Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Прививка от беспамятства

В Харькове соревновались лучшие юные историки страны
5 апреля, 2006 - 19:25

В Харькове завершился четвертый, общенациональный этап Всеукраинской ученической олимпиады юных историков. Традиция проведения школьных олимпиад в Украине началась в 1994 году. Целью их было не только проверить знания школьников, но и найти талантливых детей, поддержать их в стремлении к познаниям и дальнейшем совершенствовании своих знаний. Что касается исторических дисциплин, то поддержка детей, которые не на любительском уровне интересуются историей, особенна важна. К сожалению, в последнее время родители стимулируют в своих детях стремление к совершенно другим, более прикладным наукам и знаниям.

По мнению Юрия Ивановича Шаповала, председателя жюри всеукраинской олимпиады по истории, доктора исторических наук, руководителя Центра истории политологии в Институте политических и этнонациональных исследований НАН Украины, историей занимаются и изучают только поистине влюбленные в эту науку. В юном возрасте дети еще не сильно подвержены прагматичным реалиям жизни в обществе, поэтому легче подпадают под романтику истории и стремятся после школы посвятить свою жизнь изучению этой дисциплины. Ближе к окончанию школы на подростков начинают уже влиять родители, редко довольные выбором своих отпрысков, которые могут под давлением старших уступить своей мечте. Немаловажную роль поддержки устремлений детей играют школьные олимпиады, которые помогают им определиться с выбором будущей профессии. Несмотря на то, что во всеукраинском финале олимпиады, организованой по инициативе Министерства образования и науки Украины, приняло участие 163 самых одаренных в исторических науках школьника, это еще не дает уверенности в том, чем они будут заниматься в своей жизни. Победители олимпиады будут награждены почетными грамотами Министерства образования и науки, и что более существенно — получат бонусы при вступлении в вузы по данным специальностям. Заманчивый приз, если вспомнить, что сейчас родители заранее начинают копить деньги на обучение своих отпрысков и такое подспорье в поступлении в вуз очень даже своевременно для выпускников 8—11 классов, принимающих участие в олимпиаде. Хотя завоевать призовые места нелегко, ведь надо не просто показать знания, но и высказать собственное суждение, расставить акценты в вопросе по своему усмотрению, а не по школьной программе. «В этом возрасте детям, склонным к истории, любопытен любой ее отрезок вплоть до последних дней, в том числе и пока, так сказать, «неканонизированная» оранжевая революция», — поделился с «Днем» своими впечатлениями Ю.И.Шаповал. Разделяя точку зрения Юрия Ивановича, «День» обратился к методисту Научно-методического Центра среднего образования Людмиле Черкасской с просьбой познакомить читателей нашей газеты с абсолютными победителями одиннадцатой Всеукраинской олимпиады по истории. Ими стали: среди учащихся восьмых классов — Богдан Паска, Саджавская средняя общеобразовательная школа Надворнянского районного совета Ивано-Франковской области; среди учащихся девятых классов — Дмитрий Денисенко, коллегиум «Элинт», г.Запорожье, среди учащихся десятых классов — Олег Киричук, Сенкевичская средняя общеобразовательная школа Гороховского района, Волынской области; среди учащихся одинадцатых классов — Александр Роменский, Новопсковская средняя общеобразовательная школа Луганской области.

«Сами по себе дети-участники очень интересные, а некоторые из них за четыре мои председательства даже удивляли и восхищали. Так, восьмиклассики, казалось бы, еще совсем дети, особенно мальчики — маленькие и худенькие, а знания, которые они показывали, — поражали. Я пытался понять, откуда же у этих детей берется такая любовь и тяга к истории и, как правило, в 90 случаях из 100 это зависит от учителя по истории». Получается, что только умение заинтересовать, показать историю, как живой процесс с реально жившими когда-то и испытывающими эмоции людьми, донести до ребенка понимание того, что сегодняшняя реальность завтра уже становится частью вечности, способно привить у школьника интерес к истории, чтобы она не стала сухим изложением архивных фактов. Юрий Иванович уверен, что «если учитель смог сделать так, что поданая им информация резонировала в душе ученика, оставив в ней яркий след, то даже, если родители будут недовольны тем, что ребенок увлекся историей, они уже ничего не смогут сделать. Эта привязанность и любовь к истории останется уже на всю жизнь».

Марина ГОЛИНА, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ