Дэйв Янг — один из соучредителей проекта Хештегбио (# bio), цель которого создать полную цепь производства и сбыта биоугля. Дэйв уже имеет некоторые практические наработки в этом направлении — собственную технологию производства угля из... соломы.
«День» побывал в «цехе» в Броварах Киевской области, где происходит превращение украинской соломы в высококачественный уголь и узнал, кто является покупателем этой продукции, какие перспективы она имеет в Украине, и почему, собственно, наша страна — более всего удобна для такого производства.
НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДЕВЯТЬ МИЛЛИОНОВ ТОНН СОЛОМЫ...
В ангарах пахнет паленым, там душно и слышится гуденье двигателя. На солнце, проникающем сквозь небольшие окна, сверкают серебристо-металлические трубы машины, которую разработал Дэйв Янг с коллегами. Это аппарат для переработки соломы в уголь.
«То, что мы делаем, называется торрефикация или, простыми словами, обжаривание соломы. Мы из нее производим твердое биотопливо, которое похоже на обычный уголь, но имеет лучшие свойства», — рассказывает Янг «Дню».
Он берет немного соломы, осторожно сложенной вокруг аппарата, и демонстрирует, как происходит перевоплощение. Солома загружается в контейнер, где на медленном огне и при ограниченном доступе кислорода проходит своеобразное «выпекание». Так она превращается в сухое вещество. По свойствам конечный продукт переработки напоминает уголь, но имеет на 25% более высокую энергетическую плотность. Потом такой уголь пропускают через специальный пресс, из которого выходят готовые к транспортировке брикеты. «В Европе такой переработкой соломы занимаются уже давно. А в Украине этого не делали, хотя здесь есть около девяти миллионов тонн соломы, которую не используют с коммерческой целью, большую часть — просто сжигают», — рассказывает Янг. Вот в чем преимущества Украины для такой деятельности.
УКРАИНСКИЙ ПОСТАВЩИК — ИНОСТРАННЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ
Предприниматель объясняет, что самое сложное было разработать именно такую систему, которая бы позволяла экономить внешние энергоносители, зато больше потребляла тепла, которое производятся самой машиной. В такой экономии и кроется секрет успеха, убежден предприниматель. Раньше уже было несколько попыток иностранных компаний привезти свое оборудование для переработки украинской соломы. Но стоимость энергоносителей, затрачиваемых на работу машины, была настолько высокой, что такая переработка оказалась убыточной.
Наибольшие расходы во всей схеме работы Янга — на электричество, запускающее мотор, а также на транспортировку соломы и готового продукта. Впрочем, даже эту часть расходов предпринимателю удалось уменьшить, сделав аппарат мобильным. Заключив соглашение с агропредприятием, которое будет поставлять солому, машину к нему привезут в контейнерах. По окончанию контракта, ее упакуют и повезут другому поставщику.
В настоящий момент машина Дэйва Янга готова к своему первому коммерческому испытанию. Уже через несколько недель ее отправят во Львовскую область. Там местная агрофирма даст солому для переработки. «Мы ищем поставщиков соломы и покупателей продукта, находящихся как можно ближе друг к другу. Лучше всего, чтобы между ними было сообщение водным путем или по железной дороге, ведь шаг вправо, шаг влево — и расходы начнут превышать прибыль», — объясняет предприниматель.
Параллельно с поисками украинского поставщика соломы, Янг пытается найти иностранного покупателя готового продукта. Сейчас покупателя нашли в Польше, но уже есть заинтересованность и от компаний из других стран Западной Европы. «Польский рынок очень большой, ведь их правительство сделало упор на биотопливо. Да и в целом, рынок биотоплива в Европе быстро разрастается, потому там собирают биомассу даже из стран Африки, Америки. То почему бы не из Украины?» — объясняет предприниматель.
70% — НА ЭКСПОРТ
По оценкам Комиссии ЕС по сельскому хозяйству и развитию сельских районов, рынок биомассы в западной Европе до 2020 года возрастет вдвое и достигнет 30 миллионов тонн потребления в год. Все благодаря законодательной базе, которая дала установку за семь лет увеличить использование обновительных источников энергии на 20% и на столько же уменьшить углеродные выбросы в атмосферу. Впрочем, Янг прогнозирует, что за несколько лет Украина также может стать не только продавцом биомассы, но и потребителем. «Украина также будет двигаться в этом направлении, даже для того, чтобы подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Вам это нужно! Чем ближе Украина будет к Европе, тем важнее будут альтернативные источники энергии. Проблема в том, что продукт, который ты производишь для рынка биомассы, — достаточно дорогой, люди за него не готовы платить, а субсидий нет», — объясняет Деэйв Янг.
По данным ассоциации «Украинский пелетний союз», около 70% украинского производства пелет и брикетов идет на экспорт, 30% потребляется в Украине. Только в Польшу ежегодно экспортируется от 200 до 300 тысяч брикетов соломы. Спрашиваю у Янга, как удается убедить украинских фермеров продавать солому на переработку, вместо того, чтобы просто экспортировать ее в Польшу?
«Агорофирмы не интересуются тем, как мы будем перерабатывать их солому, и какого качества будет уголь, им интереснее цифры — сколько будет стоить привезти солому, забрать продукт и — важнее всего — сколько они на этом заработают. Многие фермеры рассматривали идею продавать солому Польше, но из-за рисков — отказались. Разница в несколько долларов между тем, за сколько удастся довести и продать, может сделать такой экспорт убыточным», — объясняет предприниматель.
Пока Дэйв Янг рассказывал об особенностях работы аппарата, заброшенный сноп соломы прошел весь цикл обработки, полученную смесь вытянули из контейнера в мешок. Предприниматель набрал горсть черной смеси в руку и начал проверять качество своего «золота». Остался доволен.