Ученые государственного конструкторского бюро «Южное» и физико-технического института Днепропетровского национального университета осуществили настоящий прорыв в современной науке. В результате многолетних исследований и экспериментов они изобрели сверхэффективный способ защиты от радиационного излучения. Технологии по применению этого открытия в последние годы разрабатывались на ведущем отечественном ракетно-космическом предприятии — Южном машиностроительном заводе. Среди авторов выдающегося изобретения, недавно награжденных в Киеве международными дипломами и медалями имени Нобелевского лауреата П. С. Капицы, был и Президент Украины Леонид Кучма, являющийся по совместительству профессором кафедры технологии производства ДНУ. Открытием днепропетровских ученых, способным принести немалую пользу и выгоду Украине, уже заинтересовались специалисты и производственники многих зарубежных стран. Об истории этого научного изобретения и перспективах его применения в беседе с корреспондентом «Дня» рассказали участники авторского коллектива — директор физико-технологического института ДНУ Евгений Джур и его коллега, доцент кафедры технологии производства Юрий Крикун.
— Исследования и разработки ученых днепропетровского физтеха, как и специалистов ГКБ «Южное» и «Южмаша» с советских времен были строго засекречены, поскольку именно здесь создавались ракетные технологии, укреплявшие ядерную мощь Советского Союза. Сейчас, судя по всему, настало время, когда ваши изобретения могут использоваться для защиты человечества от радиационной опасности?
— Начало нашему открытию, действительно, было положено еще в 80-е годы. Тогда в условиях сверхсекретности мы разрабатывали один из конструктивных элементов для баллистических боевых ракет, так называемый ЭОШ — эластичный опорный шарнир. Его разработка началась в КБ «Южное», а технология отрабатывалась на ЮМЗ. Проблема была очень сложная и состояла она в том, чтобы соединить, склеить между собой, множество слоев металла и резины. Работу непосредственно контролировал Леонид Кучма, который в то время был директором «Южмаша». Надо заметить, что от изготовления ЭОШ очень многое зависело в самой ракете и на решение этой проблемы были брошены лучшие силы. А когда результат был достигнут и мы доложили руководству, Леонид Данилович, для того чтобы убедиться, приехал посреди ночи. Между тем при отработке технологии был зафиксирован необычный эффект. Нам нужно было разработать метод неразрушающего контроля для определения качества оклеивания. Мы применили рентгеновский метод и заметили аномальное поведение луча, его отклонение и кривизну. Начались исследования в этом направлении и длились они очень долго. Занималась этим целая группа ученых в университете, на заводе, ряде НИИ. И если бы не поддержка со стороны Леонида Даниловича, нынешнего директора ЮМЗ Юрия Алексеева и его коллег, то на открытии можно было поставить крест и забыть что это такое. Они же, как выпускники физтеха, сумели оценить перспективы открытия и оказали самую действенную помощь. Результаты исследований были подтверждены в Арзамасе, Желтых Водах, Харькове, Одессе и в конечном счете мы однозначно убедились в наличии эффекта отклонения рентгеновских лучей в специальном полимерном слое с металлическими включениями, а также пришли к выводу, что этот эффект вполне можно применить в реальной экономике.
— Где именно можно использовать ваше открытие?
— Технология изготовления продукции из новых защитных материалов отрабатывалась на ЮМЗ. Нами созданы опытные образцы контейнеров для захоронения радиоактивных отходов и контейнеров для захоронения высокотоксичных химических отходов. Разработаны также ряд технологий по изготовлению тканевых материалов и спецодежды. Уже сейчас можно было бы отказаться от тяжелых и небезопасных освинцованных накидок, фартуков, оборудования и приспособлений, которые применяются в рентгеновских кабинетах. Наши ткани с полимерным покрытием намного легче, и они нетоксичны. Разработана также целая гамма строительных материалов, из которых можно сооружать здания и конструкции, защищенные от радиации. Теперь, судя по всему, решаема и проблема чернобыльского «саркофага». Несмотря на то, что мы немного «опоздали», уже изучается вопрос об изготовлении специальных щитов, которыми можно было бы облицевать это сооружение. Главное преимущество такого покрытия не только в радиационной защите, но и в легкости, хотя наши добавки можно включать и в существующие стройматериалы и добиваться нужного эффекта. Одним словом, поле сотрудничества со строителями необъятное, ведь кроме чернобыльского укрытия в Украине нужно строить хранилища для захоронения радиоактивных отходов. Имеется ввиду не только отработанное ядерное топливо с электростанций. На каждом предприятии есть датчики, приборы с радиоактивными материалами и куда их девать после окончания срока эксплуатации никто не знает. Не удовлетворяют всем требованиям и существующие контейнеры для радиоактивных отходов. Это камнелитые, бетонные, стальные емкости, имеющие внушительный вес, но подверженные разрушению, коррозии и вторичному насыщению радиацией. Кроме того, они достаточно дорого стоят. Наши контейнеры по сравнению с существующими в 8 — 10 раз дешевле и при том же объеме вес их составляет 30 — 40 кг вместо 0,7 — 2,5 тонны. Эти контейнеры можно прессовать из полимеров с добавками на том же «Южмаше», они же накапливают в себе вторичную радиацию, а срок их годности десятки или сотни лет. Другой тип контейнеров — для высокотоксичных химических отходов может полностью решить еще одну наболевшую проблему: захоронения огромного количества ядохимикатов и удобрений, которые до сих пор хранятся в заброшенных складах бывших колхозов. Эти «мины замедленного действия» отравляют окружающую среду и создают немало проблем для здоровья людей.
Опытные образцы своих контейнеров мы уже презентовали на выставке в Киеве. Интерес к ним был огромный, в том числе и со стороны фирм ведущих стран Запада. Однако сейчас мы проходим международное патентование и в связи с этим стараемся говорить о наших открытиях и технологиях очень осторожно. Ведь конкуренты не дремлют. Но как только вопрос с патентом будет решен, мы сразу выйдем на украинский и международный рынок.
— Ощущаете ли вы поддержку и заинтересованность со стороны руководителей государства?
— Дело в том, что наши разработки, связанные напрямую с ракетными технологиями, долгое время находились под грифом «совершенно секретно», Только в 1994 году мы получили разрешение на открытие части результатов исследований. Впрочем, нам удалось убедить руководителей государства использовать их в рамках конверсии и получить от этого экономическую выгоду. Свой вклад внес и Леонид Данилович, который всегда тесно сотрудничал с учеными и преподавателями родного физтеха. Еще в те времена, когда на «Южмаше» был открыт филиал нашей кафедры, Л. Кучма активно занимался подготовкой специалистов, был председателем Государственной экзаменационной комиссии. С начала 90-х он является и профессором кафедры технологии производства. Сейчас, как ни жаль, но старое поколение ракетчиков — ученых и производственников, которые создали мощные боевые ракеты, космические носители и спутники, уже уходит. Но надо сохранить интеллектуальный и научный потенциал, потому что речь идет о высококлассных технологиях. Тем более, что часть ранее засекреченных материалов уже доступна для широкого пользования. В связи с этим в последние годы мы регулярно издаем учебные пособия. Участвует в этом и Президент Л. Кучма — он соавтор четырех учебников. Последний из них под названием «Розвиток ракетно-космічної техніки в Україні» вышел в днепропетровском издательстве «Арт-пресс» в нынешнем году. На подходе и пятый учебник «Композитные и полимерные материалы в ракетостроении». Помогает Леонид Данилович и в укреплении материальной базы физтеха, его компьютеризации, строительстве межвузовского лабораторного центра. И следует сказать, что наши выпускники по-прежнему высоко котируются не только в Украине, но и за рубежом. Их охотно берут в аспирантуру, причем с выплатой стипендии, даже в ведущие научные центры и вузы Запада. Так что научный потенциал днепропетровского физтеха не только силен прошлыми достижениями, но и нынешним поколением выпускников, ученых и студентов.