Ниже приводим несколько выдержек из книг Папы Иоанна Павла II «Дар и тайна», «Переступить порог надежды» и энциклики «Вера и разум» и некоторые его высказывания. Они дадут Читателю определенное представление о поисках Папой истины, о его попытке примирить веру и современную науку, которые веками враждовали, а также об отношении Иоанна Павла II к проблеме единства христианских церквей.
Вера и Наука. «Люди ожидают от различных религий ответов на сокровенные тайны человеческого бытия, которые во все времена глубоко волнуют людей. Что такое человек, каков смысл и какова цель нашей жизни, что такое добро и что такое грех, откуда берутся страдания и какова их цель, где путь к настоящему счастью, что такое смерть, суд и наказание после смерти. И, в конечном счете, что есть последняя и сокровенная тайна, которая окружает наше бытие, — откуда мы пришли и куда направляемся... Эти вопросы находим в Библии, в Ведах, у Конфуция и Лао-Цзы, в словах Будды, в поэмах Гомера, в древнегреческих трагедиях и философских произведениях. А все потому, что человек сердцем всегда ощущает необходимость понять смысл жизни».
«Современная жизнь, современная наука и философия очень часто приводят человека к мысли: «Имеет ли смысл спрашивать: «Какой смысл имеет жизнь?»
«...Церковь глубоко убеждена, что вера и разум поддерживают друг друга, что каждая сторона влияет на другую в процессе взаимной критики, а это как очищает, так и стимулирует обе стороны продолжать поиски более глубокого понимания мира».
«Ученые хорошо понимают, что поиски истины, даже тогда, когда они касаются конечной реальности, никогда не заканчиваются, а всегда указывают на что-то более высокое, чем непосредственный объект изучения, указывают на пути, которые ведут к Мистерии».
«Я обращаюсь к философам с призывом более полно исследовать измерения правды, добра и красоты, к которым Бог дал нам доступ...»
«Философское мнение часто является единственным путем взаимопонимания и диалога с теми, кто не разделяет нашу веру».
«Пусть философы всегда ищут правду и будут всегда осознавать добро, которое содержится в истине».
«Правда и свобода либо существуют вместе, либо вместе гибнут».
Экуменизм. «Наша Церковь открыта к диалогу со всеми другими христианами, со сторонниками нехристианских религий, а также с людьми доброй воли».
«...То, что нас обьединяет, намного больше того, что нас разделяет... Ведь все мы верим в одного и того же Христа, и вера эта является, в принципе, наследием семи Вселенских соборов первого тысячелетия. Следовательно, есть основания для диалога (между конфессиями)».
«...Для человеческого познания и деяния характерна определенная диалектика... Поэтому необходимо, чтобы человеческий род пришел к единству через многогранность, чтобы учился быть единой Церковью в плюрализме форм мышления и деятельности, культур и цивилизаций».
Об Украине. Этой весной на встрече с католическими епископами Украины Папа призвал их поддерживать взаимоотношения со всеми христианскими церквями и сказал: «Пусть сложная религиозная ситуация в вашей стране не помешает поиску путей к диалогу, взаимопониманию, а также — насколько это возможно — к конкретному сотрудничеству».
Прошлым летом на встрече с известными западными интеллектуалами в резиденции Кастель Гондольфо Папа коснулся темы Украины:
«Украина должна быть независимой. ...Это, однако, означает важные последствия для России, — ведь без Украины Россия не может быть супердержавой... Россия, вообще, является весьма сложной проблемой по той причине, что россияне привыкли жить под давлением диктаторского режима».
Тексты являются переводами с английского и польского языков, сделанными Надеждой Попач и Кларой Гудзик.