Вадим СКУРАТИВСКИЙ, доктор искусствоведения:
— Определенные элементы культуры празднования у нас уже есть. Я, например, очень спокойно и лояльно отношусь к празднованию 24 августа — оно в общем продумано именно как официальный праздник. Понятно, что оно немного похоже на советские праздники, но все же этот праздник в лучшем, нежели предыдущие советские праздники, понимании. Кроме того, мне нравятся именно киевские праздники. Например, когда-то нравилось празднование Дня Киева на Андреевском спуске. Пока не стало понятно, что все это не проработано. Несколько лет назад я попал туда и увидел на Андреевском спуске несколько сотен тысяч людей — от Большой Житомирской и до Подола. И все это за какие-то минуты превращалось в Ходынку. Городской праздник иногда тем и тревожит, что в любую минуту может превратиться в свою противоположность.
А обогащается ли культура празднования у нас? Видите, мы имели такой страшноватый и дурацкий вариант официальных праздников в советские времена, что, собственно, то, что мы отошли от советского праздника — это уже большой прогресс. Ну, что могло быть глупее, нежели киевский праздник середины семидесятых, когда стоит Щербицкий на трибуне вместе со своими поплечниками (опричниками) и почему-то машет рукой, а вслед за тем машут рукой и трудящиеся? И тем, и тем нет друг к другу никакого дела. А кроме того — тот дурацкий крик, который сопровождал всю мою студенческую юность: или «Прочь!», или, наоборот, «Ура!». И я вспоминаю, как в конце шестидесятых годов актер франковского театра, который всегда произносил эти лозунги, закричал на весь Крещатик: «Позор американскому империализму, который начал грязную войну во Вьетнаме. Ура!!!» Нет этого. Это пока самое главное.
Конечно, праздник в городе носит те или иные признаки отчуждения человека от человека. Но во всяком случае нужно, чтобы все это было отрежиссировано, чтобы это было в каких- то цивилизованных пределах. И постепенно такие праздники в конечном счете появляются. Но, в принципе, праздник развивается в двух направлениях. Или он приближается к патриархально-крестьянскому празднику, которому несколько тысяч лет, или, собственно, к празднику городскому, урбанистическому — празднику буржуазно-западного типа, когда очень много пьют пива и смотрят друг на друга без особого интереса. Я имею надежду, что мы что-то выберем после того, как у нас умер советский праздник. Может, мы вернемся к украинскому патриархальному празднику. Он обязателен, принципиально антииндивидуалистичен, обязательно семейный: люди собираются вместе, и не только семья, но и соседи. А западный праздник — какой- то крикливый, шумный, но, к большому сожалению, без доброй патриархальной основы.