Каждый из нас, обычных людей, по-своему философ. В том смысле, что в самой природе человека заложено бессмертное стремление обобщить переменчивое течение бытия, постичь тайны «звездного неба над нами» и «нравственного закона внутри нас» (Кант). Однако мы, обычные, задумываемся над всем этим преимущественно лишь время от времени — когда немного расслабляет свои когти беспощадный ритм жизни.
Другое дело — философ-профессионал, признанный метр своего дела. Он спокойно, неторопливо рассказывает об очень конкретных, близких каждому из нас вещах (отношения между людьми, беспощадную поступь «колеса истории», военных катастроф, сокрушающих миллионы человеческих судеб) и делает это таким образом, что вдумчивый читатель (зритель, слушатель) начинает глубже понимать высшие законы человеческой и естественной Вселенной. Такой «любомудр» (красивое старинное слово!) полностью способен вписать и события собственной жизни в контекст эпохи.
Именно так воспринимается новый документальный фильм студии «Контакт» «Пути Мирослава Поповича». Выдающийся отечественный философ, академик, руководитель профильного академического института спокойно, неторопливо и задумчиво рассказывает о пути своей жизни. О родителях, украинских интеллигентах-учителях: корни казацкого рода со стороны отца и его предков, среди которых, между прочим, и дед — статский советник, гражданский генерал по званию, это — Борзна на Черниговщине: мать, потомственный педагог — Изяслав на Волыни. О тяжелом военном детстве. «Отец, успев сфотографироваться, одел на себя форму с ромбами — и больше я его никогда не видел, хотя знаю, как он погиб», — говорит Мирослав Владимирович. И добавляет: «Нас, подростков, ужасно поразила свирепая жестокость немцев к евреям и к советским военнопленным».
Послевоенное время. Студенческие годы в Киеве («Нас, юношей, постоянно влекла тайна трех катастрофических периодов советской истории: 1929-1933 года, 1937 год, 1941 год. Именно там мы видели корень последующих несчастий»). Трудоустраиваться вчерашнему студенту-выпускнику Поповичу в столице УССР было практически невозможно — до 1953 года действовал жестокий блокировочный пункт анкеты: «Находились ли вы или ваши родственники на оккупированной территории?». Работа учителем, потом директором школы вдалеке от Киева («Давление провинциального райкома партии в те времена было поистине тяжелым. За одну фразу «покойный президент Рузвельт» на меня свирепо набросился райком. По их мнению, о буржуазном политике нужно говорить в таком стиле: «скончавшийся»). В середине 50-х наконец вступление в аспирантуру киевского Института философии. И более полувека, отданного научному делу. Всеукраинское и европейское признание (Мирослав Попович — кавалер французского ордена Почетного легиона, высшей награды этого государства, за содействие духовному сотрудничеству между украинским и французским народами).
Огромный жизненный опыт. Совершенное знание культурного наследия человечества. Принципиальная гражданская позиция в гармоничном сочетании с готовностью к оправданным компромиссам (Мирослав Попович был одним из основателей Народного руха Украины — тогда еще с уточнением: за перестройку). Все это делает те мнения Мирослава Владимировича, которыми он делится со зрителями фильма, как минимум достойными очень серьезного внимания.
Вот лишь некоторые из них: «Я всегда с самым высоким уважением относился к человеческому уму, к его свершениям. Вот почему поневоле чувствовал что-то очень иррациональное в политической жизни советской эпохи — ведь это, в сущности, была светская форма политической религии!»
«Если человека — пусть это будет даже жестокий диктатор — связывает с окружающим миром лишь страх (путы страха!), а не любовь, такой человек навсегда останется рабом страха, он никогда не будет свободной. И наоборот, если личность связана с миром любовью — только тогда она чувствует, что такое истинная свобода».
«Что такое украинская национальная идея? По моему мнению, это весьма конкретная вещь, если хотите, проект, проект для будущего, который должен базироваться на трех «китах»: 1) реальная независимость Украины — это то, что вообще не обсуждается; 2) реальная демократизация общества — это, бесспорно, наивысшая ценность; 3) решение социальных проблем, преодоления нищеты — это исключительно важно для нас».
«Мир ловил меня, но не поймал». Так звучит самый знаменитый афоризм Григория Сковороды. Что это значит? Чуть ли не каждый из нас чувствует власть внешних обстоятельств, из-за чего мы якобы неспособны сделать определяющие поступки в своей жизни. Однако наступает мгновение, и мы распрямляемся, учимся «стоять прямо», сопротивляться силе — и тогда видим, что король (эти обстоятельства) — голый».
И, может, самое главное. Мирослав Попович напомнил известные слова Бруно Ясенского: «Не бойтесь врагов — они могут разве что убить вас. Не бойтесь друзей — они могут разве что предать вас. Но бойтесь безразличных, потому что только с их молчаливого согласия существуют на земле убийства и предательства».