в течение месяца мы получали дважды в день полтора черпака «ячки» и одну десятую часть хлеба, —  рассказывает Алексей Антипов и добавляет с иронией: — Там я понял, что невкусных продуктов не бывает! А в Иловайске питание стало нормальным — нас кормили, как и военных, полноценно, трижды в день».

Алексей рассказывает о постановочных «репортажах» российских телевизионщиков с украинскими военнопленными. «Нас заставляли стоять с опущенными головами. Привели детей, одному лет девять, у него повреждена нога, ожог на шее, второму лет двенадцать. ДНРовец на российскую камеру спрашивает ребенка: кто тебя ранил? Тот уверенно отвечает: украинская армия! А второй говорит, что его папа погиб в Славянске, и когда вырастет, он тоже пойдет бить укропов. Этих детей сложно будет переубедить, проблема на Донбассе заложена на годы», — размышляет Алексей Антипов.

«ТО, ЧТО МЫ СМОГЛИ ОСТАНОВИТЬ РОССИЙСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ, — ОГРОМНАЯ ПОБЕДА УКРАИНЫ»

Оба вернувшиеся харьковчанина считают, что многие люди на Донбассе уже начинают понимать, что происходящее все меньше от них зависит — обещания, которые давали людям «предводители» пророссийских бунтов, оказались враньем, и ставленники олигархов возвращаются на свои хлебные места.

«Время работает на нас, — уверен Алексей Антипов. — Сейчас среди мирного населения, которое раньше поддерживало «ДНР», растет недовольство. Я много общался с ними. Они хотели убрать олигархов — а олигархи остались на своих местах, перемен не получилось».

Алексей говорит, что в Иловайске мирное население дружелюбно относилось к украинским военнопленным — иногда люди сами подходили к ним, угощали сигаретами, вареньем, яблоками. Алексей пытался вести разговоры с теми людьми, которые искренне хотели выяснить, что происходит в Украине. «К обманутому населению «ДНР» я отношусь так же, как к тем, кто 8 марта 1953 года рыдал на похоронах Сталина, думая, что ушел «отец народов», что жизнь кончилась. Вместо того чтобы радоваться, что умер маньяк, тиран и убийца! Многие наши бабушки были обмануты, жили с промытыми мозгами», — говорит он.  При этом Алексей также отмечает, что в Донецке видел агрессивную молодежь с садистскими наклонностями.

После разговоров с людьми на Донбассе и наблюдений за их реакцией Алексей Антипов хочет написать практическое  руководство о поведении в плену. Боец уверен, что решать проблему Донбасса военным путем нельзя. «Там сейчас такое количество оружия и людей, что мы их силой не победим. А если победим, то это будет Пиррова победа. Мы можем только сдерживать их в обороне», — считает Алексей и размышляет о необходимости отвода войск с обеих сторон и создании буферной зоны.

Также Алексей Антипов констатирует, что сейчас в «ДНР» происходит централизация власти, массированно заходит российское командование. Оба прошедшие плен харьковчанина уверены: то, что ослабленная Украина смогла остановить российское вторжение, — это удивительная победа украинского народа. «Пусть Россия ввела лишь ограниченный контингент войск, тем не менее, мы их остановили. Сейчас сила не победит силу. Но со временем, когда Россия ослабнет, мы сможем вернуть свои территории. Люди должны прозреть. Российская пропаганда не сможет долго держать людей в заблуждении», — уверены настоящие герои Роман Черемский и Алексей Антипов. Также они призывают приложить все силы и средства, чтобы освободить тех украинских бойцов, которые до сих пор остаются в плену террористов.

Алена СОКОЛИНСКАЯ, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ