Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Приспособляемость к безответственности

как главная причина непрофессионализма госслужащих
14 декабря, 1999 - 00:00

Большинство считает, что достаточно повысить заработную плату до уровня, как говорят, «мировых стандартов» и деформация прекратится. На самом деле это не так, и вот почему. Чрезмерные психические перегрузки, характерные для работы госслужащего в современных условиях, перенасыщение негативными эмоциями порождают разнообразные и стойкие негативные эмоционально- волевые состояния: агрессию, апатию, переутомление, депрессию, пассивность, пессимизм, тревогу и тому подобное. Условия служебной деятельности негативно отражаются на служебной деятельности и социально-психологическом климате коллектива. Поэтому у многих сотрудников осложняется общение с коллегами и гражданами в процессе работы. Одни проявляют агрессивность, вспыльчивость, раздражительность, а другие — апатию, нерешительность. Кроме того, длительное пребывание в негативном состоянии становится причиной роста количества психосоматических заболеваний, психических срывов и нервных расстройств. Исследования свидетельствуют о том, что в такой ситуации практически неизбежно возникает профессиональная деформация, ее стойкие признаки наблюдаются у значительного количества работников, проработавших более десяти лет. Следует отметить, что такие работники в период адаптации к сложным условиям, которая занимает около 3 лет, способны были противостоять негативным влияниям. Однако после завершения адаптационного периода у них в течение следующих 3—5 лет происходит постепенное деформирование личностных механизмов, в частности, мотивационных, ценностно-смысловых, самооценочных и др. Эти механизмы определяют специфику отношения работников к своим обязанностям и поведению в целом. Полная деформация такого работника наступает в более поздний период — когда он проработает около 10 лет. Причем личная устойчивость к негативным влияниям не может быть длительной, если не учитывать хотя бы основные причины профессиональной деформации:

1. Отсутствие законодательного закрепления и реализации на практике принципа «чем выше должность, тем выше ответственность» должностного лица. Это касается и самых высших выборных должностных лиц. Потому что при их избрании избиратели делегируют им часть своих прав, а ответственность оставляют себе. В конце концов безответственность скатывается вниз, как снежный ком!

2. Заявления о реформировании общества, которые не всегда подкрепляются конкретными действиями. Вспомним, как активно открывались частные фирмы и предприятия в первые годы независимости Украины, с каким подъемом в них работала молодежь. А что сейчас? Многие молодые люди мечтает о «хлебном месте» на государственной службе. Что, там заработок больший? Нет. В чем же дело? А в том, что, как говорит сама молодежь, государственная служба дает, во- первых, прекрасную «крышу», во-вторых, уверенность в завтрашнем дне, в-третьих, относительную независимость от фискальных органов.

3. Сохранение телефонного права и двойных стандартов.

4. Невыразительность целей и идеалов общественного развития.

5. Состояние производства, сельского хозяйства и экономики в целом.

6. Характер власти и ее способность управлять ситуацией.

7. Взаимоотношения между властью и народом.

8. Состояние морального потенциала общества.

9. Непонимание и невосприятие того, что происходит в Украине.

10. Цепная реакция должностных преступлений и взяточничества.

Кроме того, на практике в силу невозможности своевременной и качественной диагностики отклонений на государственную службу принимают значительное количество лиц с разнообразными латентными формами психических расстройств. Психическая неполноценность становится одной из основных причин дезадаптации работников к условиям специфического труда госслужащего.

Влияя на общее психологическое и психофизиологическое состояние работника, названные факторы ускоряют процесс деформации.

Традиционный подход к обследованию претендентов на государственную службу оказывается малоэффективным. Его малая информативность определяется четко выраженным отсутствием объективных психологических данных о поведении и деятельности претендентов на соответствующую должность.

Кроме того, молодой, с неустойчивой психикой сотрудник с первых дней работы фактически не получает никакой психологической поддержки, оставаясь один на один с текущими проблемами, а большинство работников не получает никакой психологической подготовки. Не всегда вооруженный юридическими знаниями, опытом, без психологической поддержки, начинающий работник с первых шагов нередко формирует негативный стереотип своей профессиональной деятельности. Результатом этого становятся эксцессы, чрезвычайные ситуации и преступления.

Стоит заметить, что авторитет, эффективность и результативность труда госслужащих могут значительно возрасти при корректном, уважительном и адекватном отношении к посетителям и подчиненным. Нередко госслужащий не управляет своими эмоциями, не может контролировать собственные реакции, которые возникают из-за влияния незначительных раздражителей. Иногда возбуждение граничит с утонченной агрессией. На практике в большинстве случаев игнорируются социально-психологические закономерности государственного управления. Кандидат на руководящую должность не владеет искусством убеждения, не всегда способен быть последовательным, решительным, дисциплинированным, гибким, неподкупным, справедливым, демократичным и сохранять тактичные отношения с подчиненными. Кроме того, кадровые назначения и перестановки продолжают проводиться стихийно, недостаточно продуманно, с игнорированием личных качеств или по мотивам личной симпатии, преданности или протекции. Анализ изложенных причин возникновения профессиональных аномалий показывает, что они возникают не внезапно, а являются результатом целого ряда факторов, различных по интенсивности, опосередованности и длительности. Поэтому без их устранения или коррекции избежать профессиональной деформации госслужащих как движущей силы коррупции практически невозможно.

Михаил МЕЛЬНИК, доктор социологических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ