Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Расколотые церкви не могут влиять на общество», —

считают читатели «Дня»
12 мая, 1999 - 00:00

Сегодня мы печатаем общий обзор писем, которыми наши читатели отозвались на анкету газеты «День», касающуюся общего состояния религиозной жизни в Украине. Тех читателей, которые ответили немедленно, просим извинить нас за задержку этой публикации. Дело, видите ли, в том, что до самого последнего времени письма продолжали понемногу поступать. Хотелось иметь перед глазами полную картину. Письма, которые пришли из всех регионов страны, из больших городов, из маленьких сел, стали для нас еще одним доказательством того, что религиозные дела занимают важное место в общественной жизни. Некоторые письма написаны изысканным украинским языком, другие — на русском или на роскошном «суржике», где украинские слова перемешены с русскими. Но в подавляющем большинстве из них — независимо от языка — мысли изложены интересно, выразительно, в хорошем стиле. Жаль только, что не было ни одного послания на языке национальных меньшинств — болгарском, венгерском и еще на многих других. Хотелось бы высказать еще одно общее впечатление. Это интеллигентность и терпимость наших корреспондентов, независимо от того, живут они в городе или в селе, занимаются научной работой или пасут овец. Весьма немногочисленными были письма, наполненные ненавистью к инакомыслящим, к членам другой церкви, к чужой вере. И это при том, что нашими корреспондентами стали представители таких «немирных» между собой церквей, как УПЦ (МП), УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ, РКЦ. Мы гордимся своими читателями. Позиция терпимости и уважения особенно важна сегодня, когда так драматично обострилась ситуация в православии в связи с событиями в Донецкой области — столкновением верующих Московского и Киевского патриархатов. Может, не очень скромно об этом писать, но кроме ответов на вопросы анкеты, многие корреспонденты высказали свое доброе отношение к газете «День». Приведем только один отзыв из письма господина Ткачука из города Дунаевцы: «Вот уже два года, как я иногда покупаю газету «День». К сожалению, не могу подписаться — для меня слишком дорого. Но газета очень понравилась мне за ее последовательную независимость, научность, грамотность журналистов и откровенность критических замечаний. Это, по-видимому, самая интересная газета в Украине. Не понятно одно — почему на Хмельнитчину присылают «День» на русском языке? Мы же не Донетчина!» Далее приводим некоторые ответы наших корреспондентов на вопросы анкеты.

— Должна ли церковь играть заметную роль в общественной жизни? Играет ли сегодня православная церковь важную роль?

Владимир Пархоменко (Киев) на примере Польши демонстрирует, какое влияние может оказывать сильная церковь — она стабилизирует и консолидирует общество. И нам нужна сильная украинская церковь, а церковь под омофором Москвы не то что не нужна, а политически опасна. Если наши пастыри так и не смогут объединиться, украинские политики, по мнению г-на Пархоменко, будут вынуждены вести дело к нивелировке влияния любой церкви на политику и общество Украины. Ткачук Д.Д. (г. Дунаевцы) того же мнения: лишь церкви под силу не только вытянуть наше общество из того большевистского болота, в котором мы все еще пребываем, но и двигать экономическое возрождение страны. Ведь возрождение религии неотъемлемо связано с возрождением истинно славянской морали, честного труда и пристойных отношений между людьми даже в сфере коммерции.

Любовь Сосяк отвечает на вопрос негативно, ссылаясь на Святое писание, где сказано: «Отдайте Богу Божье, а кесарю кесарево». Поэтому церковь не должна быть заангажирована в политической жизни, а духовные лица не должны быть инструментами политической игры. Задача церкви: формировать высокую духовность в обществе, находить ответы на фундаментальные вопросы о смысле жизни, назначении человека в этом мире. Сейчас наши церкви, продолжает г- жа Сосяк, заметной роли не играют, хотя бы потому, что разъединены. Посмотрите только на украинское православие! Если и говорить о заметной роли, то только о негативной — в расколе Православной церкви заинтересовано много сил, он этим силам выгоден. Так же думает Александр Ярошевский (Киев): «Церковь не играет той роли, которую должна играть, ибо в ней самой господствует раздор, а также непонимание священнослужителями того, что они должны идти к людям, а не ожидать, пока люди придут к ним». Несколько неожиданные рассуждения высказывает Анатолий Найда (Киев): «Православная церковь не играет заметной роли в обществе. И слава Богу! Пусть у нас будет много различных церквей!»

Александр Соколенко (чабан, Херсонская область) начинает с извинения: «...за задержку ответа — очень несвоевременно поступают газеты в село». По нашей просьбе г. Соколенко провел среди своих земляков опрос. Оказалось, что многие из них относятся к церкви откровенно негативно и думают, что религиозная идеология отличается от партийной прошедших времен только тем, что ее не навязывают силой. По мнению некоторых крестьян, церковь не отбирает деньги, как это делает тоталитарное государство, она устроилась так, что люди отдают ей деньги добровольно. На селе особенно бросается в глаза тот факт, что многие священники не выполняют тех заповедей, которые сами проповедуют. Коммерческий дух разъедает их веру. «Такое отношение к церкви, — говорит г. Соколенко, — не должно удивлять, ведь Херсонщина — это вам не Запад, где набожность имеет глубокие корни».

По поводу первого вопроса анкеты, должна ли церковь играть какую-то роль в общественной жизни, Александр Соколенко считает: «Пусть играет, если сможет. Все зависит от качества идеологии и качества ее носителей. Если бы церковь смогла сыграть хотя бы одну роль — общественного стабилизатора— уже было бы хорошо. Однако вряд ли она способна на это. «Все решают кадры» (И. Сталин). Поскольку сегодня наша церковь болеет так же, как общество, частью которого она является. Да и что, вообще, может расколотая церковь? Считаю, однако, что внутренних причин для раскола нет — причины пришли извне, маскируясь под амбиции некоторых архиереев».

— Ваше отношение к расколу украинского православия. Кого вы обвиняете в расколе?

Анатолий Найда считает, что там, где много религий, как, например, в США, выше уровень взаимотерпимости, там церкви лучше сосуществуют между собой. Поэтому считает раскол православия явлением прогрессивным. Нужно только, чтобы три православные церкви нашли пути мирного сосуществования и сотрудничества. Владимир Пархоменко обвиняет православных владык в том, что они не хотят объединяться — очевидно, чтобы не потерять свою и своего клана церковно-административную власть над частью украинского религиозного рынка. По мнению г-на Ткачука , ответственным за раскол является Московский патриарх. А объединение нужно начинать с введения украинского богослужебного языка. Ведь в Послании апостола Павла сказано: «Как говорит кто чужим языком, тот не людям говорит, а Богу... тот строит только самого себя. И как познать, что говорит? Ибо когда я молюсь чужим языком, то молится Дух мой, а ум без плода. В церкви желаю пять слов понятных сказать, чтобы других учить, нежели десять тысяч слов чужим языком».

Владислав Веселык вспомнил о расколе 1054 года, о делении между православными и католиками. Он уверен, что наступило время диалога между католической и православными церквями. Ведь эти церкви имеют общие догматы, признают Святое Письмо и Святоe Предание. А хороших отношений между христианами все нет. «Между тем, мы все должны постоянно помнить, что Бог один, что Христос не мог создать несколько различных церквей. И потому я твердо убежден, что и люди не могут отдавать преимущество той или иной церкви. Так верит и говорит папа Иоанн Павел II, который защищает человеческие ценности каждой церкви. Мы верим, что Папа приедет в Украину, что его визит поможет решить сложные церковные проблемы, подготовить людей к 2000-летию».

— Какой церкви вы отдаете предпочтение?

Авторы многих присланных писем принадлежат к УПЦ КП и отдают ей преимущество, как церкви национальной, церкви, которая стоит на государственнических позициях. Но есть и другие мнения.

Вера Маркович и Люба Хмелюк уважают ту церковь, духовенство которой не идет путем материальных благ (шикарные апартаменты, мерседесы, золоченое облачение, усыпанные драгоценностями кресты), не берет и не дает взяток за получение парафий, не опоганено содомским грехом. Церкви, которую не могут купить политики. Такая церковь всегда будет жить и пользоваться авторитетом народа. «Верим, — пишут они, — что именно такой церковью будет УАПЦ, если ей не помешают». Любовь Сосяк предпочитает УГКЦ, которая веками находилась под давлением московских и польских церквей, но устояла и стала настоящим проводником украинского христианства, национальной идентичности. П.Рудоквас (Киев), высказывает противоположное мнение: «Православная церковь строится не по национальным признакам... Ученые доказали, что мы должны иметь один единый Украинский патриархат, созданный тысячу лет назад нашими великими пращурами. Пусть Всевышний спасет нас от Киевских патриархатов!» Содержание письма дает основание считать, что г. Рудоквас высказывается в пользу УПЦ (МП).

— Имеют ли право священнослужители оставаться за пределами критики?

В ответах на этот вопрос большинство наших читателей высказалось за необходимость критики и публичного освещения деятельности людей церкви. Так, Любовь Сосяк уверена, что критика не может обходить священнослужителей, которые часто забывают о том, что они слуги Божьи. «Даже среди 12 апостолов был изменник, а сколько предателей Христа имеем сегодня среди армии пастырей!» Александр Соколенко считает — это вопрос провокационный. Ведь без критики любой человек, включая духовных лиц, деградирует и в первую очередь — в моральном плане. Люди должны иметь исчерпывающую информацию как об общественных деятелях (в том числе, и о церковных), так и об общественных структурах (в том числе, и о церквях). Общественное мнение и уважение должны формироваться на базе объективной информации, а не на умалчивании, демагогии и лжи. Владислав Веселык , однако, принципиально против критики духовенства. Ведь немедленно встанет вопрос — кто критикует, ради чего, кто и как будет толковать слова критики?

— Ваше отношение к монастырской жизни?

Вера Маркович и Люба Хмелюк пишут, что монастыри — это одна из законных старинных форм церковной жизни. Сегодня, однако, православные монастыри политизированы не меньше, чем партии. «Для примера скажем, что в Киевско-Печерской лавре заметно господствует дух России, в Почаевской лавре даже не исповедуют, если узнают, что ты из Львова, а в Новоград-Волынском женском монастыре, услышав украинский язык, и переночевать не пустят». (Редакция газеты «День» не обладает подобными сведениями, поэтому приглашает читателей подтвердить или опровергнуть приведенные выше факты. — Кл. Г. ) Александр Соколенко допускает, что человек может пребывать в депрессивном состоянии и даже склоняться к самоубийству. Возникает желание спрятаться от жизни любым способом: при помощи петли, водки, наркотиков или монастыря. Но это не выход. Поскольку жизнь, даже в наихудших ее проявлениях, заслуживает большего уважения, чем самоотречение. «Я пошел бы в монастырь работать ради того, чтобы пообщаться с умными и трудолюбивыми людьми. А молиться могу только на руки и сердца наших людей — врачей, инженеров, рабочих. Они способны на такое, что и Бог улыбнется. Только где нам взять президента, которому Бог дал бы возможность это понимать?» — пишет г. Соколенко.

В редакцию пришло несколько писем, написанных убежденными атеистами (не забудем, что Конституция Украины каждому обеспечивает свободу веры или неверия). Анатолий Вороной из Харькова, в частности, пишет: «Включите государственное радио, первый канал — с утра до вечера читают свои проповеди попы, по 3-4 раза в день осуществляют «религиозные чтения». Если у нас церковь отделена от государства, то почему так свободно чувствуют себя на государственном радио религиозные деятели? Если у нас демократия, то почему за 8 лет независимости Украины в СМИ не выступил ни один активист-пропагандист? Или все они, подобно некоторым бывшим секретарям парткомов, вдруг стали верующими?»

А некоторые наши корреспонденты не ограничились ответами на вопросы газеты и поделились своими наболевшими проблемами. Так, Владислав Веселык рассказал нам грустную и типичную историю католического храма Петра и Павла в Перемышлянах, основанного еще в 1645 году. Во времена Советской власти костел стал производственным цехом завода «Модуль»; его величественная башня с крестом с помощью трактора была разрушена, а орган распилен и вынесен по частям. Теперь завод освободил храм, но оставил после себя только развалины. Денег на восстановление костела у парафии нет, поддержки или помощи ожидать не от кого. В. Веселык с большим уважением описывает, как ксендзы о. Петро и о. Франчишек поднимают — буквально собственными руками — храм из руин. А еще сообщает, в каких тяжелых условиях они живут — без газа, воды, тепла. Автор приглашает нас в Перемышляны, чтобы «написать о религиозной жизни в Украине в конце ХХ ст.»).

Мы хорошо понимаем, что конца нашего диалога с читателем не может быть, что и этот короткий обзор может стать предлогом для дальнейшего совместного обсуждения проблем, связанных с религиозной жизнью. Ожидаем ваших писем!

С уважением Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ