Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пуанты для Одетты

14 мая, 1999 - 00:00

Этот нелегкий путь к совершенству для многих украинских
артистов балета начинается в стенах Киевского государственного хореографического
училища, которым руководит несравненная Татьяна Таякина.

Кроме балета здесь еще учат обычному уму-разуму. Изучают
французский (так как вся профессиональная терминология основана на французском
языке), актерское мастерство, историю, математику, географию и многие другие
предметы. Я спросила у одной из юных балерин:

— Что вы любите делать больше всего?

— Танцевать.

— А что вы не любите делать больше всего?

— Утренний экзерсис.

Хотя все прекрасно понимают, что первое без второго невозможно.

Разве можно любить этот каждодневный, изнурительный 3-4-часовой
урок, доводящий балерину до изнеможения, до ста потов? Именно экзерсис
(от французского «exercice», что значит «упражнение») и только он дарит
свободу и техническое совершенство танцу. Благодаря ежедневным упражнениям,
правильно выученная балерина, получившая хорошую школу класс-танца, танцует
все без запинки, без сучка и задоринки. Исполнить двойное фуэте — ничего
не стоит. Пять пируэтов на пальцах соло — никаких проблем.

С момента рождения балета как искусства профессионалов
складывается определенный порядок движений этого танцевального урока. Начинается
экзерсис с простых и внешне незамысловатых комбинаций, построенных на мягких
приседаниях — «плие», вытягивание ноги вперед, в сторону, назад — «тандю».
Затем движения усложняются, ускоряется темп их исполнения, увеличивается
амплитуда. Учащийся, держась одной рукой за балетный станок — тонкий деревянный
брус, прикрепленный к стене, — в течение получаса при помощи этих движений
полностью подготавливает свое тело к танцу. «Станок» — первая часть экзерсиса.
Затем упражнения практически в том же порядке, но в иных комбинациях, приближенных
к танцу, повторяются уже без опоры на середине балетного зала. И только
потом начинается серия прыжков — малых, средних, больших. Для танцовщиков
занятия завершаются сложными связками прыжков и вращений. А у танцовщиц
после «аллегро» — следуют упражнения на «пальцах» (пуантах). Неизменна
в экзерсисе и строгая последовательность — от простого к сложному и очередность
упражнений — «у станка», «на середине», «прыжки», «пуанты». Весь урок сопряжен
с кропотливым и методичным трудом. И если балетный спектакль создается
хореографом, то автором экзерсиса — этого мини-спектакля, где нет зрителей,
является педагог. Педагог, словно композитор, сочиняющий вариации на заданную
тему, изо дня в день преподносит своим ученикам новые комбинации. Вот тут-то
и требуется от учащихся отменная зрительная память, скоординированность,
внимание и сообразительность.

Ответ на вопрос: «Чего не едят балерины?» — дать весьма
затруднительно, так как легче назвать весь их рацион питания, чем перечислять
все то, от чего приходится отказываться. Ведь, за «праздником живота» быстро
следует расплата. Точно знаю — по утрам едят овсянку, приготовленную по
особому рецепту, а вот перед экзаменами наступают тяжелые полуголодные
дни, где каждый садится на свою собственную диету. В балетном искусстве
ценятся хрупкие фигуры, длинные хорошей формы ноги, тонкие руки, длинная
шея с красиво посаженной головой. И поэтому, принимая детей в хореографическое
училище, стараются выбрать самых тоненьких и стройных. Педагог опытным
глазом может прочесть по еще не сформированному ребячьему телу и потенции
танцевальной формы, и будущие перемены фигуры, заложенные лукавой природой,
и просто углядеть ответ на вопрос: быть или не быть танцором.

Усердные занятия в танцклассах и диеты помогают освободиться
от лишнего веса. Танцовщику приходится поднимать балерину на высокую воздушную
поддержку и естественно, что с изящной танцовщицей ему намного легче работать.
Так, при росте 164 см. балерина должна весить... 47 кг!

Едва ли нужно объяснять, что значат пуанты для балерины?
Сегодня, как и много десятилетий назад, их шьют «вручную» на заказ в специальных
мастерских. Секрет изготовления балетных туфель сохранялся в глубочайшей
тайне. Матерчатый носок туфельки пропитывался специальным клеем, чем выше
качество клея, тем комфортнее будет чувствовать себя в пуантах балерина.
Во время работы в них нога увлажняется и если клей качественный, носок
туфельки, размягчаясь, принимает форму стопы танцовщицы. Увы, чудесные
атласные туфельки не долговечны. У балерин существует множество маленьких
хитростей: проштопывается пятка и материя вокруг «пятачка», пришиваются
по бокам пуанта две тесемки, которые потом плотно обхватывают щиколотку
ноги. На один лишь спектакль «Лебединое озеро» или «Дон Кихот» балерина
готовит по шесть-семь пар обуви. На вид изящные и красивые пуанты на самом
деле являются не только первыми помощниками танцовщиц, но и их главными
мучителями. Порой балетные туфли натирают ноги до крови, причиняя физические
мучения. У балерин также есть свои секреты лечения растертостей, мозолей
на ногах. Одним из них поделились — тонкая пленочка, снятая со скорлупы
вареного яйца, буквально за два дня заживляет любые ссадины на ногах. Но
что поделаешь — «искусство требует жертв!» Но именно они — пуанты, причиняющие
адскую боль, одарили балерин арсеналом самых разнообразных танцевальных
движений.

Как чудесен механизм человеческой памяти! Чтецы, актеры
запоминают стихи, поэмы, сотни страниц прозаического текста. Музыканты
запоминают целые сонаты, симфонии, так и тело танцовщицы запоминает временами
труднейший пластический текст, зачастую весь балет и партии всех исполнителей.

А в классе вдоль балетных станков, на струганном, тщательно
отмытом полу, расположились танцовщики и балерины. Педагог легкой, молодой
походкой входит в балетный класс.

«Экзерсис!» — все привычно, как и каждый день. Кивнув концертмейстеру,
сидящему за роялем, в который раз звучит его голос: «Плие, пожалуйста».

Фото Алексея СТАСЕНКО, «День»

Татьяна ЧЕРНОНОГ 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ