Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Разрушительный отдых

На территорию национального парка отдыхающие приезжают внедорожниками, чем разрушают защитный береговой вал. В администрации жалуются, что из-за нехватки средств не могут держать ситуацию под контролем
15 августа, 2014 - 11:44
ФОТО С САЙТА NIKLIFE.COM.UA

На территорию национального парка отдыхающие приезжают внедорожниками, чем разрушают защитный береговой вал. В администрации жалуются, что из-за нехватки средств не могут держать ситуацию под контролем

Из-за аннексии Крыма отдыхающие переключились на другие южные побережья Украины, которые имеют выход к морю. В частности, об увеличении туристов ныне говорят в Национальном природном парке «Белобережье Святослава», который охватывает территорию Кинбурнской косы. И, к сожалению, такая нагрузка не идет в пользу нацпарку. Потому что отдыхать на пляж идут не пешком, а едут джипами, в том числе и по береговому песчаному валу, который является защитным щитом прибрежной зоны от морских приливов и штормов. Заместитель председателя национального экологического центра Алексей Василюк недавно побывал на Кинбурне, и поделился своими впечатлениями с «Днем».

«Раньше это был один большой регионально-ландшафтный парк, но на его основе несколько лет назад создали национальный природный парк, и оставили небольшую территорию регионально-ландшафтного парка. Эти два объекта составляют Кинбурнскую косу. На территории РЛП ходит один инспектор, как живая табличка, и пытается защищать берег от внедорожников, но это очень сложно, потому что сотни людей едут на большой скорости на машинах. Местные говорят, что несколько лет назад был шторм, как раз из-за разрушения берегового вала, и часть косы была затоплена. Если береговой вал разрушить, то со временем косу вода может размыть или затопить».

Эколог советует администрации парка не просто поставить таблички при въезде на территорию — об ограничении движения здесь машинами, а установить шлагбаумы, около них должны патрулировать инспекторы, которые будут останавливать автомобили, объяснять, что машину нужно оставить на специально отведенной территории, а к морю — пешком. «Если нацпарк считает, что достаточно таблички, то объективно видно, что этого мало. Почему не задействовать инспекторов для работы в выходные, тем более, что  величина штата позволяет это сделать. В РЛП значительно меньший штат, но все равно там есть инспектор, но он не может один охранять многокилометровую зону. Со своей стороны мы будем советовать подготовить более яркие стенды и организовать ограничение движения», — добавляет Алексей.

О впечатлении столичного эколога в администрации «Белобережья Святослава» уже известно. Директор парка Юрий Козловский говорит, что о проблеме самовольного джипинга на косе знают, но существенно повлиять на это не могут. Парк существует всего два с половиной года, но финансирования не хватает, поэтому до сих пор у него на балансе нет собственных автомобилей, чтобы инспекторы могли контролировать всю территорию парка.

«Правовых рычагов, чтобы ограничивать доступ людей и транспорта на территорию нацпарка у нас тоже нет, а запрещать — значительно проще, чем регулировать и доводить до сознания людей, как себя нужно вести. У нас организован контрольный пункт на въезде в нацпарк на территории села Геройского, на границе с Херсонской областью. Там постоянно дежурят наши инспекторы, но на Кинбурн не одна дорога, есть другие дороги, наши специалисты контролируют самый посещаемый въезд. И сотни джипов, о которых рассказывает Алексей Василюк, —  это неправда, мы ведем учет транспорта. Так, за выходные 21—22 июня через контрольный пункт проехало 30 машин. Конечно, есть  случаи, когда джипы вырываются на пляжную зону. Даже если бы по косе проехали десятки машин, то от пляжа уже давно ничего бы не осталось».

В нацпарке оправдываются, что регулировать поток машин и туристов собираются в ближайшее время: планируют увеличить дежурство инспекторов, даже во внерабочее время, готовят дополнительные таблички и знаки с объяснительной информацией. Также пытаются восстанавливать собственными силами песчаный вал, который два года был частично разрушен после сильного шторма.  А по поводу отсутствия инспекторов на момент пребывания столичного гостя Юрий Козловский объясняет, что именно в те выходные проводилась регата на кубок Кинбурнской косы, и часть сотрудников была задействована именно в этом мероприятии. Из-за этого действа у эколога создалось ошибочное впечатление, что машины приезжают на Кинбурнскую косу сотнями.

«Нагнетать обстановку нельзя. Ныне у нас идет информационная атака на администрацию парка. Мы проблему признаем, но это штатные проблемы. С одной стороны, нам нужно создать зону для отдыха, и с другой — ограничить доступ внедорожников. 10 тысяч гектаров косы мы не успеваем охватить своей службой охраны», — жалуется Юрий Козловский.

Еще один фактор, который не идет в пользу национального парка, — отсутствие асфальтированных дорог через населенные пункты, которые расположены в направлении Кинбурнской косы. Добраться до места отдыха здесь можно   именно внедорожником. Председатель южного филиала НЭЦУ Олег Деркач, который был одним из инициаторов основания «Белобережья Святослава», объясняет, что в последние годы ситуация вышла из-под контроля: «Ограничение движения — это задача, которую должна решать администрация парка, но это то, с чем она не справляются.  Со стороны Херсонщины часть дороги асфальтирована, а дальше — песок. Это как раз три населенных пункта, летом количество населения здесь увеличивается, и к ним должны были бы быть дороги более-менее достойные, но их нет. На остальной территории должен быть режим ограниченного доступа, приехал в сельскую усадьбу или на базу отдыха — оставь машину и иди пешком к морю. Но люди хотят отдыхать комфортно, поэтому пользуются доступом к пляжной зоне любым способом. В Крым ехать рискованно, поэтому джипы сосредоточиваются по другим местам Черного и Азовского моря, нагрузки увеличились, и на том же Кинбурне не ожидали такого количества машин. Разрушение песчаного вала очень опасно, но оно продолжается, потому что машины выезжают на берег, устраивают прямо здесь гонки. Ведь все можно регулировать, но почему этого не делают — не понятно», — отмечает Олег Деркач.

И пока экологи жалуются, а руководители парка оправдываются, ясно одно — были бы отдыхающие более дальновидными и заботливыми к природе, проблем на Кинбурне было бы меньше.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ