Весной прошлого года Украина получила «красную карточку» от Секретариата Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Международные эксперты подготовили отчет о выполнении Украиной обязательств по итогам завершения дополнительного периода действия Киотского протокола. В нем мы получили негативную оценку за несвоевременные и некачественные отчеты об использовании квот на выбросы углекислого газа, из-за чего рисковали оказаться в центре еще одного международного скандала в связи с невыполнением условий соглашения.
ПОБЕДНЫЙ ОТЧЕТ
Напомним, Украина в прошлом году вынуждена была вернуть Японии 2,5 миллиона евро, которые не использовала на энергосберегающие проекты, как это предусматривалось по соглашению с японской стороной. Кроме финансового и практического аспектов вопроса, оказывается, Украина проигрывала и в юридическом поле, не отчитываясь как следует перед международными партнерами. Однако недавно министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак заявил о позитивных изменениях в исполнении обязательств в рамках Киотского протокола, в частности касающихся юридической плоскости.
«Украина вышла с non-compliance по Киотскому протоколу, — написал в Facebook Остап Семерак. — Такое решение принято на заседании Комитета по соблюдению Киотского протокола, состоявшемся в Бонне. Не люблю мантр о виноватых во всем «папередниках». Но именно в это время в прошлом году прогремела новость, что Комитет по соблюдению Киотского протокола Секретариата Рамочной Конвенции ООН по изменению климата принял решение относительно невыполнения (non-compliance) Украиной в полном объеме требований отчетности относительно своих обязательств по Киотскому протоколу. Такими оказались последствия отключения в августе 2015 года Национального электронного реестра антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов Украины. Без преувеличений, это могло бы иметь действительно серьезные последствия для нас. На протяжении многих лет при разных правительствах к киотским деньгам относились как к ресурсу, который нужно хорошо «освоить». «Папередники» плевали на имидж страны, который становился все хуже и хуже, потому что мы выглядели дикарями, которые не держат свое слово и не выполняют обязательств. С сентября прошлого года Минприроды провело десятки переговоров и выполнило большое количество задач, чтобы подтвердить, что мы — надежные участники процессов по Киотскому протоколу. Результат: Украина завершила все мероприятия, определенные в плане по обеспечению соответствия требованиям Киотского протокола, выполнила свои обязательства по первому периоду действия Киотского протокола. Комитет по соблюдению Киотского протокола подтвердил, что вопрос о соответствии Украины требованиям Киотского протокола решен».
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
УРОК ДЛЯ ПАРИЖА
Экологическое сообщество такое заявление министра восприняло довольно сдержанно, ведь эта победа — не что-то исключительное, а то, что и так должна была бы сделать Украина в соответствии с взятыми на себя международными обязательствами. По мнению председателя правления центра экологических инициатив «Экодия» Ирины Ставчук, это урок на будущее для подобных ситуаций — когда есть международные обязательства и предусматривается своевременное их выполнение.
«Позитив в том, что этот вопрос решен. Было бы хорошо, чтобы на будущее у Министерства экологии были четко прописанные процедуры и ответственность за качественное и своевременное предоставление всей отчетности, касающейся Киотского протокола. Потому что у нас впереди Парижское соглашение, которое тоже предусматривает разные формы отчетности, — добавляет Ирина Ставчук. — Каждая страна должна была подать информацию о том, что было с частью выбросов, которую никому не передали, а использовали на своем внутреннем поле. Мы эти выбросы должны были списать, и определенное количество оставалось непроданным. Украина не списала то, что имела. А этим формально как бы не выполнила свое обязательство. И не работал Национальный электронный реестр антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов. Когда он заработал, то время уже прошло, потому что списать их нужно было до 31 декабря 2015 года. Целый год потом продолжалась эта процедура. Соответственно, этот вопрос выносился на международные переговоры, и, наконец, эта процедура завершена».
ЗАПОЗДАЛЫЕ ВЫВОДЫ
Сейчас уже Украина не отчитывается перед Японией за полученные средства от продажи квот на выбросы парниковых газов. Но Ирина Ставчук напоминает, что есть еще испанские средства, 30 миллионов евро, которые мы получили так же за продажу квот. О них вообще никто не вспоминает. По состоянию на 2016 год средства не были использованы, а получили мы их в 2009—2010 годах.
«Но кроме этого есть большая работа внутри страны по налаживанию мониторинга отчетности и верификации предприятий за выбросы вредных веществ, — продолжает Ирина Ставчук. — До сих пор не существовало унифицированных методик, каждое предприятие считало выбросы по-своему, подавало их министерству, но эти данные никто не проверял. Сейчас при поддержке Всемирного банка разрабатываются эти методики и закон, который пропишет отчетность предприятий и верификацию расчетов на выбросы — то есть процесс проверки, правильно ли предприятие отчиталось перед Минэкологии. До конца года их обещают представить».
Второй процесс, над которым тоже должна работать Украина, касается разработки и внедрения системы торговли выбросами. «Мы должны реализовать это в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС, — объясняет председатель правления центра «Экодия». — Однако даже в Евросоюзе не смогли сделать этот процесс прозрачным и эффективным, то есть были ситуации, когда стране предоставляли больше разрешений, чем нужно, когда действовали какие-то схемы. С учетом ситуации в Украине, ввиду того, что существует много рисков и коррупционных схем, у нас лучше работает законодательство и реформы в сфере энергоэффективности, чем сложные системы торговли выбросами».
На самом деле работы по Киотскому протоколу у Украины еще много. Например, привлечь к ответственности чиновников, причастных к коррупционным схемам в реализации «зеленых» инвестиций. Так, в 2009 году открыли уголовное производство по иску международной благотворительной организации «Экология-Право-Человек» к Государственному агентству экологических инвестиций, которое распоряжалось средствами и распределяло их между «зелеными» проектами. Через год Генеральная прокуратура тоже возбудила уголовное дело против Госагентства экологических инвестиций — за финансовые злоупотребления. Однако о результатах этих действий, в частности об арестах конкретных должностных лиц, до сих пор нет никаких новостей.