Пренебрежительное отношение к природе Крыма — характерная черта в поведении оккупантов. Так, при строительстве ненужной крымчанам трассы «Таврида» были уничтожены десятки тысяч деревьев (их вырубили вдоль трассы, чтобы там не прятались «украинские диверсанты», которые потенциально могли заминировать дорогу!), при строительстве разъездов были разорены сотни гектаров плодородных полей.
При строительстве дач и дворцов российских чиновников вырубаются вековые деревья крымского леса, разрушается верхний слой почвы, строятся высокие заборы и вертолетные площадки, линии связи.
Страдает не только земля, но и море. Дамба, которая составляет две трети так называемого Керченского моста, преградила пути миграции рыб, разрушила места гнездования птиц. Во время военных учений разрывы снарядов и бомб, работа сонаров и ультразвуковых и лазерных приборов губительно действуют на стада дельфинов и косяки рыб, и они уничтожаются сотнями. Только в 2010 году на берег выбросились и погибли около тысячи дельфинов, которые не выжили в условиях войны кораблей с морем. Сам Керченский мост ограничил проходимость кораблей и судов в Азовское море.
Одним из наиболее разрушительных воздействий на землю Крыма оказалось влияние на регион древнего города Судак, в частности пространство от урочища Капсель до мыса Меганом, который считается границей между южным и юго-восточным берегом Крыма. Раньше это была заповедная территория, на которой были запрещены земельные работы и всякое строительство. Но оккупанты решили эти заповедные места использовать для размещения очередного так называемого молодежного художественно-творческого лагеря «Таврида», который бы вел «патриотическое» воспитание для молодежи России.
Сегодня крымчане обеспокоены тем, что у мыса Меганом и на берегу бухты Капсель работает мощная землеройная техника, скреперы, бульдозеры, самосвалы и пр. Они разрушают не только поверхностный слой почвы, но роют и большие котлованы, чем уничтожают известные и еще не известные археологические объекты на территории, где когда-то жили первобытные люди.
В местных газетах крымчане пишут: «Мне очень сложно подбирать слова. Я не могу даже предположить — зачем бульдозерами утюжат береговые уступы, — поделился мнением один из жителей Судака. — Нет даже смысла перечислять нарушенные нормы и правила осуществления земляных работ в водоохранной зоне. Очевидно одно: Меганом мы теряем. Стремительно и безвозвратно...»
Его поддерживают другие жители полуострова. Большинство считает, что таким образом уничтожают бухту Капсель и мыс Меганом. «У меня нет слов... Месяц назад говорил с крупнейшим специалистом по морским берегам, — объясняет Сергей Киселев, доцент КФУ Вернадского. — Нарушение природного равновесия берегов неизбежно приведет к негативным последствиям. Даже долго ждать не придется».
При этом оккупационные власти ничего не объясняют местным жителям. Огородили площадку большим забором и запрещают туда проходить людям, которые десятилетиями пользовались этой землей. Крымчане считают, что таким образом готовится существенная площадь под застройку. «Мы привыкли, что у самого моря появляются гостиницы под видом спасательных станций, а в парках с видом на уютные бухты строят многоэтажные дома», — говорят они.
«Я живу в Судаке много лет, — сказала журналистам местная жительница Елена ШВАЛЯЕВА. — Мы с семьей очень любили ездить в бухту Капсель и на мыс Меганом. Как только появился форум «Таврида», доступ к морю нам закрыли. Особенно, когда начались ограничения в связи с коронавирусом. Казалось бы, прогуляйтесь у моря, вылечитесь. Но нас у забора встречал охранник и возвращал обратно. Теперь потеряем мыс Меганом! Что останется от уникальных мест Крыма? Здесь не нужно развивать инфраструктуру, строить коттеджные поселки и жилые кварталы. Капсель и Меганом прекрасны своей первозданной свободной красотой».
Так, министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Роман Абрамовский сказал в комментарии сайту Крим.Реалии, что он уверен, что экологическая ситуация в Крыму будет ухудшаться, и это может привести к катастрофе. Он говорит, что в Украине «проходят встречи широкой рабочей группы по вопросам нарушения природоохранного законодательства на территории включенного Крыма».
Со своей стороны российские власти полуострова заявляют, что они хранят природу, но на самом деле это слова, которые противоречат действительности. Есть уже тысячи фактов уничтожения природных ресурсов, вопиющих фактов нарушения экологии, которых бы не допустили люди, которые берегут природу.
По мнению общественного активиста из Судака Рустема АБКАДЫРОВА, «Крым страдает от застройки берега моря, сокращения площади и снижения статуса особо охраняемых природных территорий, новых карьеров, чрезмерного изъятия артезианских вод и прочего. А главной тенденцией сегодня стало расползание по территории этих негативных процессов. Это и раньше было, но в гораздо меньших масштабах. Пример Меганома, который лишился охранной зоны в 2015 году. Алуштинский горно-лесной заповедник стал парком, добыча песка в акватории Донузлава, новый карьер на Агармыш, застройка Приморского парка в Ялте, уничтожение краснокнижной флоры повсеместно — это новые реалии Крыма».
Крымский активист Эдем Дудаков считает, что экологическая ситуация на полуострове приближается к катастрофической: «Вся экосистема крымских рек и озер практически погибла из-за того, что русла высохли. Уровень воды в озерах и водохранилищах упал до минимума. Это — во-первых. А во-вторых, загляните на Южный берег, в горы — и вы воочию увидите, как приезжие российские и местные нувориши срубают массивы деревьев, срезают целые горные пласты, чтобы сформировать участки для строительства вилл и коттеджей. Вы можете посмотреть на Донузлав и увидите, что сделали с ним разработчики песка для трассы «Таврида». Все это ведет к экологической катастрофе в Крыму», — сказал он журналистам.
Однако правоохранительные органы Украины не остаются в стороне. Как сообщили в Прокуратуре АРК и города Севастополя, в ведомстве создана рабочая группа по мониторингу экологической ситуации в Крыму. А на днях специалисты Минэкологии Украины также сообщили общественности, что у них ведется учет всех злостных нарушений обращения с природой Крыма, подсчитывают экологический ущерб и разрабатываются законодательные обоснования для приравнивания экологических преступлений к разряду военных преступлений и обращения в международные суды.