1967
ЛЕНД АРТ. В США создано модернистское «искусство земли» («land art»). Представители этого направления (Вальтер де Мариа, Майкл Хейзер, Денис Оппенгейм, Карл Андре, Роберт Смитсон) выкапывали в отдаленных областях (чаще всего — в пустынях, засохших озерах, на незаселенных землях) канавы, ямы, проводили различные борозды, линии при помощи извести и камней, снимали дерн, делали насыпи, демонстрировали кучи земли и камней на выставках. Художники считали свою деятельность формой протеста против искусственности жизни в современных городах, пытались связать свои акции с задачами охраны природы.
СЕРЖАНТ. 26 мая в Лондоне выходит альбом «Beatles» «Sgt. Pepper’s Lonely Herts Club Band» — первый образец тематического альбома.
ПСИХОДЕЛИЯ. В Сан-Франциско, среди хиппи, появляется термин «психоделия». Речь идет, в первую очередь, о психическом состоянии, в котором окружающий мир воспринимается в деформированном (под влиянием наркотиков) виде. Группы психоделического рока ориентировались преимущественно на «живой звук». Выразителями психоделического рока стали группы «Pink Floyd», «Jefferson Airplane», «Grateful Dead».
ПИРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ. 31 марта рок-музыкант Джимми Хендрикс впервые сжег на сцене свою гитару. Аттракцион понравился публике, после чего музыкант включил его в свой постоянный репертуар.
БОДИ-АРТ. В модернизме возникает «боди-арт» «body art»), или «искусство тела». Представители этого направления хотели использовать в качестве материала искусства свое собственное тело, которое они покрывали гипсом, разрисовывали, делали надрезы, подвергали себя солнечным ожогам, бросали себе на ноги бетонные блоки, бились о стену, делали изнурительные дыхательные упражнения, сжигали на себе волосы и т. п. В других случаях художники ограничивались демонстрацией различных поз. Некоторые манифестации этого направления носили грубо эротический характер. «Боди арт» сближается, с одной стороны, с такими течениями модернизма, как «перформенс», «искусство процесса», и «концептуальное искусство», а с другой — с рядом явлений, которые возникли в русле «контркультуры» (татуировка и раскрашивание тела, нудизм, сексуальная революция). Представители «боди-арт»: Вито Анкончи, Ферри Фокс, Брюс Маклин, Брюс Науман, Денис Оппенгейм, Ларри Смит, Кейт Сонньер, Вильям Вегмен.
FUCK!. На британских киноэкранах впервые раздается слово «Fuck! в фильме Джозефа Стрика «Улисс».
HAIRS. На Бродвее состоялась премьера мюзикла «Волос» Гелта Макдермонта, который показал уже широко распространенную в то время идеологию хиппи — детей-цветов.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗРЕЛИЩЕ. В чехословацком павильоне на Всемирной выставке в Монреале демонстрировался аттракцион, посетители которого имели возможность наблюдать на экране несложный сюжет, героями которого были трое соседей, — двое девушек и мужчина. В узловых точках сюжета действие прерывалось, те самые актеры, которых зритель только что видел на экране, выходили в зал и обращались к аудитории с вопросами: как бы вы сами поступили в такой ситуации? Каждый из зрителей мог проголосовать за свой вариант развития сюжета, о чем и сообщали вспомогательные экраны. Дальнейшее развитие сюжета развертывалось согласно решению большинства голосов.
1968
ПИТЕР ХОЛЛ. В Англии Королевский Шекспировский театр возглавляет двадцативосьмилетний Тревор Нанн. Как и его предшественник — Питер Холл, — главное внимание он уделяет актеру, пытаясь освободить сцену от всего лишнего. В представлениях Тревора Нанна сцена нередко напоминала ангар или широкий коридор, а «блеск» эпохи Елизаветы передавался главным образом через одежду актеров. Большая часть отводилась свету, который по способу использования напоминал телевизионную технику. Метод подхода Тревора Нанна к шекспировским пьесам характеризируется жаждой режиссера создать «эффект множеств», т.е. созданием огромного количества массовых сцен.
ВЬЕТНАМ. 23 марта в Париже состоялась невиданная по масштабам встреча представителей науки, культуры и искусства под лозунгами защиты Вьетнама. «Все передовое искусство — с Вьетнамом!» — заявил в те дни Пикассо. Активное участие в сборах приняли Жан Вилар, Симона Синьйоре, Ив Монтан, Жюльетта Греко, Марина Влади, Мишель Буке, Марсель Марсо, Жан-Луи Трентиньян и другие. В следующем году, 25 ноября, Джон Леннон возвратил свой орден MBI в знак протеста против участия Британии в конфликте Нигерия — Биафра. В тексте письма, которое сопровождало этот поступок, было сказано: «Ваше Величество! Я возвращаю Вам этот орден Британской Империи в знак протеста против вмешательства Британии в гражданскую войну в Биафре, против поддержки Америки во Вьетнаме и потому что моя песня «Gold Turkey» провалилась в хит-параде. Джон Леннон из мешка».
СТУДЕНЧЕСКИЙ ТЕАТР УЛИЦЫ. 1 мая началась и продолжалась до 23 июня студенческая революция во Франции. В эти дни, по словам журнала «Эроп», расцвел новый зрелищный жанр — «драматургия улицы». Год стал зенитом распространения всех разновидностей политических спектаклей: документальных, аллегорических, трагедийных и сатирических. Главные требования студентов сводились к обоснованному протесту против реакционной антидемократической структуры французской высшей школы.
РАБЛЕ. 15 мая Театр де Франс (Одеон) был «оккупирован» анархистски настроенной группой студентов Сорбонны, которая преобразовала его в дискуссионный клуб. Пытаясь спасти театр, Жан-Луи Барро вошел в контакт со студентами и заявил в своем выступлении, что именно молодежи «принадлежит будущее». После заявления последовали правительственные репрессии, направленные против Барро, — по приказу министра культуры его сняли с работы. Ярые протесты общественности не повлияли на ситуацию. Тогда «Компания Барро-Реале», невзирая на денежные осложнения, арендовала большой спортивный зал и начала показывать в нем своего «Рабле», используя вместо сцены ринг. В сцене Телемской обители использовался лозунг молодежного движения: «Make Love, Not War!»
ДЖОН ЛЕННОН. 18 июня премьера представления «Написано собственноручно» («In His Own Write») Джона Леннона в лондонском Национальном театре.
(Начало см. в «Дне» от 28.01. Продолжение следует)