В основе идентичности каждого народа (этноса) лежит привязанность людей, которые его составляют, к тем местам, где пробежало босиком детство, произошло формирование характера и самосознания. На нынешнем этапе эволюции народы Земли как на индивидуальном, так и национальном уровне в силу объективных и субъективных причин (транснациональные формы экономических отношений, межэтнические браки, мобильные средства связи и т. п.) катастрофически теряют свою родоначальную связь с теми местами, где жили их предки и прародители.
Человек от рождения является порождением (продолжением) ландшафта, в котором укоренилось его генетическое прошлое, где похоронены его близкие (во времени) и более давние родственники. Как с грудным молоком, через колыбельную песню мать передает черты своего характера маленькому ребенку (не говоря уже о генетической определенности), так и родной с рождения край формирует в течение определенного, более-менее длительного времени, ментальные черты подрастающего поколения и в целом нации (этноса).
Богатейшая природа, например, средневековой Украины (XVI—XVIII вв.) формировала своими живописными (экологически чистыми) безграничными пейзажами самобытный характер украинца, влияла на его материальную и духовную культуру. Живописная природа вдохновляла людей на песенное творчество, народный эпос, ложилась красочными вышивками на белом полотне. Даже характер вышивки отражал местные природные условия. Растительный орнамент был характерен для равнинных территорий, геометрический — для горных с их острыми линиями хребтов, которые отражались в вышивке остроугольными формами.
Нынешняя повсеместно и интенсивно измененная природа стала чрезвычайно однообразной, что, соответственно, находит отражение в человеческом характере. Из-за такого влияния натуры людей нивелируются, становятся менее индивидуальными, менее колоритными и более стандартными. Теряются самобытные черты, которые «геологическим» корнем глубоко уходят в родоплеменные языческие времена.
ЦЕНА КОМФОРТА
Не менее разрушительное влияние на самосознание человека оказывает сегодня городской образ жизни (урбанизация). Город создает, в определенной мере, материальный комфорт. Но обедняет духовно. Урбанизированный городской ландшафт уже не имеет того богатейшего энергетического потенциала (здесь преобладает рассеивание энергии — энтропия) как до него природный, существовавший в прошлом.
Возможно, городской образ жизни и несет более полное удовлетворение культурных (эстетических, умственных и других) интересов человека. Но его разрушительное воздействие на самобытную, национальную идентичность трагично. Воспитанный «на асфальте» ребенок обделен тем духовным богатством, которое давало человеку украинское село в лучшие времена своей истории.
Возвращаясь к общественному бытию, отметим, что в жизни человек испытывает на себе действие второго закона термодинамики (направленность потока энергии в одну сторону). Исходя из данного экологического закона, можно объяснить уменьшение под воздействием глобализации силы притяжения («гравитации») к родному месту. Поскольку растет энтропия, то наблюдается диссипация, рассеивание недоброкачественной энергии. Слабеет так называемый Дух земли (по Тейяру де Шардену). Отдаляясь от родного (корня, дома, языка), человек становится неполноценным, более того — космополитом в прогрессирующей форме.
Из-за страха, боясь за свое «я» (потеря чиновничьего кресла, должности, общественной репутации, семейного благополучия и т. п.) мы из-за политической близорукости не видим (или не хотим видеть) исчезновения, скорее всего самоуничтожения, самих себя как этнической сущности. Но наибольшую угрозу несет то, что мы теряем контроль над окружающей средой, отсутствие которого, по свидетельству известного английского исследователя истории Арнольда Дж. Тойнби, было одним из факторов исчезновения целых цивилизаций.
Относительно контроля над природной средой стоит хотя бы бегло напомнить о теории человеческого капитала, автор которой немецкий ученый Т. Шульц получил Нобелевскую премию. В соответствии с этой теорией на нейтрализацию сопротивления природы тратится человеческий капитал (знания, опыт и т. п.) до тех пор, пока не установится новое равновесие с окружающей средой.
Потеря человеческого капитала осуществляется в первую очередь в двух случаях. Первый — когда оказывает сопротивление антропогенно измененная (человеком изуродованная) природа, и к ней человеку придется приспосабливаться. И второй случай — когда возникает конфликт (дисгармония) с природой при поселении человека (вынужденном или добровольном) в новую для него среду.
На этническом в общих чертах уровне наблюдаются крайне негативные последствия. Поддавшись сопротивлению внешней среды, представители этноса становятся вялыми, инертными, то есть вырождаются. Этнос превращается в реликт, утрачиваются его творческие силы.
Исконно привязанность народа к своей природной среде была основой его самосохранения, фундаментом, на котором выстраивалась этническая самобытность, обычаи, традиции, языковое разнообразие. Бывало, что крестьянин, будучи занят своим хозяйством, за всю жизнь не бывал в окружающих (отдаленных) селах. Хорошо это или плохо? — В настоящее время мы из-за своей избыточной мобильности (правда, и в силу других от нас независящих причин — объективных и субъективных) бросили села на произвол судьбы. Растворились в «массовой» культуре Запада.
ЭТНОС И ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ — НЕРАЗДЕЛИМЫ
Коротко напомним и выясним сегодняшнюю трактовку и понимание наиболее употребимых в обществе и науке понятий: народ, нация, этнос (субэтнос, суперэтнос). Кроме этих понятий, ученые употребляют еще термины: «народность» «племя», «род» и другие. Понятие нации возникло с появлением капитализма. Народности, в частности, европейские (французы, англичане, голландцы и т. п.) на исторической арене появились во времена средневековья (ІХ в.).
Нация — народ, который имеет общую территорию, происхождение (родство), историю, язык, религию, обычаи, традиции, экономику, похожий способ мышления и т. п. Однако понятие нации не постоянно, не догматично и как социальная (идеальная, идеологическая) система со временем изменяется.
В быту, среди людей, чаще употребляется термин «народ», чем «нация». Он более общий, космополитический, не несет национальной нагрузки. Чтобы придать ему национальный оттенок, добавляют определение, например, украинский народ. Только насколько и всегда ли это определение отвечает национальной (настоящей) сути народа? Оно также изменяется со временем в зависимости от сложившихся социальных условий.
В таком случае прибегают к более глубоким и точным, в научном понимании, понятиям, например, этнос, субэтнос и т. п. Однако, опять же, понятие этноса, в частности в обществе и научных кругах, на сегодняшний день далеко от устоявшегося, исчерпывающего и в конечном итоге общепринятого понимания. Подобных случаев в науке предостаточно.
Следовательно, обратимся к нашему авторитету — Л. Гумилеву. У него для этноса наиболее решающий признак — стереотип поведения. Он приводит интересный пример. В трамвае пьяный хулиган (матерится, рвется в драку). На остановке заходят четверо мужчин: русский, кавказец, татарин, латыш. Их реакция? Русский «соплеменнику» посочувствует и предложит выйти, пока не забрали. Кавказец даст по зубам, татарин скромно отойдет в сторону, а латыш позвонит в милицию. Итак, имеем четыре стереотипа поведения, которые представляют соответствующие этносы.
Определившись в понятиях, вернемся к теме нашей статьи. Научно доказано, что идентификация этноса со своей землей происходит прежде всего в субъективной, глубоко подсознательной сфере. Ученый-этнолог Л. Н. Гумилев понимал развитие этноса и биосферы как взаимообусловленный процесс. Нация (этнос) и природное окружение, в котором проходил этногенез, для него были понятиями едиными и неразделимыми. «Этнос у человека — то же самое, что и прайд у львов», — отмечал ученый. Это форма существования вида Homo sapiens.
В настоящее время природа уничтожается грязными руками человеческой цивилизации, что, разумеется, сильно отражается на патриотизме «перемешанных» (по крови) украинцев. Кто из нас скажет: «Я являюсь украинцем» — так же как, например, ударяя рукой в грудь, воскликнет поляк: «Я естэ поляк». Хихикание услышите от наших студентов. Нет в большинстве из них гордости за принадлежность к своей нации (этносу). Посмотрите только в глаза наших футболистов, когда исполняется гимн Украины, и в то же время какие отчаянные глаза, например, у голландцев, хорватов, португальцев, не говоря уже об африканцах.
То есть патриотизм не стал до сих пор в независимой Украине сознательной коллективной идеей. Кто-то когда-то сказал, что, из больших наций, англичанин любит свой край, как жену (о которой должен заботиться), француз — как любовницу (которой готов посвятить все, даже жизнь), а немец, как старую мать (которую должен содержать). Мы же любим (если есть такое чувство) свою Украину как неньку, которая словно старая мать из села должна возить сыну в городскую квартиру сало и огурцы.
Однако из-за того, что человек — плоть от плоти генетически происходит из своей земли, он не может отмежеваться от природных условий, в которых родился и сформировался как личность. От родительской земли он получает питающие соки, вдохновение для творчества, интуитивные импульсы для духовных поисков.
С естествоведческой точки зрения, все отмеченное нами выше является достаточно аргументированным подтверждением известным экологическим закономерностям: принципу единства организма и условий его существования и правилу соответствия условий среды генетической обреченности организма. Человек в основе своей — биологический вид и об этом нужно помнить. Известный русский ученый-историк, почетный академик Петербургской Академии Наук Василий Осипович Ключевский по этому поводу выразился так: «Человек — это самое выдающееся животное в мире».
КАК СБЕРЕЧЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ?
Сегодня трансформация национального (этнического) природного ландшафта происходит в неприемлемую для чистой и искренней украинской души субстанцию. Поэтому, если придерживаться мысли, что мудрость и моральное здоровье нации, ее развитие определяются тем интеллектуальным и энергетическим потенциалом, который она получает генетически от природы, то наиболее важным условием выгодного хода этногенеза по «украинской программе», стабильным фактором формирования элитной украинской нации будет сохранение национального ландшафта. Если погубим еще и национальный ландшафт, свою природу — исчезнем с лица земли как этнос.
В Украине Дух земли (в данном случае, как проявление высокого единства, целомудрия природы и сохранности исторического ландшафта — курганы, городища и т. п.) в настоящее время изуродован, затоптан до состояния агонии. Так, в первые годы независимости Украины, после загадочной смерти (сентябрь 1993 г.) известного археолога Б. Н. Мозолевского (находкой века стала его всемирно известная золотая пектораль, откопанная в 1971 г. около г. Орджоникидзе в Толстой Могиле) были варварскими методами (бульдозерами, современными индикационными устройствами и другими приспособлениями) разграблены современными вандалами («черными» археологами) скифские курганы (на одной Днепропетровщине их было около 40 тысяч).
Делалось все без мысли о национальном (потому что грабили не только воры украинского происхождения), а только в угоду животному инстинкту обогащения. Золотые, бесценные для науки, предметы скифской культуры вывозились (катерами, в ящиках) с рынка «Горка» в городе-герое Севастополе в США, г. Нью-Йорк (аукцион «Арианда Галери»). Тогда ежегодно из национального культурного наследия похищалось, по свидетельству бывшего директора Крымского филиала Института археологии НАН Украины Виктора Мица, ценностей на полторы-две сотни миллионов американских долларов.
В заключение, с экологической позиции, отметим, что многообразие и стойкость природных экосистем (живописность сохраненной природы) определяют их производительность (урожайность), а жизненность социальных системных образований обеспечивает эффективность труда и духовный потенциал людей. В конечном итоге все это провоцирует энергетический заряд, пассионарность, силу национального характера народа.
Со времен трипольской культуры (Аратты), Руського (Киевского) государства, Гетьманщины земля украинская получала и хранит доныне позитивную информацию (материалы археологических раскопок, летописные свидетельства и другие исторические ценности) о людях, которые занимались общественной организацией своего государства, заботились о его соборности, величии и могуществе среди народов и стран тогдашней ойкумены. Еще с тех пор наша земля «инфицирована вирусом» создания государства, идеей борьбы за независимость, за соборную Украину.