Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Постпраздничные размышления о Дне учителя

Празднование должно приобретать иной смысл, и начинать надо с изменения смыслов и ценностей
5 октября, 2020 - 20:10
В ЯПОНИИ НЕТ ТАКОГО ПРАЗДНИКА, КАК ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ. ОДНАКО ЭТО НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО НЕТ УВАЖЕНИЯ К УЧИТЕЛЮ. КАК РАЗ НАОБОРОТ / ФОТО РЕЙТЕР

Первое воскресенье октября — День учителя. Из поколения в поколение ничего не меняется: дети говорят слова благодарности, дарят учителям цветы, открытки, поют песни. Атмосфера трогательная до слез, искренность и человечность преодолевают границы непонимания. В эти мгновения и ученик и учитель — другие. В этой волне нет оценок; нет поучений; нет всего того, что строит временные границы по одну и по другую сторону. Пожалуй, больше искренности у детей, для которых «первая учительница моя» — действительно целый мир, и тех уже взрослых и сознательных выпускников, которым действительно есть за что благодарить Учителя в своей жизни.

Однако действительно ли это наш праздник? Знаем ли мы его историю? Празднуют ли его в мире другие страны? И, возможно, стоит ли в Украине что-то изменить?

Среди стран, где есть это праздник, это Австралия, Азербайджан, Албания, Аргентина, Бразилия, Беларусь, Вьетнам, Индия, Индонезия, Казахстан, Китай, Латвия, Польша, Тайвань, Турция, Узбекистан.

И если в Индии этот праздник введен в честь Радхакришнан, философа, общественного и государственного деятеля ХХ века, то в Тайване — в честь Конфуция.

5 октября, по решению ЮНЕСКО, Всемирный день учителей. Именно эта дата стала праздничной в Армении, Кыргызстане, России.

А в Украине продолжается давняя советская традиция — первое воскресенье октября, введенная в 1965 году, а по новейшей истории этот праздник установлен в 1994 году Указом Президента Украины как профессиональный праздник работников образования.

У читателей может сложиться впечатление, что автор против Дня учителя, или, может, мне не повезло с хорошими учителями в жизни. Как раз наоборот! Что в школе, что в университете были прекрасные педагоги и преподаватели, которые сформировали меня как личность, которые горели своей работой и которые умели видеть потенциал и раскрывать его, которые давали кредит доверия, которые заложили тот фундамент, который позволил самой стать специалистом высшей школы. Но почему я поднимаю этот вопрос? Почему предлагаю посмотреть хотя бы дату, не говорю об отмене, поскольку это не актуально. Что на самом деле стоит за этим праздником в Украине? И что стояло за этим праздником в Союзе?

В Украине — это советское наследие, которое стоит пересмотреть. Ведь это означает ментальную и культурную ввязанность в код советскости, а сейчас в код постколониализма. Разве нет в истории украинской культуры выдающихся фигур, которые могли бы стать символом учительства? Хоть Григорий Сковорода или Василий Сухомлинский. В конце концов, давайте устроим общенациональный конкурс, в честь какой знаковой фигуры отмечать День учителя в Украине. Может, это станет началом настоящей реформы системы образования, которая у нас сейчас реформирована на бумаге, но не в реальной жизни средней или высшей школы. Будем откровенны — единственная настоящая реформа — это введение внешнего независимого оценивания. Остальные — мечта учителей, преподавателей, родителей. Поэтому карантин стал рентгеном всех недостатков образовательной системы, когда учителя и преподаватели собственными усилиями и средствами, обеспечивающими образование онлайн в Украине. Быть педагогом в Украине — это действительно героизм. И этот героизм почитается один день в году. А остальные — 364 дня — педагог предоставлен самому себе. И родительские жалобы также имеют право на жизнь. Родители устали от системы родительского комитета, который занимается то окнами, то шторами, то партами. Уровень профессионализма педагога — также бывает разным, часто посредственным. У нас нет образовательной лицензии, как, например, в Японии. В высшей школе — есть хотя бы система доктора философии, которая предусматривает определенную селекцию специалистов. А еще сказываются постсоветские рудименты репрессивных механизмов, которые точно не способствуют формированию свободной и достойной личности.

Почему в Советском Союзе были такие праздники, как День учителя, День женщины или День армии? Это было настоящее уважение или псевдоуважение? Это было настоящее общественное равенство или идеологический каток, в котором все знали имя Клары Цеткин, но не свою родословную, так как «мой адрес не дом и не улица. Мой адрес — Советский Союз».

Это не риторические вопросы. Поэтому честный и основательный ответ на каждый из них заставит искать другие, нешаблонные ответы. Потому что война идет там, где, по словам Бисмарка, ее проиграли учителя и священники. И Украина тому, к сожалению, яркий пример. Если бы на оккупированных территориях был украинский учитель и украинская церковь — не было бы войны! Сколько современных школ было построено на Донбассе за последние 10 лет? Зато сколько было при(х)ватизовано государственных предприятий, что превратило восточный регион государства в латифундии?

Уважение к Учителю должно начинаться с общественного авторитета и заканчиваться соответствующими социальными преференциями, когда учителя будут приравнены к госслужащему, когда государство, например, возьмет на себя выплату жилищного кредита учителю или просто учитель будет иметь достойную оплату своего миссионерского и часто жертвенного труда. Когда учителям не придется выезжать за границу на заработки, как это было в случае «Заслуженного учителя Украины» Виолетты Македон (об этом больше по ссылке https://zaxid.net/peremozhnitsya_konkursu_vchitel_roku_2016_viyihala_z_u...). В конце концов, в истории новейшей Украины таких случаев тысячи. Поэтому празднование Дня учителя должно приобретать другой смысл, и начинать надо с изменения смыслов и ценностей, которые мы вкладываем в этот праздник.

Интересен опыт Японии. Там, к примеру, нет такого праздника, как День учителя. Однако это не означает, что нет уважения к Учителю. Как раз наоборот. Японская культура — это все-таки культура глубокого уважения человека к человеку, которое базируется на конфуцианской морали. И Учитель в Японии — почти бог, если можно так сказать. Основополагающая идея, вокруг которой организовано японское общество, это идея уважения-признания. Сын чтит отца, народ чтит императора — это общественная иерархия, которая упорядочивает социум абсолютно во всех сферах жизни. Поэтому конфуциантсво как морально-этическое учение является мощным регулятором поведения людей. Поэтому становится очевидным, почему японский учитель не требует отдельного дня признания, его и его труд уважают ежедневно. Оригинальной является японская система образования, начиная с садиков и заканчивая университетами (об этом частично в материале «Дня» «Ученый и его наследие считается достоянием страны» от 20 ноября. 2019). К примеру, я не уверена, что украинские родители согласились бы на то, чтобы их дети самостоятельно убирали за собой в школе: от столовой — до туалета. А это дает ответ на вопрос, почему в Японии везде чисто! В конце концов, Япония это страна уникального опыта, который живет по формуле: традиция плюс модернизация — залог успеха ведущей страны мира.

КОММЕНТАРИИ

Юлия ДЗЯБКО, младший доцент кафедры современного английского языка филологического факультета Ибарацкого христианского университета (Япония), член Ассоциации украинистов Японии:

— В Японии учитель школы занимает высокую социальную позицию и имеет уважение среди населения. В обществе не принято ставить под сомнение слова учителя и сомневаться в его компетентности. Ведь для того чтобы стать учителем, студенты, помимо диплома, должны обязательно пройти долгий этап подготовки (в среднем 2-3 года). Сначала необходимо пройти обязательные предметы в университете и набрать определенное количество кредитов, что позволит пройти государственную практику в школе. При условии, что практика сдана успешно, студент получает возможность сдать государственный экзамен. И только удачно сданный экзамен позволяет получить лицензию учителя, при этом лицензия предусматривает отдельно лицензию для младшей, отдельно для средней и соответственно для старшей школы. Владелец лицензии в средней или старшей школе, как правило, имеет лицензию только по одному предмету, например, математике, истории, английскому языку и т.п. Приложенные усилия оправданы, потому что учитель в школе получит такую ??зарплату, как и у государственных служащих, которая, к слову, ежегодно растет. Соответственно, молодежь мотивирована выбирать профессию учителя.

Такаси Фуруи, основатель и председатель «Комитета по распространению Дня учителя» в Японии:

— Я не сказал бы, что есть какая-то конкретная причина, по которой в Японии не существует Дня учителя. Есть мнение, что ранее к учителям всегда относились с уважением, поэтому не было необходимости учреждать отдельный праздник. Однако в последнее время трудовые условия учителей стали более строгими, поэтому в 2015 году я начал деятельность по учреждению Дня учителя в Японии. В прошлом году Либерально-демократическая партия приняла решение об основании Дня учителя, что, по моему мнению, можно считать косвенным результатом нашей деятельности. Сообщается, что таким днем ??может стать 4 сентября — ведь именно в этот день 148 лет назад было введено школьное образование в Японии. Ожидается, что полномасштабная деятельность по этому вопросу начнется в 2022 г. — в честь 150-й годовщины основания школьной системы Японии». (Комментарий господина Такаси Фуруи получен при содействии второго секретаря Посольства Украины в Японии Виолетты Удовик).

Ольга Квасница, доцент факультета журналистики Львовского национального университета им. Ивана Франко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ