Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Путь в Европу – через Константинополь»

В Чернигове в экспертном кругу обсуждаликнижную новинку «Дня» — «Повернення в Царгород»
20 октября, 2015 - 10:46
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«Как сепаратисты Киевскую Русь погубили», «Как Константинополь стал Стамбулом: крах тысячелетней империи», «Институт казачества: тюркского и украинского», «О янычарах и янычарстве — без мифов и стереотипов», «Положение женщины в Крымском ханстве» — это названия только некоторых статей, которые включены в книгу «Повернення в Царгород». Презентация нового издания из серии «Библиотека газеты «День» вызвала заинтересованность широкой общественности и экспертного круга в Чернигове. Литературную новинку представил один из составителей и автор значительного количества исследований, а именно — редактор отдела «История и «Я» газеты «День» Игорь Сюндюков.

«Хочу поклониться всем черниговчанам и засвидетельствовать свое уважение к вашему городу, — начал вступительное слово Игорь Сюндюков. — Надеюсь, вы понимаете миссию Чернигова. В истории Украины именно ваш город и край были форпостом украинства против агрессии из севера. Когда мы сюда ехали, возникла мысль: если продолжить вектор Киев-Чернигов, то дальше на север начинаются земли агрессора, то есть вы — на переднем крае. Побеждает в политических поединках, и тем более в военных та нация, которая постигает свой корень, свою идентичность и смысл своего существования на нашей земле, постигает послания предыдущих поколений к нам и к нашим потомкам. И в этом смысл нашей книги!»

Гость Чернигова обратил внимание собравшихся, что «Повернення в Царгород» — логичное продолжения дела, которое коллектив «Дня» ведет уже не первый год. «Это реконструкция, воссоздание, отстаивание нашей национальной идентичности, это подтверждение фактами, что наш народ родился не 24 года тому назад. Например, вашему городу Чернигов свыше 1300 лет. К сожалению, люди не знают свою историю, понимание нашего корня, наших истоков, идентичной, национальной и духовной сущности очень часто слабовато, а то и вообще совсем отсутствует, именно поэтому мы сделали эту книгу», — объяснил позицию творческого коллектива Игорь Сюндюков.

По его словам, тысячелетняя история Украины не может быть в полной мере постижима без понимания самых тесных связей Киевской Руси и Византийской империи. Причем это очень неоднозначные связи, которые нельзя представить в черно-белых тонах. «Именно с Византии к нам пришло православное христианство. Именно через Византию пришло искусство возведения соборов, писания икон, фресок, летописей. Мы оказались хорошими учениками, мы не были учениками с комплексом второсортности, которые склонялись перед учителями — византийцами», — заметил Игорь Сюндюков.

Так же, как и в Византии следует искать корни нашего христианского мировоззрения, культуры, в Османской империи — истоки казацкого движения, многих драм и трагедий и в то же время побед и достижений. Поэтому вдумчивое изучение отмеченных тем дает читателю ключи к пониманию многих событий, которые разворачиваются на наших глазах. И к пониманию нашего настоящего места в Европе и мире. С этими выводами, наверное, согласились бы все присутствующие на презентации в Чернигове. По крайней мере, такие мнения прозвучали в комментариях и обсуждениях, которое состоялось в Черниговском центре переподготовки и повышения квалификации кадров.

Дальше — слово самим экспертам.

«КНИГА ДОБАВЛЯЕТ ОЧЕНЬ МНОГО К НАШЕМУ ВОСПРИЯТИЮ ВИЗАНТИИ И УКРАИНЫ»

Андрей ЦАРЕНОК, доцент кафедры философии и культурологии Черниговского национального педагогического университета им. Т.Г. Шевченко, кандидат философских наук, доцент:

— Византия просуществовала 1200 лет, и эта империя была довольно неоднородной. Невзирая на определенную эклектичность, эта книжка добавляет очень много к нашему восприятию Византии и Украины. У историков есть такое правило: если народ не имеет своего государства, пишем историю народа, что и сделал Грушевский. А то, что происходило на территории государства, это и есть история данного государства. И когда мы говорим о том, что крымские татары — тоже украинцы, без сомнения, так и есть. И очень хорошо, что газета «День» предпринимает шаги в этом направлении. Она делает очень важное дело!

«СОВРЕМЕННЫЕ УКРАИНЦЫ ОСТАЛИСЬ ФАКТИЧЕСКИ ЕДИНСТВЕННЫМИ, КТО СМОГ ЦЕЛОСТНО И НЕПРЕРЫВНО ДОНЕСТИ ВИЗАНТИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ»

Владимир ЛЫЧКОВАХ, доктор философских наук, профессор, профессор Академии руководящих кадров работников культуры и искусств:

 — «Повернення в Царгород» — это путь к нашим источникам, путь к Европе и европейским ценностям. Книга помогает понять истоки культурных процессов современности, диалог культур, который для нас начался с взаимоотношений Киевской Руси и Византии. Пусть наша жизнь проходит под «сигнатурой Софии», о которой так пылко, проникновенно говорил Сергей Крымский и которая воплощена в афонской традиции в Украине, насчитывающей уже более тысячи лет. Теперь современные украинцы остались фактически единственными, кто смог целостно и непрерывно донести византийские традиции до современности.

Сборник раскрывает традиции украинского бытия, мировосприятия и идентичности украинцев, восточного христианства, рисует перспективы украинской истории, ведет речь о возвращении в Царьград как о восстановлении морально-этических основ украинского общества. Благодарен авторам и составителям за многоцветное отражение украинской истории и культуры.

«ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС ДЛЯ МЕНЯ ПРЕДСТАВЛЯЛИ МАТЕРИАЛЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ХРИСТИЯНИЗАЦИИ КИЕВСКОЙ РУСИ»

Виктор МОЛОЧКО, представитель Благотворительного фонда содействия инициативам газеты «День» в Черниговской области:

— Строить государство — это, прежде всего, воспитывать его граждан — сильных духом, ответственных за свои действия и слова. Именно такую миссию выполняет славный коллектив газеты «День». Одна мудрая женщина в Украине сказала: «Народом, как и огородом, нужно заниматься». Сегодняшняя презентация книги «Повернення в Царгород» — яркий пример этого. Поиск истины — дело трудное, но когда люди ее познают, они становятся свободными. Спасение наше — в морально-духовном возрождении. «Повернення в Царгород» формирует необходимую нынче связь сущих украинцев с их предками. Лариса Алексеевна в своем мудром вступительном слове говорит о творении духовного пространства в Украине, а это невозможно без морально-этической революции нашего народа. В этом процессе огромная роль отводится церковно-религиозному фактору. Для меня как для человека, который работал в сфере государственно-церковных и межцерковных отношений, особый интерес представляли материалы, посвященные христианизации Киевской Руси, роли и месту церкви в истории Украины, России, Византии и модели отношений государства и церкви.

В целом сборник не только информирует нас, но и ставит задачу переосмысления многих событий, явлений, реконструируя их на основе первоисточников, требует не наблюдения, а активного действия: потому что Бог благословляет не наши желания, а наши действия. Должна произойти морально-духовная и мировоззренческая революция нашего народа, а без таких книг она невозможна. И без решения проблемы церковной суверенность Украины также невозможна.

«МЫ ОТХОДИМ ОТ СТЕРЕОТИПА, ЧТО ИСТОРИЯ УКРАИНЫ — ЭТО ИСТОРИЯ ТОЛЬКО УКРАИНЦЕВ»

Владимир ПИЛИПЕНКО, доцент кафедры этнологии и краеведческо-туристической работы Черниговского национального педагогического университета им. Т.Г. Шевченко, кандидат исторических наук:

— Для меня самым интересным был второй раздел книги. Считаю очень хорошим признаком то, что мы отходим от стереотипа, что история Украины — это история только украинцев. И статьи, вмещенные в книгу, это прекрасно демонстрируют. В конце концов, нынешняя политическая ситуация доказывает, что крымские татары — большие патриоты Украины.

Авторы книги сосредоточились на политических взаимоотношениях в треугольнике казаки-татары-турки, однако вне поля зрения авторов остался важный аспект пограничных отношений — культурное влияние. А оно было существенным. Даже самое известное изображение казака — Казак-Мамай — больше напоминает человека Востока, нежели украинца.  Но, возможно, это тема для отдельной книги.

Отдельно отмечу, что в интеллектуальной среде Речи Посполитой XVI—XVII веков и Гетманщины турок не только критиковали и обвиняли во всех возможных грехах, но и видели в них пример военной дисциплины, справедливого государственного строя. И хотя такие представления были далеки от истины, важно, что они существовали.

Поэтому с осторожностью, но можно  сказать, что татары и турки были не только врагами, а, в определенном смысле — друзьями. И книга «Повернення в Царгород» это демонстрирует».

«ФОРМА ДЕЛАЕТ КНИГУ ИНТЕРЕСНОЙ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ УЗКОГО КРУГА СПЕЦИАЛИСТОВ, НО И ДЛЯ БОЛЕЕ ШИРОКОГО КРУГА ЧИТАТЕЛЕЙ»

Александр КУХАРУК, старший преподаватель кафедры социальной экономики и маркетинга Черниговского национального технологического университета, кандидат исторических наук:

— Почему все-таки «возвращение», а не «открытие» или «обращение к...»? Последнее, видимо, ближе к сущности сборника. В то же время позитивная черта книги — многокрасочность, разноуровневость. Здесь вмещены историософские, научные, научно-популярные статьи. За подобное сочетание профессиональные сборники, как правило, критикуют, но для рассматриваемого издания это идет только на пользу. Именно такая форма делает книгу интересной не только для узкого круга специалистов (иногда шутят: проблема широко известна в узких кругах), но и для более широкого круга читателей. Здесь каждый находит для себя тексты по вкусу. Вместе с тем, разнообразие может привести к всеядности. В частности, у меня, так же как и у составителей, возникает вопрос: в какой из Царьградов мы хотим вернуться? Константинополь или более поздний Стамбул? Ответ вроде бы понятен, а между тем каждый читатель делает собственные выводы.

«В ЧЕРНИГОВЕ СОХРАНИЛСЯ САМЫЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ ИЗ ВСЕХ СОБОРОВ КИЕВСКОЙ РУСИ — СПАССКИЙ»

— Византия — это не только то, что было когда-то. Она живет среди нас — на улицах древнего Чернигова, среди его жителей. Как уже мы оцениваем ее влияние — это другой вопрос. Оно — неоднозначное, но речь о другом: мы до сих пор — ее культурно-ментальная часть. Посмотрите, пожалуйста, какая связь. Впервые Чернигов упомянут в тексте договора с Константинополем — то есть благодаря ему стал известным. В нашем городе построен и сохранился самый византийский из всех соборов Киевской Руси — Спасский. Вы можете пойти в него и в буквальном смысле прикоснуться к тому наследию. Гербом Черниговщины является двуглавый орел — кто первый его видит, тот вспоминает о России. Но на Придесеньи он появился приблизительно на полтысячелетия раньше — из того же царьградского источника, разумеется. Книга «Повернення в Царгород» еще и еще раз нам напоминает, откуда и кто мы есть, и одновременно помогает противостоять агрессии страны, которая почему-то себя считает едва ли не единственной истинной наследницей Византии. Разве что «византизма» — на наш взгляд.

Виктория СИДОРОВА, Владимир БОЙКО, Чернигов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ