Способно ли внешнее тестирование сделать поступление в вузы честным и прозрачным? Те, кто прошел через этот эксперимент, отвечают на этот вопрос положительно. А вот высшая школа в своем большинстве очень активно противится такому нововведению. «День» предложил экспертам в области оценивания знаний прокомментировать ситуацию. Алгирдас Забулионис (бывший директор Национального центра экзаменов Литвы, а ныне старший консультант английской компании «Anglia-assessment» в области оценки знаний учеников) говорит о том, что система проверки знаний, в том числе и в форме тестов, может иметь разные задачи. Например, в Грузии и Украине президенты поставили главной задачей честность приема в вузы. В Грузии уже этим летом экзамены были проведены по новой системе — учебные заведения от процедуры приемных испытаний абитуриентов были отстранены, так что вузы получили уже готовые списки своих студентов. Экзаменационные задания для сохранения секретности печатались в Англии. Центры, где принимали экзамены и проверялись работы, тщательно охранялись полицией. А за границей охраняемой зоны толпились родственники. Однако с каждым новым экзаменом их становилось все меньше и меньше — люди поверили в честность, рассказывает Алгирдас Забулионис. Формы приема в вузы без непосредственного контакта преподавателей высших учебных заведений с абитуриентами могут быть разными. Например, в Литве дети сдают выпускные экзамены в родной школе, но принимают их учителя из других школ, не являющиеся специалистами в экзаменационном предмете. Результаты экзаменов передаются в Ассоциацию преподавателей вузов. Каждый выпускник обязан выбрать для сдачи экзаменов минимум четыре школьных предмета и составить список в порядке приоритета из 20-ти желаемых мест в вузах. Высшие учебные заведения должны самостоятельно определиться со списком экзаменационных предметов (не более трех), по результатам которых будет проводиться конкурс на разные факультеты. Вузу нужно также указать «вес» каждой из выбранных для экзамена дисциплин в процентном отношении. Так что одинаковые отметки по одинаковым предметам на разных факультетах могут дать разную сумму баллов. Все параметры по требованиям вузов и по итогам экзаменов абитуриентов закладываются в компьютер, который и вычисляет победителей конкурса.
Реально ли все это в Украине? Директор Центра тестовых технологий Лилия Гриневич сказала «Дню»: «Правительство до сих пор не утвердило постановление о проведении внешнего оценивания для вступления в вузы. Следовательно — какая-либо информация о том, по каким правилам наши дети будут в 2005— 2006 учебном году поступать в вузы отсутствует. Это порождает массу предположений, которые накаляют обстановку в обществе. А положение действительно критическое. Если будет принято решение тестировать в бумажном варианте, то для этого потребуется изготовить тестовых заданий весом в 96 тонн. Если же — в компьютерном, то детей как можно раньше нужно посадить за компьютеры тренироваться».
Как это сделать, когда в 40% школ такая техника отсутствует? Предлагается открывать учебно- экзаменационные центры, где выпускники, у которых нет доступа к компьютерам, смогут проходить пробное тестирование. Эти центры должны начать открываться уже в этом году. Для нововведений нужно и специальное финансирование. В Украине до сих пор работа над тестовыми технологиями осуществлялась при поддержке фонда «Відродження». В Грузии же нововведение было сразу же поддержано президентом страны материально — было объявлено об увеличении финансирования образования вдвое.
Что же нового ждет украинских абитуриентов? Известно, что в Министерстве образования и науки пока решают вопрос о том, в какое количество вузов — три или пять — одновременно можно разрешить поступать, а также собираются варианты тестов, которые вузы использовали у себя раньше. Подготовительная работа ведется по следующим предметам: украинскому языку и литературе, математике, истории, праву, географии, биологии, физике, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский). Однако Министерство образования и науки не может создавать нормативно-правовую базу без факта принятия правительством постановления «О введении внешнего оценивания». Центр тестовых технологий озадачен: «Что делать? Времени остается в обрез, а экзамены по недоработанной системе только провалят хорошие начинания».