Летняя пора, природа торжествует — чем не праздник? Аборигены черноморского побережья утверждают, что, начиная с 15 июня, небо над морем до утра разрывается разноцветными фейерверками — и так до октября. Кроме того, по статистике в Украине слишком много выходных дней. И это вполне объяснимо: мы любим праздники. Любые: всенародные, церковные, городские, а особенно — семейные и личные. Легко при этом положиться на чужую волю, отправившись в центр города и ожидая, что тебя кто- то будет развлекать, или ограничиться традиционным набором: богатый стол, устоявшиеся роли привычных гостей, телевизор в углу. Готовы ли мы сами создавать атмосферу праздника? Много ли нужно для этого денег? Как у нас с культурой празднования? Об этом — наш «Общественный форум».
Существует широкоизвестная версия, согласно которой, устав от трудов своих, Он отдохнул в день седьмой. И благословил этот день, и освятил его. Таким образом был заложен и, что главное, мотивирован факт необходимости выходного дня. Уже намного позже всякие профсоюзы и другие поборники прав пролетариата стали определять длительность рабочего дня и доопределялись до двух современных выходных. Собственно, речь идет об этих самых выходных, праздниках, датах и тому подобном. Как мы проводим их? Умеем ли достойно встретить, вспомнить, отметить? Умеем ли мы, в конечном счете, отдыхать?
В одном из своих эссе (книга «Хроники от Фортинбраса») Оксана Забужко приводит интересное мнение, рассматривая лексико-смысловые корни украинского слова «свято» и вводя в контекст русский «праздник». В «свято» внутренне заложен сакральный смысл действия, оно является духовно насыщенным актом. «Праздник» же несет в себе «праздность», украинскими аналогами которого являются лентяйство, безделье, ничегонеделание. Мнение вполне здравое, хотя и выглядит, как анахронизм, потому что все эти внутренние смысловые отличия и нагрузки давно и надежно стерты общей братской судьбой и взаимовлиянием. Но, если глубоко копать, можно многое найти. Ну, хотя бы то, что во многих регионах Западной Украины бытует именно такое определение, как «празник». Откуда оно там взялось и что делает до сих пор, мы сейчас рассматривать не будем.
Если же просто в лоб поставить вопрос: «Умеют ли украинцы праздновать?», ответ будет таким же простым: «Наверное, нет»... Здесь можно вспомнить и вопиющую бездарность в проведении массовых праздников в больших городах, и направленные на исполнение директив из центра «галочковые» мероприятия местных чиновников, и простую, как двери, аргументацию «рядового украинца»: в календаре выделено красным — значит, нужно выпить. В этом смысле очень симптоматически выглядят приветствия и тосты, которые лаконично произносятся независимо от предлога: «Ну, с праздником!» Религиозные, государственные, персональные, народные и т.д. даты удостаиваются лишь таких универсальных возгласов. В конечном счете, мы умеем «накваситься» и забыться, путая состояние личного удовлетворения с ощущением солидарной радости от общего осознания значимости определенного события. Почему так произошло? Возможно, одним из объяснений будет то, что подневольному народу — а большинство нашей истории четко вкладывается в рамки этого определения — было не до праздников. Тут был бы кусок хлеба да немного воли, а не заботиться о выработке благородных ритуалов или отчаянных карнавальных гуляньях в латиноамериканском стиле.
Мы также до сих пор путаем собственно «празднование» с «отмечанием». Если первое несет в себе чувство радости и даже счастья, то второе, по логике, должно быть только простым упоминанием чего-то. Но нет! Например, определенные исторические акты достаточно унизительного для современного украинства характера по указаниям должны «праздновать», и наоборот — героические вехи едва тянут на хилое «отмечание».
Мы остаемся народом, который сделал такой винегрет из дат: седой древности, советских, новейшей истории, религиозных, поборников религии, международных дней и, понятно, всех без исключения профессий (нет разве что Дня ассенизатора). Вкусный ли он? Это также зависит от изысканности личного вкуса, эстетства и даже снобизма, если хотите. Но если нужно отделить зерна от плевел, я — за последний!