Еще прошлым летом во время реконструкции улицы Кафедральной и прилегающей к ней территории в Старом городе было обнаружено довольно большое захоронение. Его потом связали с массовыми расстрелами в луцкой тюрьме, которые происходили в начале июня 1941 года, но однозначно с этим согласиться нельзя... На территории Старого Луцка потом действовали и лагерь для советских военнопленных, и, говорит кандидат исторических наук Оксана Сущук, «в июле 1941 года близ этого места состоялся массовый расстрел трехсот (и еще один немного позже — около двух тысяч) евреев-мужчин, и где их остатки, неизвестно. Остается также открытым вопрос захоронений советских военнопленных шталагов, а также умерших пациентов лазаретов при них». Собственно, тюрьма в этом помещении, которое первоначально было монастырем бригиток, фунционировала вплоть до 1958 года, до тех пор, пока как сюда не заселили музыкальное училище, а сейчас его арендует Волынская епархия УПЦ КП, действует мужской монастырь. И в епархии даже вызрела идея обустроить в монастыре-тюрьме... хостел, о чем газета «День» уже писала.
О захоронении, судьбу которого сейчас решают, первым публично заговорил луцкий археолог, общественный деятель Николай Собуцкий. Из своих источников он получил информацию, что захоронение выявили строители, а специалисты из городской рады и заповедника его открыли, оценили, что яма доверху наполнена останками, и... закрыли до лучших времен. Возможно, и специалисты не могли повлиять на ситуацию, так как реконструкцию дороги стремились завершить здесь ко дню независимости. Николай Собуцкий говорит, что, по его информации, застройщик не знал о разрытой могиле... В октябре прошлого года во время сессии Луцкой городской рады Собуцкий как депутат подал запрос, чтобы решать дело с захоронением по-человечески, по-христиански. Накануне великого христианского праздника, Рождества христового, в Луцке прошел круглый стол на тему «Вопрос исследования, эксгумации и перезахоронения нововыявленной могилы расстрелянных близ Луцкой тюрьмы». Николай Собуцкий считает, что прокуратура должна была бы разобраться с надругательством над могилой, потому что, как он говорит, «чем мы лучше советской власти, которая замалчивала подобные преступления, ведь так же кладем асфальт и мостовую над человеческими останками». Он поддерживает мнение о том, что нужно провести эксгумацию останков, и готов принимать участие в этом как археолог на волонтерской основе (Николай работал как волонтер и в «Черном тюльпане» на востоке Украины).
Назначенный недавно директором департамента культуры и сохранения исторического наследия Луцкой городской рады Сергей Годлевский (у него несколько лет опыта восстановления православных кладбищ на территории Польши) подал интересную идею: на месте неподалеку от тюрьмы, где при советской власти стоял памятник комсомолке Паше Савельевой, построить часовню-усыпальницу. По примеру того, как обустроена она на Казацких могилах в Пляшевой. Кто там был, видел подземелье, где на полках лежат кости, черепа — останки людей, найденные на месте битвы под Берестечком, а сверху — храм. Так как могила, которая сейчас оказалась под асфальтом, а достигает в диаметре до десяти (!) метров, — она не последняя, найденная в Старом Луцке. Вне сомнения, будут еще такие печальные находки. Хотя кое к чему и кое-кому уже и не докопаются: на одной из могил построили харчевню. Территория около бывшей тюрьмы также относится к охранительной зоне памятника национального значения «Монастырь бригиток», это территория Государственного историко-культурного заповедника «Старый Луцк». Но, как видим, еще далеко нам до цивилизованного отношения к нашей истории и культуре...
Профессор Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки Николай Кучерепа, который также принял участие в круглом столе, говорит, что уже лет с десять, как он подготовил данные о сожженных фашистами в годы Второй мировой войны волынских селах. На луцком Мемориале памяти была стела с табличками названий 107 сожженных сел. Таблички исчезли, потому что, говорят, были из ценного материала, новыми никто не занимается, ни одна новая власть. Кучерепа же имеет список уже 417 сожженных сел...
По итогам круглого стола по обнаруженному захоронению в Старом Луцке будет действовать рабочая группа, которая представит свои варианты.