Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Путешествуя поближе к небу...

27 октября, 2005 - 19:53
ЭТОТ ДИВНЫЙ ЗВЕРЕК ИЗ ВОЛШЕБНОГО ЛЕСА В РАЙОНЕ ЧУФУТ-КАЛЕ, КАЖЕТСЯ, ВНИМАТЕЛЬНО ЗА ВАМИ НАБЛЮДАЕТ / ДОПОЛНЯЯ РОМАНТИЧЕСКИЕ КОВБОЙСКИЕ КАРТИНЫ, У САМОГО КРАЯ ПРОПАСТИ ПАСЛАСЬ СИМПАТИЧНАЯ ЛОШАДКА... В СВОЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕННОМ ИЗЯЩЕСТВЕ, КОТОРОЕ ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ СОЧЕТАНИЕМ АРХИТЕКТУРЫ И СКАЛ — БЕСПОДОБНЫЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ВИД С СЕВЕРНОЙ СТОРОНЫ КРЕПОСТИ: БЕЛОСНЕЖНЫЕ ГОРЫ, ТРОПКИ, ОБЛАКА

ЧУФУТ-КАЛЕ

Я много слышал о таинственном городе, находящемся в центре Крыма, в горах, с не менее загадочным названием — Чуфут-Кале. Неужели целый город на плато? И как это он там помещается? Не падает? Что означает его татарское название? Короче, много вопросов. Отправляемся за ответами.

Оказывается, перед Чуфут- Кале находится не менее известный (и к тому же почитаемый) православный храм — Успенский монастырь. Прямо из бежево-серой скалы вырастает белая церковь, увенчанная золотым куполом. Однако наш экскурсовод торопит дальше, обещая подробнее остановиться здесь на обратном пути. Так у нее принято. Ладно, спорить не стали.

Нашей группке паломников и туристов досталась в качестве гида Магда Юрьевна Тубус, как значилось на ее бэйдже.

Это была полноватая, энергичная особа лет тридцати, разговаривала она с некоторым нажимчиком, сдабривая его чувством юмора. Первые ее инструкции были такими:

— Слева — пропасть. Свободного полета примерно триста метров. Но не советую. Так же не рекомендую, шутя, сталкивать друг друга. Потом, не следует отрывать хвосты ящерицам. Кстати, в связи с пресмыкающимися был у нас случай, когда с дерева на дорогу упала змея...

Народ с опаской поглядел на необъятные кроны грецких орехов.

— Заснула, что ли? — спросил я.

— Напилась, — предположил кто-то из группы.

— Не знаю. Все может быть, — философски подвела черту Магда Юрьевна.

Тут как раз и обозначилась белая черта с надписью «Финиш».

Все: «Ура-а-а!!!»

Однако через полшага заметили другую — «Старт».

— Не пугайтесь, — сказала Тубус, — но вас касается пока только вторая надпись...

— А что потом было со змеей? — вдруг спросила маленькая милосердная девочка.

— Не волнуйся, деточка, — ответила Тубус, — уползла... А ну, отстающие, поживее!, — подогнала она вяло плетущихся на верхотуру граждан. — Вдыхайте глубже — кругом полезные фитонциды. Тут полно можжевельника — прочищайте дыхательные пути. Это наша тропа здоровья!

В Крыму вообще любая серпантинно завернутая дорожка, в финале которой в очах темнеет — тропа здоровья. Если не потеряешь остатки, приобретешь больше, чем было!

Вдалеке, на отвесной горной гряде мы увидели вырубленные прямо из скал квадратные крепости. Завершающий участок дороги был самым вертикальным. Гид предложила — кому фитонцидов не хватило — понюхать масло мяты для получения «импульса бодрости».

— Даю понюхать в маленьком флакончике. Бесплатно! — убеждала Магда Юрьевна.

Наверху, наверное, купить предложит. Так и произошло. Чтобы уже по жизни бодро шагать, распространяя запах эфирных масел.

Тубус сообщила, что последние жители покинули эти места 150 лет назад, в 1852 году. В переводе Чуфут-Кале означает «еврейская крепость». Ее воздвигли аланы в X—XI веках. Это племя иранского происхождения. Их уже в XIII столетии вытеснила Золотая орда. Причем татары долго не могли взять эту цитадель, как ни старались...

Мы доползаем до южных ворот. Экскурсовод разыгрывает сцену штурма:

— Вы поднялись на скалы! Молодцы! Остался один шаг до победы! Бросаемся с криком «Ура-а-а!!!»

Наши не слишком бодро (мята выветрилась) исполнили приказ. Влетаем в крепость через узенький проход.

— Но когда враг (это мы же!) как энерджайзер врывался сюда, он попадал в каменный мешок. Жители сбрасывали камни, лили смолу, — не слишком обрадовала командир.

Так что застопорилось дело и у татар. И они пошли на хитрость, создали имитацию наступления огромной армии. Понагнали сюда всех своих и по ночам посменно колотили в несметное количество барабанов (вот они откуда, оранжевые технологии, только вместо барабанов — бочки из-под горючего). Орали приказы, творили побольше шуму. Таким образом они не давали спать защитникам, пока те через несколько суток недосыпа (а это уж сталинские методы следствия) не стали «отключаться» на ходу. В этот момент татары и пробили стенку в самом тонком месте...

После взятия крепости они назвали ее Кырк-Ор (сорок укреплений). Впоследствии они разрешили поселиться здесь караимам — иудеям тюркского происхождения, потомкам хазар. Они признавали только Тору (Пятикнижие), а Талмуд (комментарии Ветхого Завета, его толкование) — отвергали.

Вокруг здесь — сплошные пещеры, однако люди жили не в них, а в нормальных двухэтажных домах. Но после того, как по стратегическим соображениям столица крымских ханов (отлепившихся от Золотой орды) была перенесена в Бахчи-сарай — оставались только караимы. Из-за них-то и переименовали это горное поселение в Чуфут-Кале. В XVI веке тут было четыреста дворов и до пяти тысяч народу. Но после переноса столицы большинство зданий были аккуратно разобраны, поскольку камень, из которого они были сделаны, считался ценным, и сложены в центре (сейчас бы так, разобрать свою девятиэтажку на Троещине и бережно перенести ее на Липки).

Караимская община насчитывает сейчас около двух тысяч человек. Среди знаменитых представителей этой народности называются балерина Анна Павлова, граф Нарышкин, Раиса Максимовна Горбачева...

Не очень давно на Чуфут- Кале археологи нашли в колодце клад — кувшин с монетами. Поскольку нашли его профильные специалисты, им 25% даже не досталось. Стоимость клада оценивалась в 30 тыс. долларов.

Зато сам каменный колодец выкупила какая-то коммерческая фирма и берет с кладоискателей плату. Пока одни хотят много и сразу, другие собирают медленно, но верно. За вход. Интересно, вдруг чего найдут туристы, сколько тогда будет стоить выход?

После лишения Чуфут- Кале столичного статуса на протяжении нескольких столетий татары использовали крепость как тюрьму. Больше всего настрадался тут воевода царя Алексея Михайловича — Василий Шереметьев. После захвата в плен он просидел тут 21 год!

Зная благоволение к нему царя, хан требовал в обмен на Шереметьева Казань и Астрахань. На это и царь не мог пойти, и Шереметьев отказывался. Выкупили мужественного воеводу только в 1861 году. Он прожил на родине всего полгода... После этого трагического рассказа и фотографирования влюбленных пар на фоне предполагаемого места заточения Шереметьева направляемся к северному краю крепости.

Добрались до внутренних помещений, выдолбленных прямо в породе. Кое-где в качестве несущих балок оставались столбы.

Тубус хитро спросила нас: «Что, вы считаете, там было? А я вам скажу, как однажды мне ответили школьники». Я предположил, что дискотека. Магда Юрьевна была несколько стушевана шуткой, но вынуждена, как ни странно, подтвердить (к моему удивлению!) — «близко». О чем же детишки еще думают? Оказывается, когда они смотрели на эти столбы, им пришла в голову ассоциация с шестами для стриптиза. Я недооценил «продвинутость» современной «молодой поросли».

Из «стрип-бара» открывается фантастический вид на долину Ашлама-Дере с вершиной Роман-Кош.

Тут изумительная гармония, в которой связующим звеном служит белый цвет. Многочисленные белые тропки, словно нити, привязывают снизу зелень долины. Сверху — белые вершины притягивают такие же нежные облака, которые игриво проскальзывают прямо над ними.

Тубус сообщила, что в долине снимали «Всадника без головы». И как виденье там возник на белоснежном жеребце главный блондин Союза — Олег Видов. И так он, наверное, вдохновился этим Крымским каньоном, что решил «перескочить» в Большой каньон, на американский континент. Куда вскоре эмигрировал, дабы приблизиться к первоисточнику Майн Рида.

Сейчас, дополняя романтические ковбойские картины, у самого края пропасти паслась симпатичная лошадка. Которую вкупе с чудной природой я и предлагаю вашему вниманию (см. фото).

Недалеко от этого уникального вида (с Видовым!) жил в просторном доме (сейчас музей) ученый-караим Авраам Самуилович Фиркович, собирающий по всему миру сведения о соплеменниках. Прибывал сюда и польский поэт Адам Мицкевич — наверное, вдохновляться красотой. Тут с такой целью побывало немало народу (да вот мы хотя бы!).

УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

На обратной дороге перед нами вновь предстает в своем величественном изяществе, которое подчеркивается сочетанием архитектуры и скал, бесподобный Успенский монастырь.

Основан в VIII — начале IX веков. Существует более тысячи лет. Пережил многое, не смог пережить только советскую власть. И в 1921 году был закрыт. Тогда тут было 60 священников.

После развала Союза — с 1992 года — возрожден при содействии Москвы. Сейчас в монастыре живут восемь монахов и один иеромонах.

Магда Юрьевна поведала, что источник здесь считается святым. В химическом смысле вода богата серебром.

Она показала белое здание, где происходят у монахов общие собрания. Как раз на одном из таких собраний поднимался вопрос: пускать девушек в шортах или нет, дабы они свои видом не смущали. Постановили — не пускать!

На этом месте рассказа Тубус лица многих девушек и женщин из нашей тургруппы печально затуманились.

«Однако стали падать доходы, — продолжила гид, — и было найдено компромиссное решение: теперь на территорию пускают, но чтобы войти в сам храм, выдают платки, из которых можно соорудить подобие юбки. Внешний вид становится более-менее благообразным и допустимым...»

Девицы приободрились!

А дальше все мы отправились в это чудесное место, где пережили много ярких минут. Но так как подобные переживания носят слишком личный, интимный характер — описывать их не будем.

Константин РЫЛЕВ, «День». Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ