В начале недели на Софийской площади в Киеве заканчивали установку «главной елки страны», которую в выходные привезли из Ивано-Франковской области. Также продолжали строить рождественский городок, из-за чего площадь оградили железным забором. Памятник Богдану Хмельницкому стал похож на паука с желтыми ножками — элементами будущего городка. Уже несколько дней почти на могиле патриарха Владимира «красуется» карусель с лошадками.
«Я НЕ СИЖУ СЛОЖА РУКИ»
На днях украинцы начали возмущаться подготовкой к зимним празднованиям на Софийской площади — в этом году их организует проект Folk Ukraine. Об этой проблеме «День» пишет уже несколько лет (в частности, в материале Инны Лиховид «Рискуем... святыней» №221 от 24 ноября 2014 года), но она только обостряется. Также не один год пытается что-то изменить генеральный директор Национального заповедника «София Киевская» Неля Куковальская.
«Сейчас буду поднимать кого-то на ноги, потому что так не может продолжаться. Стоит каруселька, площадь перекрыта, снегу полно. Знаю, что и православная церковь делает замечания по этому поводу, деятели культуры звонили в Киевскую городскую государственную администрацию, чтобы там прореагировали на ситуацию, — рассказывает гендиректор заповедника 5 декабря. — Не знаю, что тут предпринять, потому что Игорь Добруцкий (основатель проекта Folk Ukraine. — Авт.) никого не слушает. Можно делать это с совсем другим подходом, но там всеми руководит что-то другое. Пыталась достичь взаимопонимания, приходили от него специалисты, но они с чем пришли, с тем и ушли — не идут ни на какие уступки. Я не сижу сложа руки, обрываю телефоны КГГА, с Сергеем Анжияком (первый заместитель директора департамента культуры КГГА. — Авт.) постоянно в диалоге. Слава богу, вместе с ним нам удалось отказаться ставить черную стену, которой хотели перегородить вход в Софию. Теперь качели подсунули под вход...»
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
В конце прошлой недели мы послали запрос в КГГА, чтобы узнать, советовались ли с дирекцией заповедника касательно установки рождественского городка, какие вообще консультации проводили, чтобы защитить памятник ЮНЕСКО от опасностей из-за большой ярмарки под ее стенами. Реакции еще не добились — на запрос обещают ответить на днях. Удивляет, почему информации о решении, принятом не день и не два назад, нужно ждать довольно длительное время.
О ВЕЧНОМ «ПУСТЬ ХОТЬ ЧТО-ТО ДЕЛАЮТ»
Вряд ли можно добиться перенесения рождественского городка и отмены празднований вокруг елки. Но важно сформировать правильное отношение к этому явлению — абсолютно сомнительному с этической и эстетичной точек зрения. Свидетельствующему об отсутствии политики памяти в стране. Кстати, грустно, но проблема, поднятая «Днем», у многих пользователей соцсетей вызывала удивление: «А что в этом плохого?» И это тоже важный симптом состояния общества. «Карусель и шашлыки возле Софии Киевской — это метафора всего, что с нашим обществом сегодня не так. Неуместность. Отсутствие знаний и вкуса. И вечное «пусть хоть что-то делают», — прокомментировала в Facebook эту тему проректор Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки Анна Данильчук.
Еще одна примечательная деталь — организаторы проекта Folk Ukraine устроили пресс-тур в Ивано-Франковскую область, откуда привозили елку на Софийскую площадь, и с радостью поделились фотографиями «казни» дерева в соцсети. Главный редактор «Дня» Лариса Ившина прокомментировала это в Facebook: «Одни режут тихо и вывозят. Другие режут и веселятся, хоть атмосфера в обществе, мягко говоря, не способствует. Но, видно, крепко засела в головах «кремлевская главная елка». Послушайте, вы же так Януковича высмеивали?! Одна стилистика. Хоть и в вышиванках... Только не надо, что и в Европе так или в Америке. Не так. Во-первых, там уже давно так не рубят, чтобы это рекламировать и делать перформанс. Радость варваров...»
«УГРОЗЫ ПРОВАЛА НЕТ»
Между тем, на днях появилась еще одна тревожная новость относительно «Софии Киевской». 3 декабря сотрудник заповедника Тимур Бобровский выложил в Facebook фото проталины на его территории, которую в заметке назвал «признаком близкой и, к сожалению, неминуемой катастрофы». «Известно, что здесь на глубине четырех метров от поверхности находится старинное подземелье — монастырский погреб XVII века. Судя по многочисленным провалам последнего времени, подземелье активно разрушается», — пишет в соцсети Тимур Бобровский. Сотрудник «Софии Киевской» допустил, что подземелье влияет на поверхностный снежный покров, потому что в этом месте «образовался так называемый «вывальный купол» в сводах подземелья, который почти «дорос» до поверхности и начал сквозь мелкие щели «дышать». «Судя по размерам проталины, диаметр провала, который вот-вот случится на этом месте, достигнет не менее двух метров», — продолжает Тимур Бобровский.
Впрочем, Неля Куковальская рассказала, что еще 1 декабря специалисты заповедника в присутствии Тимура Бобровского проверили место проталины и не нашли повода для тревоги. «Это Тимур Бобровский так запланировал себе провал, но для этого нет никаких оснований. Мы абсолютно все держим под контролем, — уверяет Неля Куковальская. — В этом месте под низом есть отмостка, и идет инерция материала. Но отмостка еще летом набрала тепла, поэтому теперь дает тепла больше, чем на другой территории. Я это явление наблюдаю как минимум с 2005 года. На территории заповедника есть и другие такие места — там, где попадаем на старые отмостки. Мы их проверяем».
«НАМ ЭТОГО НЕ ПРОСТЯТ»
Чтобы подытожить ситуацию с Софией, напомним историю, которая произошла с памятником в 1930-х годах, — ее вспоминает редактор нашего отдела «История и Я» Игорь Сюндюков в блоге «Кому нужны украинские святыни?». «Когда в 1934—1935 гг. (после перенесения в Киев столицы УССР) большевистская власть пришла к выводу, что Святая София является «религиозным и контрреволюционным пережитком», «не представляет особой ценности» и мешает построению центра «нового социалистического Киева», на защиту нашей святыни стали не только выдающиеся украинские архитекторы (многим из которых это стоило в 1937 году жизни!), но и такой всемирно известный авторитет, как Нобелевский лауреат Ромен Роллан (неуместно именовать его «полезным идиотом» — уровень не тот). Роллан в письме к Сталину написал, что «никто, ни я, ни вы, ни даже целый народ не имеет права выносить смертный приговор Собору великих властителей Руси, который простоял 900 лет. Нам этого не простят». Его услышали, и София была спасена», — пишет Игорь Сюндюков.
Кто сегодня должен вступиться за Софию, чтобы защитить наш, по выражению Ларисы Ившиной, «паспорт в цивилизации»?
К ТЕМЕ
«НУЖНО БЫЛО ПРОВЕСТИ ЗАМЕРЫ ВОЗНИКАЮЩИХ ШУМОВЫХ ЭФФЕКТОВ»
Елена СЕРДЮК, исполнительный директор Украинского национального комитета Международного совета по охране памятников и выдающихся мест (ICOMOS), кандидат исторических наук:
— По моему мнению, больше угрожает «Софии Киевской» автостоянка, которая существует возле достопримечательности уже почти 15 лет. И со стороны администрации заповедника на нее нет реакции (ранее в комментарии «Дню» Неля Куковальская говорила, что большая нагрузка, которая влияет на памятник, идет, среди прочего, «от стоянок машин, которые нам устраивают на площади, с которыми мы боремся и ничего поделать не можем». — Авт.).
Что касается рождественского городка — возможно, я бы ограничила выступление коллективов с громкой музыкой. Как вариант можно было бы перенести эту сцену в другую сторону или расположить ее не на Софийской, а на Михайловской площади. Это нужно было продумать, провести замеры возникающих шумовых эффектов. Вообще такой вариант рождественского городка вполне может быть. Единственное, наверное, надо было бы как-то цивилизовать потребление пищевых продуктов — насколько это возможно. В принципе, то, что люди идут на эту территорию города, на территорию национального заповедника, неплохо. Напомню историю: это место, где, в частности, собиралось киевское вече. То есть люди там были всегда.
Не знаю, согласовывалась ли позиция относительно городка с национальным заповедником (по словам гендиректора «Софии Киевской», не согласовывалась. — Авт.). И вообще, насколько заповедник готов к таким беседам — проводили ли соответствующие замеры, давали ли какие-то ограничения (ранее Неля Куковальская отмечала «Дню», что, в сущности, средств на качественный контроль за состоянием памятника нет. — Авт.). Поскольку этот рождественский городок появляется уже три года подряд, если у заповедника есть претензии касательно него — мы цивилизованная страна, это нужно формулировать и излагать в письменном виде в обращении к мэру.