В Одессе продолжаются эксперименты по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В конце прошлого года мэр города Руслан Боделан при поддержке городского совета выступил с инициативой проведения в городе административной и коммунальной реформ. Одесса призвана была первой в стране опробовать на себе новые формы ведения жилищно- коммунального хозяйства. С 1 января в 2,5 раза были повышены тарифы на водопользование и водоотведение. Увеличение тарифов на квартирную плату должно было произойти с 1 марта. Однако, после многочисленных митингов, прокатившихся по городу, было отложено на 1 июля. Причем мэр пообещал горожанам, что новые тарифы будут дифференцированными, то есть напрямую зависеть от качества и месторасположения жилья. «Никакой уравниловки. Жильцы элитных домов не должны платить за услуги столько же, сколько бабушка в старой развалюхе на Молдаванке», — заявил чиновник. И большинству жителей такое утверждение показалось справедливым. И вот 17 июля новый заместитель городского головы по реформам (в недавнем прошлом начальник разваленного городского ЖКХ) господин Кутузакин доложил на брифинге, что наконец-то разработана методика и подходы к определению дифференциированных тарифов на квартплату. Исследования были проведены управлением ЖКХ совместно со специалистами Государственной академии жилищно-коммунального хозяйства.
«В основе нашего подхода к формированию тарифов лежат три основные идеи, — пояснили разработчики. — Первая — социальная, основанная на принципе «справедливой стоимости». Вторая — экономическая, основанная на принципе достаточности или соответствии стоимости услуг затратам на содержание домов и территорий. И наконец, третья — базирующаяся на принципе прозрачности. Каждый потребитель имеет право получить достоверную информацию о расходах на содержание своего дома». И опять-таки, сложно не согласиться со справедливостью данного подхода. Однако цифры появившиеся в результате исследований и вычислений вызвали немалое изумление у автора этих строк.
Исходя из предложенной методики, квартирная плата за жилплощадь в 50 квадратных метров составляет от 250 до 500 гривен, в зависимости от типа дома и его географического расположения. Причем в разряд наиболее дорогих попали 9- и 12-этажки, которыми в Одессе, как и в других городах застроены новые, далеко не фешенебельные районы. С замызганными лестничными пролетами, неработающими лифтами и вечно текущими крышами. А вот дома старого фонда, дореволюционной постройки, из которых состоит центральная часть города, попали в разряд наиболее дешевых. Разработчики разделили жилой фонд города на пять основных типов: старые дома из ракушечника, «сталинки», «хрущевки», дома современной постройки до 10 этажей и свыше 10 этажей. В результате в одну когорту попали ветхие здания Молдаванки и Слободки, где еще пятнадцать лет назад удобства находились во дворе и элитное жилье на Пушкинской, где стоимость квадратного метра колеблется в районе $ 1 — 2 тысяч. В современных постройках тоже оказались причесаны под одну гребенку элитные здания в приморской зоне с фикусами и секьюрити, где и проживает городская чиновничья верхушка, и те самые неумытые, блочно-бетонные муравейники. Введение так называемой «социальной составляющей», то есть попытка разработчиков учесть разницу имущественного ценза хозяев жилья, только добавило абсурдности выводам.
«Это еще не окончательный вариант ,— пытались оправдаться чиновники и авторы нового «проекта». — Тарифы будут дорабатываться с учетом общественного мнения и пожеланий жителей. Но методика и подходы останутся. Окончательное же решение мы примем не раньше ноября». Позвольте, а чем вы были заняты раньше? Какие тогда тарифы мэр собирался вводить с 1 июля? Какой опыт реформирования ЖКХ должна была продемонстрировать Одесса всей Украине? «Нашу методику с нетерпением ждут в Днепропетровске, Луганске, еще целом ряде городов», — с гордостью сообщали на протяжении всего года городские начальники. — Одесса первой решилась на эксперимент, и мы его проведем». В науке эксперименты вначале проводят на крысах, а потом уже на людях. В Одессе, похоже, решились обойтись без предварительного этапа. Повышение тарифов на воду вызвало массовые демонстрации протеста и разбирательства на всех уровнях. Комиссия Верховной Рады уже огласила предварительные итоги своего расследования по данному поводу. По общему мнению ее членов, стоимость затрат «Одессводоканала» была преднамеренно завышена, а повышение тарифов совершенно необоснованно. Не получится ли то же самое и с тарифами на коммунальные услуги? Несомненно жилищное хозяйство украинских городов давно нуждается в коренных реформах. Несомненно, также, что качественные услуги стоят дорого и что жители должны знать, кому и за что они платят кровные гривны квартплаты. Но можно ли добиться перемен только путем повышения тарифов? Новая методика предусматривает также заключение прямых договоров между жильцами и руководством Дирекций единого заказчика — ДЕЗами, которые в Одессе пришли на смену ЖЕКам. А также создание для каждого дома специальной карты — «истории болезни», как ее окрестили разработчики, — с регистрацией всех финансовых поступлений и расходов. Кроме того больше половины стоимости новых тарифов составляют затраты на текущий ремонт. Эта ремонтная составляющая должна накапливаться на расчетных счетах контролируемых теми же ДЕЗами и использоваться раз в несколько лет для проведения ремонтных работ. Теперь представьте, какие полномочия (и не только) получает в результате эта организация с названием из трех букв. Единственной же гарантией качества ее услуг и порядочности является договор, текста которого большинство одесситов еще в глаза не видели. Кроме того у ДЕЗа всегда есть возможность свалить вину за нарушенные обязательства на нерадивого подрядчика. Да и много ли найдется желающих тратить свое время на разборки из-за неубранного мусора или немытых парадных? Единственный фактор защиты — создание кандоминимумов, объединений жильцов. Но оно в Одессе уже долгие годы находится лишь в зачаточном состоянии. И несмотря на все разговоры чиновников, процесс их образования особых оборотов не набирает. Оно и понятно: кто же станет рубить сук, на котором сидит?
В заключение попробуем спрогнозировать то, что может произойти в Одессе, если дифференциированные тарифы будут введены в предложенном виде. Во-первых, резко возрастет социальная напряженность. Особенно в среде тех жителей, чей уровень дохода не позволяет обращаться за субсидией, но не настолько велик, чтобы легко пережить ежемесячную потерю в 500 гривен. А таких в городе сегодня большинство. Во-вторых, наверняка произойдет массовый переезд неимущих одесситов из старого фонда в центре города. (Площадь квартир здесь существенно отличается от «хрущевок»). По мнению многих жителей, власти именно этого и добиваются, прикрываясь лозунгами о социальной справедливости. В третьих — резко снизится число жителей, исправно оплачивающих квартирную плату. Кому охота субсидировать чиновников, если мусор по- прежнему лежит под окнами? Не получив достаточно сборов, ДЕЗы вряд ли смогут продемонстрировать жителям «европейское качество обслуживания». В результате образуется замкнутый круг. Чтобы разорвать его, потребуется немало усилий, которые сегодня, пока еще эксперимент не вступил в силу, лучше потратить на отработку методик, реально удовлетворяющих чаяния жителей, а не только амбиции их руководителей.