Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Права человека и современные вызовы

Нина КАРПАЧЕВА: Мы должны создать пять миллионов рабочих мест, чтобы возвратить трудовых мигрантов
23 апреля, 1996 - 19:32
РЕАЛИИ УКРАИНЫ: РЯДОМ СОСУЩЕСТВУЮТ АВТОСАЛОНЫ З ДОРОГИМИ АВТОМОБИЛЯМИ И КРАЙНЯЯ БЕДНОСТЬ, КОГДА ЧЕЛОВЕКУ НЕ ХВАТАЕТ ДАЖЕ НА САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Проблема соблюдения прав человека — одна из самых острых в мире. Это отметили участники международной конференции «Современные вызовы правам и свободам человека», которая недавно прошла в Киеве и была посвящена 60-й годовщине Общей декларации о правах человека и 10-летию создания в Украине института омбудсмена — уполномоченного по правам человека Верховной Рады Украины. О глобальности проблемы говорит только один факт: защиту прав людей в мире собрались обсудить омбудсмены стран-членов Евросоюза и ближнего зарубежья, Азии, Африки и Латинской Америки, а также известные правозащитники из более 50 стран мира.

Разграничения в социально-экономическом развитии внутри стран и между государствами, многомиллионные миграционные потоки, проявления расизма и нетерпимости, двойные стандарты по соблюдению прав человека, войны и вооруженные конфликты, обостренный вопрос международного терроризма — это ключевые проблемы, с которыми сталкивается большинство стран мира. И они ставят под вопрос главное право человека — право на жизнь. Многие из перечисленных проблем ныне тревожат Украину: некоторые нам, к счастью, незнакомы, а некоторые только недавно появились. О том, чем теперь более всего занимается институт уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и чего удалось достичь за 10 лет деятельности «Дню» рассказала омбудсман Нина КАРПАЧЕВА.

— Нина Ивановна, с чем выступила Украина перед представителями стольких стран? Как мы выглядим в сфере защиты прав по сравнению с другими государствами?

— Это был итог 10 лет нашей работы — с тех пор, как в Украине впервые в истории был создан конституционный институт уполномоченного по правам человека. Все эти 10 лет мы ни разу не подводили таких итогов. Поэтому на конференции «Современные вызовы правам и свободам человека», учитывая круг участников, которые приехали в Украину, мы привлекли их внимание к тем демократическим шагам, которые ныне мы делаем. Также мы собирались, чтобы разработать общий план действий по преодолению тех угроз и вызовов, с которыми сталкиваются люди всей планеты.

Считаю, что главным вызовом современности является проблема бедности. Несмотря на все государственные программы преодоления бедности, мы не можем констатировать, что у нас есть прогресс на этом пути. Ведь до сих пор каждый четвертый гражданин нашего государства относится к категории бедных граждан. Эта проблематика касается всего мира: имущественное расслоение, как внутри страны, так и между странами на бедных и богатых набирает все больше оборотов. Связано это, по моему мнению, с проблемами, которые являются мировыми. Это вопрос недостаточности питания, питьевой воды, проблема равных доступов к ресурсам. По большому счету мир не преодолел эту проблему — из- за двойственного отношения к ней. Кроме того, на развитие всего мирового сообщества глобализация имеет как позитивное, так и негативное влияние. К превеликому сожалению, транснациональные корпорации, которые действуют в мире и зашли на территорию Украины, почти не несут ответственности за состояние соблюдения прав и свобод человека. Это — новый вызов современности.

— Если подводить итог работы института омбудсмена в Украине, то какие позитивные сдвиги вы можете назвать?

— Самое главное, для чего создавался наш институт, — сделать так, чтобы голос простого человека был услышан. Чтобы массовые и систематические нарушения прав человека, которые до сих пор имеют, к превеликому сожалению, место в Украине, были преодолены. Нет в мире страны, где бы не нарушались права, но проблема заключается в том, что у нас до сих пор наблюдается систематическое и массовое нарушение прав и свобод в некоторых направлениях. В частности, у нас определенный прогресс в соблюдении прав и свобод политических, свободы слова и права на информацию. С другой стороны — мы почти не продвинулись с точки зрения уважения социально-экономических прав человека. Если брать данные ООН, то человек, который получает меньше трех долларов в сутки, считается бедным. Во многих странах мира это — меньше доллара в сутки...

Мы не смогли реализовать политику, которая бы отвечала ожиданиям наших граждан, и они начали выезжать. За эти годы от пяти до семи миллионов украинцев выехали на заработки за границу. В 2003 году я представила Верховной Раде специальный доклад — единственный мониторинговый доклад в мире — по соблюдению прав наших соотечественников за границей. Ныне страны-члены ЕС в ближайшие 25 лет будут нуждаться в 135 миллионах рабочих рук. Если их не будет, то их экономика не выдержат нагрузок. Для Украины это означает, что наши граждане, которые находятся в статусе трудовых мигрантов, будут более агрессивно различными программами привлекаться к работе в страны евросообщества. А наши семьи, пожилые люди будут оставаться в одиночестве, потому что мы не создали высокий уровень зарплат. И о чем недавно был мой разговор с премьер-министром Юлией Тимошенко — что мы не возвратили людей из заработков, потому что не создали пять миллионов рабочих мест. На конференции выступала верховный комиссар по вопросам миграции в Португалии Розария Фармхаус — страны, у которой самый благоприятный режим для украинских трудовых мигрантов. Украинцев там уважают за работоспособность, духовность и образовательный уровень. Она рассказала, что в ее стране работодатели заинтересованы отдать преимущество украинцам перед, например, африканцами. Но как только Испания подняла втрое зарплату сравнительно с Португалией, украинцы, которые не были связаны в Португалии кредитами на жилье или обучение, начали выезжать в Испанию. Поэтому главная проблема — внутри нашей страны. Следует объединить усилия всех политических сил, всех ветвей власти и общественности, чтобы создать в Украине благоприятные социально-экономические условия, которые бы давали возможность не только выживать, но и развивать малый и средний бизнес.

— Как можно изменить ситуацию?

— Считаю, что вопрос выплат трудовых сбережений — это вопрос того государства, которое было разрушено, а не наш. Но нынешняя задача правительственных структур — минимизировать инфляционные процессы. Вторая составляющая: мы должны создать обещанные пять миллионов рабочих мест, чтобы возвратить трудовых мигрантов. Ведь большинство наших граждан желает вернуться в Украину. Надо создавать защитные механизмы для семей, которые остаются в Украине, и для тех, которые выехали с детьми. Ведь трудовой стаж нашим гражданам, которые, скажем, работали длительное время в Испании, Греции, им не будет зачислен. Во время конференции нам удалось подписать три уникальных соглашения с тремя моими коллегами — из Португалии, Испании и Франции. Это двусторонние соглашения о взаимной защите граждан наших стран. В первую очередь, это говорит о доверии к Украине и, в частности, институту омбудсмена. Это — конкретный прорыв, который означает, что если наши граждане, которые находятся на территории этих стран, обратятся к моему коллеге, когда будут нарушены их права, он будет обязан оказать им такую же помощь, как и французам. Так же — в Испании и Португалии, и в Украине. Речь идет о большом количестве людей. В Испании — более 300 тысяч украинцев (это официально, а на самом деле — намного больше), в Португалии официально — 120 тысяч, во Франции только в Париже и округе — более пяти тысяч, в Италии — почти миллион, в России — почти три миллиона. Кстати, я подняла вопрос внесения изменений в украинское законодательство в отношении того, что пенсии людям, которые работают за границей, нужно зачислять. Над этим должно поработать МИД Украины. Ведь фактически почти четыре миллиарда долларов наши граждане ежегодно возвращают в Украину. Это — более 2% госбюджета Украины. Нужно ценить рабский труд украинцев за границей и сделать все, чтобы они вернулись. Потому что из-за этого происходит торговля людьми, различные уголовные преступления (торговля наркотиками и оружием) и в это втягиваются наши граждане. Это — комплексный вопрос, решать который надо многим структурам как внутри государства, так и между странами.

Чтобы решать эти вопросы, по представлению омбудсмена была ратифицирована Конвенция по транснациональной преступности (по торговле людьми). Как депутат 1994—1998 годов я была автором закона о внесении изменений в Уголовный Кодекс Украины, в котором установили уголовную ответственность за торговлю людьми. Мы были первыми в Европе, которые это сделали. Потом мы имплементировали ряд законов ООН по работорговле, а с целью предотвращения торговли людьми в 1999 году при омбудсмене Украины был создан национальный координационный совет. При его участии были приняты две комплексные государственные программы по противодействию торговли людьми. Позже мы ратифицировали Палермскую конвенцию. Поэтому Украина сделала много цивилизационных шагов, не плетясь в хвосте. Ныне я подняла вопрос ратификации Конвенции о правах инвалидов, потому что это — 2,5 миллиона людей. Еще один важный вопрос — ксенофобия. В прошлом году в Украине произошло 22 убийства на расовой почве. Я обратилась ныне в СБУ и МВД Украины, чтобы они уделили внимание защите прав иностранцев, чтобы мы не демонстрировали двойные стандарты: Украина, уважающая права и свободы иностранных граждан и желающая быть цивилизованным государством, должна уважительно относиться ко всем.

— По вашему мнению, за эти 10 лет насколько украинцы научились отстаивать свои права, что им в этом помогает и что мешает? Какова роль в этом института омбудсмена?

— То, что наши граждане начали так активно обращаться по вопросу защиты своих нарушенных прав именно в Европейский суд по правам человека, говорит об их осведомленности с механизмами защиты прав не только на национальном уровне, но и на международном. Украина вошла в первую пятерку стран, граждане которых обращаются за защитой. Это значит, что правовая культура и сознание наших граждан серьезным образом расширилась и возможности — также. С другой стороны — это означает, что массовое нарушение прав человека пока что не преодолено, что плохо работает национальная система судебной защиты прав человека. Главное звено по защите прав человека в любой стране мира — судебное. Я отмечала на конференции и меня поддерживают правозащитные организации, что в Украине практически не началась реформа судебной системы. Суды не только работают по-старому — некоторые судьи настолько презирают права человека — и я это могу засвидетельствовать как член высшей квалификационной комиссии судей Украины — что мы уже рассматриваем персональные дела судей, которые нарушают свою присягу. По одному из таких судей, я, омбудсмен, со всеми полномочиями, включилась в дело судьи Безвуляка по Евпатории, который грубым образом пренебрегал правами граждан. Я несколько лет потратила, чтобы человека, в отношении которого было принято решение и Высшим советом юстиции, и даже парламент освободил его с должности, а он начал обжалование решения парламента в Печерском суде, все же уволили. Есть и другие подобные случаи... Поэтому очень ощутима проблема клановости в различных структурах власти — и в политике, и в судебной ветви власти, и в бизнесе. Пока что элиты как деловые, так и политические, не научились работать по правилам, которые бы уважали права и свободы человека. К тому же транснациональные корпорации должны нести ответственность за соблюдение прав и свобод граждан, но они пока что этого не демонстрируют: степень их ответственности, по сравнению с государством, ныне намного ниже. Следующее. Скажем, административная юстиция только начала делать первые шаги, и ее начали уничтожать, ювенальную юстицию, которую мы уже много лет стремимся создать, мы заговорили... Безусловно, круговая порука между правоохранителями и представителями судебной ветви власти имеет место. Уважаемый комиссар Совета Европы по правам защиты человека господин Томас Хаммарберг призывает нас помогать имплементировать и реализовать решение Европейского Cуда по правам человека. Т.е., дело дошло до того, что в некоторых странах начали не выполнять решения Европейского Cуда. Отсутствуют механизмы по реализации решений этого суда. Именно поэтому я поднимаю вопрос создания в регионах Украины региональных представительств, во всяком случае, на уровне областей. Но губернаторы захотели влиять на процесс назначения этих людей. Я же думаю, что «карманных» представителей не может быть — они должны быть независимыми.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ