Если украинские предприятия и далее будут недоверчиво и несерьезно относиться к трудоустройству молодых людей, то через 20 лет в Украине уже некого будет брать на работу — молодежь просто не захочет трудиться. Такой вывод сделали специалисты Донецкого городского молодежного центра занятости, которые провели специальное исследование «молодежного» рынка труда Донетчины.
РАБОТОДАТЕЛЬ И БУДУЩИЙ РАБОТНИК
По словам экспертов, как раз сейчас, сразу после массовых выпускных, большая часть выпускников, подыскивая себе первое рабочее место, сталкивается с целым рядом проблем. Среди них, по словам самой же молодежи, на первом месте трудности в поиске работы, конфликты с работодателями, невостребованность, невозможность получить работу по специальности… По словам специалистов, работодатели Донетчины периодически грешат недобросовестностью: набирают молодежь без официального трудоустройства, не соблюдают условия договоров, не всегда вовремя выплачивают зарплату… Более того, как отмечают специалисты по персоналу, в Донецкой области достаточно редко можно встретить предприятие, которое ориентируется на трудоустройство молодых людей и может похвастать грамотно составленными должностными инструкциями, а также списком прав и обязанностей своих работников.
В целом же, по данным статистики, по специальности в шахтерском регионе сегодня устраиваются работать лишь 20—30% молодых донетчан, а за помощью в трудоустройстве обращается примерно 50% выпускников различных учебных заведений. При этом, как правило, большинство выпускников, будучи студентами, уже работали где-либо, а некоторые молодые люди и вовсе начали работать в 14—15 лет.
Эти данные были озвучены на заседании Донецкого пресс-клуба реформ, посвященном проблеме трудоустройства молодежи шахтерского региона. В заседании принимали участие представители Донецких городских и областных центров занятости молодежи, менеджеры по персоналу ведущих компаний, трудоустраивающих молодых людей, а также сами представители молодого поколения, которые делились своими трудностями на «рабочем» поприще.
СПРОС И ПРЕДОЛЖЕНИЯ
В целом, вопрос трудоустройства молодежи на Донетчине является очень актуальным и заключается не только в сложностях, диктуемых самим рынком труда, но и в проблемах, связанных непосредственно с молодыми людьми, которые зачастую… просто не хотят работать.
Что касается первой «стороны медали» этой проблемы, то она, по словам заместителя директора Донецкого областного центра труда Андрея Паламарюка, заключается в определенном несоответствии между спросом и предложением: молодые донетчане, которые хотят устроиться на работу, сразу требуют высокую зарплату, не имея опыта работы и не чувствуя ответственности за нее, а работодатели в свою очередь нанимают молодежь на работу совершенно бездумно. Например, в областном центре труда не раз сталкивались со случаями, граничащими с курьезом: бывало, что работодатели требовали на работу на завод железо-бетонных изделий молодых девушек или же пытались предложить ответственную и тяжелую работу несовершеннолетним. В частности, директор частного предприятия «Форсаж-2005» Николай Полевик, рассказал журналистам историю, когда на его предприятие пришел трудоустраиваться 14 летний мальчик. Ему предложили заниматься… укладкой тротуарной плитки. Однако новоявленный работник не проработал и получаса, как на фирму начала звонить его бабушка, которая рассказывала руководству, как по закону должен работать несовершеннолетний ребенок. В итоге предприятие с подростком так и не сработалось: ребенок хотел работать, однако работа просто не соответствовала его способностям и возможностям.
Более того, подчеркивает Паламарюк, частенько родительская опека является одним из самых серьезных препятствий для трудоустройства несовершеннолетних: даже если дети хотят работать и считают, что им по плечу самая трудоемкая или «грязная» работа, родители попросту не отпускают их на производство. В какой-то мере это вполне оправдано: как ни странно, но большинство вакансий для несовершеннолетних, которые предлагают предприятия Донбасса, связаны с очень тяжелой заводской работой, куда родители просто не хотят отпускать детей. Но даже если дети и попадают на завод, работают они, как правило, не очень тщательно и редко бывают ответственными за свой труд. В итоге работодатели просто отказываются брать на работу несовершеннолетних.
Наверное, в связи с этим в молодежные центры занятости области чаще приходят трудоустраиваться уже совершеннолетние студенты, которые принимаются на работу вполне охотно. Как отметил Н.Полевик, студенты, по мнению работодателей, всегда отличаются целеустремленностью, ответственностью, выполняют работы в срок и очень качественно, а потому многие руководители предприятий, поработав со студентами, на следующий год снова приглашают их. В связи с этим в центрах занятости уже в марте — апреле появляются специальные списки вакансий для студентов от различных фирм-работодателей.
Правда, чаще всего студенты соглашаются лишь на сезонные или временные работы: в летнее время от них поступает 10—15 просьб в день о трудоустройстве. В целом же донецкая городская организация «Молодежный центр занятости», например, только на протяжении прошлого года трудоустроила более одной тысячи молодых людей, среди которых подавляющее большинство — студенты.
При этом, по словам исполнительного директора организации Алены Доли, основная проблема, с которой сталкиваются молодые люди, приходящие в центр, — незнание, чего конкретно они хотят. «Бывает так, что к нам приходят даже люди с образованием, однако потом оказывается, что на факультет их устроили родители, а они и близко не хотят работать по этой специальности. То есть вначале человек определяется, а мы уже помогаем ему найти место, которое ему подходит», — отметила она.
ТОЛЬКО ТЕХНИКА И ТОРГОВЛЯ
Впрочем, как можно судить по перечню предлагаемых профессий, существующему в центрах занятости, даже если молодой человек и определяется с направлением работы, не всегда ему удается получить желаемое: как правило, в Донбассе требуется почему-то только технический персонал или сотрудники в торговой сфере. Ни одной из гуманитарных профессий не представлено. Например, по словам Доли, за последний год в их центре была только одна вакансия, приближенная к гуманитарной, — должность… помощника стоматолога.
По словам специалистов, такое «техническое» предложение сегодня очень актуально как для всей Украины в целом, так и для промышленного Донбасса в частности: в страну снова возвращается мода на технологов и инженеров. Последний раз эти профессии были модны в 80-е годы, после чего появилась стойкая мода на юридические и экономические специальности. В результате рынок труда оказался попросту перенасыщен этими профессиями, а их обладатели могут трудоустроиться на работу только с большим трудом. Более того, недавняя мода диктовала и определенные новшества в сфере образования, в результате чего качество обучения техническим профессиям заметно снизилось. По словам работодателей, нормальное высшее техническое образование в области получают лишь выпускники донецких вузов, а в других крупных городах области оно, увы, хромает. В итоге в таких городах, как, например, Краматорск, Артемовск, Константиновка, Ясиноватая, где есть множество промышленных предприятий, молодых специалистов-технологов катастрофически не хватает. Более того, как подчеркнул заместитель директора городского коммунального предприятия «Городской центр занятости» Дмитрий Беляков, проблема эта усугубилась настолько, что в городах области уже требуются даже представители элементарных профессий — токари, слесари, фрезеровщики, которым просто негде обучаться, — региональные профтехучилища попросту развалились, и абитуриенты даже не рассматривают их как учебные заведения при поступлении. В итоге в данный момент в Донбассе число училищ сократилось в пять раз, а жители даже самых отдаленных городов стремятся получать образование только в Донецке, а на периферии почти никого не остается.
Выхода из этой проблемы специалисты пока не видят: и в самом деле, не закрывать же вузы, которые выпускают ненужных специалистов! Однако надежда все же есть: вероятнее всего, рынок труда в будущем сам укажет верный путь.
ОБНОВЛЕНИЕ КАДРОВ... ПОИСКИ ВЫХОДА
Ныне промышленные предприятия области вынуждены в одиночку бороться с кадровым дефицитом. Сегодня, по словам специалистов, большинство ведущих предприятий Донетчины охвачено новым веянием — обновлением кадров. При этом при приеме на работу особо ценятся «вчерашние» выпускники, которые получили диплом в текущем году: именно они лучше других владеют самыми современными технологиями, освоили на практике управление новейшей техникой и знают все последние веяния в производстве. Правда, и тут есть нюанс: если выпускников вузов на такие предприятия берут буквально нарасхват, то вот выпускники техникумов все чаще остаются не у дел и могут довольствоваться лишь работой не по специальности или сезонным трудоустройством.
По словам Белякова, чтобы избежать подобной ситуации, специалисты центра решили наладить связь непосредственно с учебными заведениями, которые могли бы существенно помочь в вопросах трудоустройства их же учащихся. «Мы уже насчитали 36 учебных заведений, которые могли бы этим заняться, разослали им письма, но ответили нам не все. Теперь мы сами расклеиваем объявления, и к нам идут студенты», — заявил он. Вообще же, по его словам, решение проблемы лежит буквально на поверхности: вузы и техникумы могли бы осуществлять обучение студентов под заказ определенного предприятия, а по окончании учебного заведения выпускники были бы автоматически обеспечены работой. Подобным образом действует, например, Донбасская государственная машиностроительная академия (г. Краматорск Донецкой обл.), которая активно сотрудничает с Новокраматорским машиностроительным заводом: НКМЗ оплачивает обучение определенного числа специалистов, предоставляет им возможность пройти практику на предприятии, а затем эти же студенты автоматически переходят на работу непосредственно на завод.
По словам специалистов, такая форма работы только улучшила бы квалификацию молодых специалистов, которая пока что оставляет желать лучшего. «По-видимому, учебные заведения попросту уделяют недостаточное внимание образовательному процессу, и это видно — многие студенты приходят, хотят поработать, а у них не получается», — рассказывает менеджер по персоналу компании «Руш» Николай Фоменко.
НИ УЧЕБЫ, НИ РАБОТЫ
Некоторые студенты часто пытаются совмещать дневное обучение с работой и думают, что смогут договориться и на работе, и в учебном заведении, но получается только хуже — ни учебы, ни работы. В итоге в последнее время число желающих поработать существенно снижается.
Впрочем, по мнению ряда работодателей, это снижение объясняется еще и тем, что молодые люди попросту не хотят чересчур напрягаться. Например, по словам директора донецкого развлекательного парка «Городок» Натальи Савиновой, несмотря на то, что их предприятие предлагает молодежи максимально удобные условия для работы, но из года в год не может решить одну и ту же проблему: где взять людей. В этом, по словам Савиновой, и заключается «вторая сторона медали» проблемы трудоустройства молодежи Донетчины: на работу приходит трудоустраиваться очень много желающих, а остаются единицы, которые действительно пришли работать, а не «отбывать время». «Молодые люди приучены делать вид, что они работают, и делать вид, что они учатся. И в конечном итоге они делают вид везде — на работе, прикрываясь учебой, и на учебе, прикрываясь работой. У молодежи нет понимания того, что деньги надо зарабатывать. Деньги в их понимании должны «выплатиться» и желательно вовремя, а то, что для этого надо поработать, никто не принимает во внимание», — сетует она.
«Первый вопрос, который на нашем предприятии нам задают потенциальные сотрудники: «Какая у вас зарплата?». При этом они не умеют двух слов связать на собеседовании, не могут составить хорошее резюме», — жалуются работодатели. В целом, вопрос высокой зарплаты у молодежи на повестке дня стоит очень остро. В Донецкой области молодые люди не хотят начинать трудовую деятельность, если уровень предлагаемой зарплаты ниже 1200 гривен. По мнению специалистов, для людей без опыта работы это достаточно высокая сумма, однако тут уровень цен полностью нагнетается крупными иностранными компаниями, которые открываются в Донбассе и предлагают своим сотрудникам действительно высокий заработок и хорошие социальные пакеты. Ориентируясь на эти предложения, молодые донетчане уже попросту не хотят работать «задешево», правда, не многие из них задумываются, что за хорошими предложениями стоят очень высокие требования к работе. Вот и получается, что молодежь начинает бездумно требовать и от местных, украинских, компаний такого же уровня оплаты труда, за которым они попросту не в состоянии угнаться.
Более того, молодые люди, по их словам, требуя повышенного внимания к себе, никогда не соглашаются выполнять какие-либо дополнительные функции: «У нас как только возникает необходимость не просто посидеть у аттракциона, но еще и вымыть его после, все сразу становятся «больными, кривыми, косыми», у всех сразу появляется куча зачетов. Получается — как помыть — так пусть это делает кто-то другой, желательно постарше, как у аттракциона постоять, да еще и друзей позвать — так на работе одна молодежь!» — рассказывает Савинова.
ПРОСТО НАДО НАЧАТЬ
Однако как бы там ни было, специалисты Донетчины в один голос утверждают: перспектив для молодежи региона — причем как для учащейся, так и для дипломированной — сегодня просто масса. И ребята спокойно могут заработать те деньги, на которые претендуют, ведь им на многих должностях легче, чем более старшему поколению. Просто для того чтобы достичь желаемого, обязательно нужно с чего- то начать. И прежде всего нужно задуматься не только над тем, где и как ты хочешь работать, но еще и над тем, что лично ты можешь предложить своему будущему работодателю. Ведь, кроме амбиций и пусть даже колоссального опыта работы по специальности, необходимы еще и элементарное желание трудиться, ответственность и исполнительность. Если этого нет, никакие центры занятости не помогут. Именно поэтому, по словам специалистов, сегодня достаточно большой процент молодых людей при всех своих дипломах и регалиях остается без работы. А по статистике, которую ведут молодежные центры занятости Донетчины, около 30% молодых людей возвращаются обратно в центры — работодатели попросту не хотят с ними работать, не видя никакой отдачи с их стороны.