Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Представьте, как Дублин просыпается от ракетных обстрелов…»

Ирландия сочувствует и поддерживает Украину, а подробности и причины страшной войны местным описывают украинские переселенцы
15 апреля, 2022 - 10:32

Любить свою родину можно на расстоянии. И не просто любить, но быть ее голосом и защитником. Тысячи украинцев с первых дней войны разбежались по разным странам в поисках безопасности для себя и, прежде всего, своих детей. И большинство, к счастью, не просто тихо пересиживает темные времена, а приобщается к жизни украинской общины или диаспоры, проводит митинги в поддержку Украины и рассказывает правду о том, что происходит в Буче, Мариуполе, Чернигове, Харькове или Северодонецке. Это никакая не британская или еще какая-нибудь спецоперация, а жестокая война на истребление украинского народа.

Свой информационный тыл держит в Ирландии киевлянка, основательница компании социальных коммуникаций PR-House Наталья КРАСНЕНКОВА. Сейчас она с двумя детьми проживает в городке Киларни (Killarney), в более чем 300 км от Дублина. По ее словам, переезд имел две цели – быть в безопасности и дать возможность детям продолжить обучение. А почему пришлось рассказывать еще и местным СМИ об Украине, что знают ирландцы о нашей войне с россией и как помогают нашим переселенцам – «День» расспросил Наталью.

«ИРЛАНДЦЫ – ОТКРЫТЫЕ И СОЧУВСТВЕННЫЕ»

- Наташа, расскажите, пожалуйста, для начала, как обосновались сейчас в Ирландии?

- Мы живем в отеле рядом с городком Киларни, где проживает более 14 тысяч человек. Сейчас в Киларне заселены украинцами две гостиницы. В нашей проживает около 200 человек, в другой – где-то 500. То есть где-то до тысячи украинцев.

Украинцев по прибытии встречают социальные службы, которые и предоставляют жилье. Ирландия отменила для украинцев визы, позволяет учиться в школах бесплатно, есть возможность проживания и права на работу. Плюс – есть жилье. Нас поселили в городке, расположенном возле большого национального парка. Вокруг здесь только отели, в этот регион каждый год приезжает около миллиона туристов, преимущественно из Канады, США, Австралии.

Как только мы приехали, увидели невероятную поддержку местных жителей. На человеческом уровне есть огромная личная поддержка, начиная с того, что соседи со всех окрестностей приходили к нам в гостиницу, спрашивали, какая помощь нужна. Даже без вопросов начинали приносить базовые вещи: одежду, игрушки, подгузники для малышей, на День матери приносили цветы и пирожные. То есть местное общество было скорее здесь, чем социальные работники. Огромная поддержка людей ощущается на всех уровнях, и это очень ценно. Пока пришли социальные службы и начали решать вопросы со школой, я просто нашла в интернете школу, попросилась к директору на аудиенцию, меня мгновенно приняли. Это была пятница, а в субботу мы получили форму за счет школы, в понедельник дети уже пошли на занятия.

Потом я написала в Фейсбуке в местную группу, что нужно в долгосрочную аренду или долгое заимствование два велосипеда. Вы бы видели, что здесь началось. Люди приезжали, звонили, писали… Сейчас около 20 велосипедов у нас есть, а еще множество самокатов, скутеров, коньков, шлемов. Теперь вся гостиница может ездить в городок на велосипедах. Причем я же просила одолжить их на определенный срок, но нам все это просто отдали. Затем приехали представители одной фирмы, сделавшие техосмотр этих велосипедов.

Думаю, что это особенная черта ирландцев. Но есть еще и особенная черта людей из маленького городка. Они очень тесно сотрудничают друг с другом. Местная община знает всех своих жителей, все помогают друг другу. Думаю, что немногие киевляне так встречали переселенцев из Донбасса, как встречали нас ирландцы, для нас не знакомые совсем люди. Мы с ними не были связаны ни исторически, ни культурно. Украина для них далекая страна. Единственное, что связывает нас, это общая история с оккупацией Британией долгое время Ирландии. Они понимают, что такое оккупация и аннексированные территории. Эта точка боли у них совпадает с нами, поэтому они так участливо отзываются.

Я бы хотела, чтобы и украинцы были такие же – открытые и участливые. Ведь к нам так хорошо относятся совсем чужие люди, украинцы иногда не относятся так к своим же людям из других регионов. Как видим сейчас в Западной Украине, когда цены на жилье намеренно повышаются. Представить такое в Ирландии я бы не смогла. Так же, когда переселенцы из Донбасса приезжали в 2014 году в Киев, помню отношение некоторых киевлян, не желавших сдавать им квартиры.

«КОГДА Я РАССКАЗЫВАЮ О МАРИУПОЛЕ, У НИХ ГЛАЗА НАЛИВАЮТСЯ СЛЕЗАМИ, НО ДЕТАЛЕЙ ОБ ЭТОМ ИРЛАНДЦЫ НЕ ЗНАЮТ»

- Наташа, как так получилось, что вы взялись за информационный фронт на своем новом месте?

– До войны я работала в пиаре. Так что работа с информацией, медиа – это мои ключевые скалы. Когда началась война, вместе с коллегами организовали вотсап-группу для иностранных журналистов. Мы переводили оперативно новости и выкладывали их в эту группу. А также помогали иностранным журналистам с фиксерами, операторами, переводчиками, водителями, историями, спикерами и т.д. Эта группа все еще существует. Наша основная миссия – чтобы Украина не сходила со страниц иностранных СМИ и фокус внимания к ней не терялся. Это волонтерское движение продолжается. Мы ищем истории людей из Мариуполя, Бучи, помогаем получить официальные комментарии.

Когда я приехала в Киларни, ко мне пришла журналистка, готовившая материал об украинцах. Я переговорила с ней несколькими словами, добавив, что тоже когда-то была журналисткой. Поскольку раздавать номера телефонов здесь обычное дело, ко мне впоследствии обратились из местного подразделения Independent (местное издание The Kerryman). Мне предложили написать благодарность, как здесь нам все помогают. Я говорю: местные очень добрые, искренние, участливые, но понимают абстрактно, что у нас идет война. То есть когда я им рассказываю о Мариуполе, Буче и Гостомеле, у них глаза наливаются слезами, мы вместе плачем, но деталей, причин и предпосылок этого ирландцы не знают. Ни о Мариупольском театре, ни о блокаде города, что люди умирают. Поэтому я предложила рассказать о том, что происходит в Украине. Написала статью, в которой предложила сравнить Дублин и Мариуполь (а они по численности населения одинаковы). Я писала: представьте, что однажды утром Дублин просыпается от ракетных обстрелов, его блокируют, люди начинают умирать, их бомбят в театре…

После этой статьи начался ажиотаж. Ко мне обратилось местное издание, Killarney Advertiser, где большая часть страниц – это реклама и стихотворные некрологи, но безумно популярное и распространяемое бесплатно. Всю информацию местные черпают именно из этого журнала. Мне же предложили писать страницу на украинском для украинцев, потому что многие из них не знают английского, чтобы они интегрировались в жизнь местной общины. Я предложила, чтобы моя миссия проявлялась не только в опеке над украинцами, но и в донесении информации об Украине местным жителям. Поэтому сейчас я готовлю информацию для живущих здесь украинцев, к каким событиям можно приобщаться. Потому что здесь все время проходят субботники, соревнования, а ирландцы хотят, чтобы украинцы были полноценными членами общества, чтобы приобщались к локальной социальной жизни. Нас воспринимают здесь на равных. А по-английски я буду писать им информацию о том, что происходит в Украине, о своем опыте и т.д.

О чем будет ваша следующая статья?

– Меня попросили описать мой опыт переезда и опыт интеграции. Далее я предлагаю написать о Буче, Мариуполе, Гостомеле, изнасиловании украинских женщин, потому что это тема, которая не может не задеть. Но пока это обсуждаем. Отмечу, что моя работа в газетах – это волонтерство.

«КАЖДЫЙ ИЗ НАС СТАНОВИТСЯ АМБАСАДОРОМ УКРАИНЫ»

- Есть ли у вас возможность мониторить общенациональные издания, присутствует ли там тема Украины и как именно?

- Я не отслеживала общеирландские медиа, но на прошлой неделе у Independent была статья на украинском. То есть так или иначе об украинцах здесь пишут, об онлайн-выступлении Зеленского в парламенте Дублина тоже все говорили. Украина присутствует в инфополе, это не тема номер один, но все равно она есть. Но, как я уже отмечала, местные люди не очень углубляются в нашу тематику. К примеру, везде по городку висят постеры о поддержке Украины. В 20 числах апреля здесь планируется благотворительный концерт в поддержку Украины, но на плакате к нему нарисовали карту нашего государства без Крыма. Я написала на этот счет организаторам, но пока обратной реакции нет. То есть сочувствие, сопереживание, понимание, что есть абстрактная война, где россия – негодяй, но в целом до деталей они не доходят.

- Из вашего опыта, насколько важно заниматься поддержкой Украины даже в тысячах километров от дома?

– Я все равно планирую возвращаться домой. А сейчас моя миссия здесь – сделать что-нибудь для Украины. Также я набираюсь опыта, чтобы потом его внедрить в Украине. Важные уроки показывают ирландцы своим отношением к нашим гражданам. Этому нужно учиться. Мы ведь здесь не просто беженцы, а на локальном уровне – каждый из нас становится послом Украины. Какие впечатления мы здесь производим, как мы себя ведем, как приобщаемся к местным инициативам – все это создает впечатление об Украине. Поэтому у каждого из нас есть своя маленькая миссия.

Общалась Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ