Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Праздник вызовов

С какими преградами встречают школы новый учебный год?
31 августа, 2021 - 13:50
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Первое сентября – не только праздник первоклашек и выпускников, но и день проверки, как директора, местные органы власти и Министерство образования и науки смогли подготовить школы к новому учебному году. Пандемия кажется все еще вызовом, поскольку до сих пор нет четкого понимания, в каком режиме будут работать учебные заведения – очно, дистанционно или смешанно. То же праздник первого звонка из-за карантина большинство школ проводит в новом формате: большинство классов приглашают просто на праздничный урок в кабинетах, а первоклашек, пятиклассников и выпускников – на уличную линейку.

На соблюдении противоэпидемических мероприятий в школах сделало акцент и Минобразования в своем письме-разъяснении, посвященном старту нового учебного года. Но кроме пандемии, есть и другие вызовы, которые подчеркивают образовательные эксперты и от которых зависит качество обучения.

(НЕ) ГОТОВНОСТЬ К НУШ

Один из них – введение Новой украинской школы в среднем звене школьного образования. В этом году впервые по новым программам и методикам должны начать обучение пятые классы, которые начальное образование получали как раз в рамках НУШ, то есть в формате интегрированных уроков, с акцентом на развитие компетенций, а не зазубривании правил. Справятся ли с этой задачей школы, эксперты «Дня» сомневаются. «Новый этап НУШ – это сложное звено. Нет глубокой уверенности, что есть осознание сути и важности этого переходного этапа. Хотелось бы, чтобы мы на этом этапе НУШ не зависла, как в поговорке про собаку на перелазе. Я постоянно общаюсь с учителями, и опасения определенные есть. Это и методическая неготовность многих учителей, методика недостаточно апробирована именно по нушевским принципами для работы в старших классах. И все, что происходит впервые, всегда вызывает обеспокоенность», –отмечает экс-руководитель Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук.

Еще одна проблема, по мнению Ликарчука, касается возвращения школ в привычный режим работы: «Школам придется входить в нормальную колею работы после многомесячного дистанционного обучения. Чтобы там ни говорили, и ученики, и учителя от этого отвыкли. Другой вызов обусловлен тем, что есть неуверенность, вызванная эпидемиологической ситуацией. Недавно общался с ректором одного из университетов, его вуз уже начал учебный год – с 25 августа. Думаю, что это разумный вариант, потому что есть большая неуверенность в том, обойдемся ли мы в этом году без дистанционного обучения. Третий вызов, который, возможно, в меньшей степени касается городских крупных школ, но он касается школ, расположенных в райцентрах и селах. В течение лета местные органы власти, я бы сказал, немножко похабно провели оптимизацию сети учреждений образования. Они прекратили во многих случаях совершенно необоснованно набор в 10-е классы. И сегодня очень многие родители и ученики оказались в довольно сложной ситуаций. Нужно будет идти в новую школу, а в регионах должны быть решены вопросы оптимального проезда к ним».

ЗАКРЫТИЕ ШКОЛ

Кстати, не все органы власти на местах берут на себя ответственность за подвоз учащихся к новым школ (в случае закрытия школы, например, в определенном селе). Елена Бондаренко, соучредитель общественной организации «Родители SOS», рассказала, что в регионах бывают такие ситуации, когда школу в селе закрыли, а возить в другое учебное заведение местная власть не планирует. «Нам писали родители о ситуации, когда семерых детей, среди которых и дети с инвалидностью, просто бросили, поселковый председатель сказал, что проблема добраться до школы – это проблемы родителей. А в другую школу – семь километров через лес. Фактически детей лишают права на образование», – добавляет Елена.

«По моему мнению, такая оптимизация, массовое закрытие сельских школ – это очень серьезная диверсия против системы образования Украины, – продолжает Игорь Ликарчук. – Кто бы меня ни пытался переубедить, я убежден, что если бы лет 10 назад МОН и Национальная академия педагогических наук предложили алгоритм работы малокомплектных школ в новых экономических условиях, то этой ситуации не было би, а она есть. Ко мне обращается очень много людей. Но чем я могу помочь. В данном случае все решает местная власть. И мне иногда кажется, что во многих регионах эту местную власть возглавляют настоящие школофобы. Потому что закрытие школ ради экономии бюджетных средств – это последнее, на мой взгляд, что может делать местная власть».

НЕСОВЕРШЕННАЯ КООРДИНАЦИЯ

Традиционным вызовом для школ остается коммуникация с родителями. По словам Елены Бондаренко, сейчас немало нареканий касается ремонтов и финансирования школ. «Очевидно, финансирование на школы есть, но не все осваивают, почему этого не делают – мы учим родителей обращать на это внимание, – объясняет Елена. – А в связи с ремонтами есть интересная тенденция. Родители иногда жалуются, что, мол, сделали ремонт в классе, а директор выполнила работы по замене освещения и проводки по новым обоям. Родители начинают прозревать, что в учебных заведений есть руководитель, у которого есть свой план работ. То есть наблюдается отсутствие координации, родители возмущаются, почему дирекция не посоветовалась с ними. Но это руководитель учреждения, родители не могут управлять и рассказывать директору, что он должен делать. То есть мы видим новую тенденцию, когда руководитель учреждения чувствует себя действительно руководителем, а не отдает все на откуп родителям. Когда появились бюджетные средства, то уже руководители учреждений начинают диктовать условия, что и как будет в школе. То есть слишком большая инициативность родителей может быть сведена на нет».

К этим вызовам добавляется и еще один давний – школьные туалеты на улице. Да, часть школ до сих пор не решила эту проблему. Под вопросом остается доставка в школу ноутбуков, которые МОН закупает специально для улучшения дистанционного обучения. Сколько, кому и когда компьютерной техники достанется – еще неизвестно. И конечно же настрой педагогов и директоров на обучение при любых условиях. «Многое зависит от людей на местах, хотят ли они существующую проблему решить. Если они воспринимают дистанционное образование просто как повод, что можно на работу не ходить и писать задачи в вайбере, то мирными средствами ничего не добьешься», - считает Елена Бондаренко.

Среди других проблем – зарплаты учителей (с декабря этого года должностные оклады педагогов должны вырасти на 8,4%), оптимизация школ и создание сети лицеев до 2024 года (а с этим связано, остаются ли при определенных школах начальные классы), модернизация системы подготовки учителей, развитие инклюзивного обучения, реформа школьного питания ... На этих вопросах делали акцент и участники ежегодной августовской педагогической конференции.

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Поскольку многие эксперты сходятся во мнении о том, что сейчас активность в поддержке школ должны проявлять местные органы власти, а не только Минобразования, «День» расспросил у директора школы I степени №11 г. Стрый Сергея ЗАПИСОВА, как строят чиновники сотрудничество с учебными заведениями в их регионе. Возможно, этот опыт может пригодиться другим.

- В принципе это сотрудничество конструктивное. Как ни странно, но основная подготовительная работа к следующему новому учебному году начинается уже в сентябре-октябре этого года, ведь именно в это время формируется «костяк» будущего бюджета территориальной громады. Мы подаем свои предложения к будущей программе социально-экономического развития. Конечно, не все наши пожелания учитываются. Нужно понимать возможности бюджета, но самые необходимые – принимаются. Иногда возникают непредвиденные проблемы. Власть «слышит» и реагирует. Правда, тормозит оперативность решения вопросов необходимость проведения тендерных процедур, особенно если на них никто из участников не приходит.

В общем в нашем городе сложилась следующая практика: власть выделяет средства на более объемные нужды, которые требуют значительных средств. Определенные средства ищем сами через сотрудничество со спонсорскими благотворительными организациями. Я не сторонник так называемых поборов родителей. Например, в этом году мы использовали бюджетных 196 тыс. грн на замену окон и части дверей, 40 тыс. грн на текущий ремонт электросети, но общие расходы на ремонтные работы составили почти 700 тыс. грн, то есть значительную часть средств мы нашли сами. И это не обязательно деньги. Это и строительные материалы, оплата выполнения работ и тому подобное. Это как раз и есть преимущество децентрализации финансового учета.

- А удалось ли решить проблему с подготовкой классов НУШ, имею в виду закупки необходимого оборудования, с чем возникли проблемы еще летом?

- К сожалению, должен констатировать, что в этом году закупка оборудования по НУШ проходит крайне сложно. В первую очередь это связано с почти месячной задержкой распределения государственной субвенции. Фактически в этом направлении мы смогли работать только в первой декаде августа. Провели тендерные процедуры по школьной мебели, сейчас завершаем упрощенную закупку по компьютерному оборудованию. Однако очень сложный механизм прохождения средств. Я неоднократно об этом писал. Хотя есть предварительная договоренность с поставщиком ученических столов и стульев, до 1 сентября успеем. Все остальное будет максимум до конца сентября. Хочу подчеркнуть, что местная власть выполняет свою финансовую составляющую полностью, иногда даже больше (например – на приобретение школьной мебели власти выделили 52,4% вместо положенных 30%). Задержка идет на уровне области или даже выше. Но мы максимально сделали все, чтобы первоклассники почувствовали радость от первого знакомства со школой.

- Как общаются с родителями накануне обучения?

- Лично я общаюсь с родителями постоянно, а не только накануне нового учебного года. Прежде всего через социальные сети, мессенджеры и тому подобное. Мои телефоны доступны всем родителям. Они могут звонить в любое приличное время. И откровенно говоря, в связи с большим объемом ремонтных работ я почти весь отпуск провел на работе. Обидно, но по-другому не получалось. Следует понимать, что у нас молодые родители, которые хорошо ориентируются в современных средствах коммуникации, поэтому с этим проблем нет. Кроме того, я уже много лет декларирую, что наша школа полностью открыта для всех участников и участниц образовательного процесса.

- Полтора года школы работали в смешанном формате обучения, дистанционном, очном, у кого как получалось. Возможно, этот опыт работы в новых условиях чему-то научил учителей, директоров или местные власти?

- Что касается обучения по дистанционной форме, то следует заметить, что это возможно только как вынужденная форма, поскольку по качеству образовательного процесса очное обучение трудно заменить. Какими бы ни были продвинутыми технологии дистанционного обучения, живого общения с учителем они не заменят, тем более в начальной школе. Хотя мы в свое время достаточно тщательно продумали, каким образом организовать обучение по дистанционной форме: сверстали немного по-другому расписание уроков, приняли педагогическим советом собственное положение о работе по технологиям дистанционного обучения, освоили zoom, google meet и тому подобное. Учителя совместно с родителями выбирали оптимальную платформу, на которой удобнее было бы работать. Но еще раз подчеркиваю – это может быть исключительно вынужденная и временная форма. В конце концов, в этом учебном году мы планируем все же работать по максимуму в очном формате. Большинство работников школы, в том числе и я, дважды вакцинированы, обеспечены необходимым количеством антисептических и дезинфицирующих средств, ограничен доступ посторонних в школу и т. п. Надеемся, что активная фаза пандемии в этом году нас обойдет и позволит учиться в обычном и удобном для всех режиме. Если же вдруг придется переходить на дистанционную или смешанную форму, то я уверен, что большинство учителей к этому готовы. А вот дети и их родители ... Не уверен. Особенно если в семье двое-трое детей примерно одного возраста.

 

 

Инна ЛИХОВИД, «День»
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ