Прикарпатские агроформирования на селе нынче не с меньшей быстротой меняют социалистическую форму собственности, чем несколько лет назад меняли название «колхоз» на «крестьянский союз» или «агрофирма». Из-за этого Ивано-Франковщина показывает сегодня по выполнению указа Президента о реформировании аграрного сектора такие же рекордные результаты, как это было на прошлогодних президентских выборах, когда она всех опередила в поддержке действующего гаранта Конституции. В более трехстах коллективных сельскохозяйственных предприятиях области, за исключением нескольких, уже созданы новые формирования на основах частной собственности и заканчивается их включение в государственный реестр. Недавно об этом победно заявили на многолюдном совещании прикарпатских аграрников, от которых едва не треснул облмуздрамтеатр. Относительно тех нескольких хозяйств, где еще перетирается прошлое с будущим вовсе не из идеологических причин, было пообещано, что частная собственность уже в ближайшее время подорвет последние оплоты колхозного строя в галицком селе.
На Франковщине бытует официальное мнение, что селяне без особого сожаления прощаются с коллективной собственностью, хотя вместе с тем среди них не наблюдалось и массовое движение к единоличному хозяйствованию. И это почти соответствует правде. Передав свои земельные и имущественные паи тем, кто им больше нравился или больше обещал, крестьяне от этого в своем большинстве, по крайней мере, ничего не теряли. Дело, конечно, в беспросветности большинства коллективных хозяйств. 86% из них в прошлом году «заработали» около 47 млн. грн. убытков. С прибылями вышло около 7% хозяйств. Еще красноречивее другой показатель: 87% производства валовой сельскохозяйственной продукции в области приходится на фермерские и единоличные хозяйства. Это объясняется, с одной стороны, тем, что победное шествие социализма на западных землях не до конца выкорчевало из психологии галицкого селянина тягу к частному ведению хозяйства. А с другой — политикой Ивано-Франковского областного совета, который еще в апреле 1990 года первым в государстве начал земельное реформирование и на лет пять опередил в этом всю Украину. Это чуть ли не единственный положительный опыт, который Прикарпатье вмуровало в фундамент украинской экономики.
«Еще тогда мы заложили основы арендных отношений в сельском хозяйстве. Принятая в 1993 году Программа земельной реформы и приватизации земли в области давала возможность, в соответствии с действующим законодательством, отдавать землю хозяину в собственность и ставила в равные условия все формы собственности. В 1995 году мы утвердили форму сертификата на частную собственность и долго воевали за то, чтобы утверждался владелец на селе на частной основе. Почти все это со временем оправдало себя и повторилось уже на общегосударственном уровне». Так говорит о прошлом аграрном десятилетии на Прикарпатье один из разработчиков большинства соответствующих документов Ивано- Франковского облсовета известный в крае земельный реформатор, а ныне начальник отдела земельных и имущественных отношений департамента реформирования сельского хозяйства Минагрополитики Украины Александр Ковалив.
Прикарпатцы по-разному распорядились своими имущественными и земельными паями. Одни, как бывший руководитель-овощевод Мария Золотарчук из Тышковцев или Мотрина Мотуз из Михальчи того же Городенковского района, создали семейные фермерские хозяйства. Нынешней весной М.Золотарчук начинает работу на 16 гектарах, имея в своем распоряжении трактор, сеялку, плуги, культиватор и другой реманент.
Однако такие возможности — у единиц. Поэтому большинству селян не остается другого выбора, как передавать свои паи в аренду. Особенно хозяйствам, твердо стоящим на ногах. Отбоя от таких нынче нет у руководителя фермерского хозяйства «Світанок» из Саджавы Богородчанского района Евдокии Сенчак. Все окружающие села предлагают ей свои земли. Хозяйничая на 1250 гектарах, содержа 900 голов крупного рогатого скота (из них — 270 высокоудойных коров), кирпичный завод, пекарню, пилораму и пр., она по итогам 1999 года добилась рентабельности хозяйства в 25%, а в производстве молока, которое повсеместно убыточно, — аж 52%. Это, а также выращивание таких высокорентабельных культур, как лен и рапс, в прошлом году вернулось 180 тыс. грн. чистой прибыли. Работники этого хозяйства, конечно же, стабильно получают зарплату, даже «тринадцатую» и «дополнительную» в том числе.
На просьбу спрогнозировать ситуацию в сельском хозяйстве после нынешнего реформирования КСП Е.Сенчак сказала: «В своем хозяйстве я работаю 15 лет. Хоть колхозная система никогда не стимулировала, однако мы имели перед собой четкую линию и знали, чего хотим. Колхоз становился трижды «миллионером». Поэтому, если мы удержались до сих пор, то, надеюсь, так будет и в дальнейшем. А если говорить о судьбе остальных хозяйств после реформирования, почему-то у меня создается впечатление, что будет еще хуже, чем было. Может через десять лет что-то изменится, но пока... Из 15-ти хозяйств нашего района выживают только два — «Світанок» и имени И.Франко. Остальные по два-четыре года не платят людям зарплату. Люди теперь руководителям таких хозяйств не доверяют и не хотят отдавать свои сертификаты. Может, кто-то и выходит со своим паем из хозяйства. Но с чем? Ведь у них нет ни малой техники, ни лошадей, ни семян, ни денег... Не знаю, что будет... Я за частную собственность, потому что весь мир на ней держится. Колхозы свое отжили, и дальше так быть не может. Но и не вижу большого размаха для новых мелких агроформирований. Половина земли не паханая, не сеянная... Ситуация очень сложная, особенно если учесть и цены на нефтепродукты, которые гонят вверх, в то время, как цены на сельскохозяйственную продукцию очень низкие. Перспективу я вижу за крупными хозяйствами, а не за этими мелкими кусочками... Наши люди в своем большинстве еще не готовы быть фермерами хотя бы потому, что просто не способны закупить технику для ведения хозяйства. Я была бы вовсе не против, чтобы у меня под боком появились фермеры и конкурировали со мной в работе».