Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Развод по-европейски

Луганщина — среди лидеров по количеству распавшихся семей
19 октября, 2004 - 20:05
НА ПРОТЯЖЕНИИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2004 ГОДА В УКРАИНЕ БЫЛО ЗАФИКСИРОВАНО 98 ТЫСЯЧ 457 БРАКОВ, ЧТО ПОЧТИ НА 54% МЕНЬШЕ, ЧЕМ ЗА СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПЕРИОД ПРОШЛОГО ГОДА. УТЕШАЕТ ТО, ЧТО РАЗВОДОВ БЫЛО ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ТАКЖЕ МЕНЬШЕ — ПРАВДА, ВСЕГО НА 7%. ПО ДАННЫМ МИНЮСТА, НАИБОЛЕЕ ПРОЧНЫЕ СЕМЬИ ЖИВУТ В ЗАКАРПАТСКОЙ, РОВЕНСКОЙ И ЧЕРНОВИЦКОЙ ОБЛАСТЯХ. А САМЫМИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ В ОТНОШЕНИИ РАЗВОДОВ ОКАЗАЛИСЬ ДОНЕЦКАЯ, ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ И ХАРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТИ

На первый взгляд институту семьи и брака на Луганщине ничего не грозит. Все так же мчатся по улицам городов и сел машины с пупсами в фате на капотах; по уик-эндам все так же бравурно исполняется марш Мендельсона для десятков и сотен брачующихся; все так же женихи и невесты возлагают цветы к памятнику в центре города. Правда, раньше букеты несли к изваяниям энергичного Ленина, теперь — либо к статуе Богоматери, либо к монументу Тараса Шевченко. Впрочем, это чисто технический вопрос, ведь главное — не возложить цветы, а показаться гуляющей публике во всей своей свадебной красе.

И все же специалисты утверждают — даже в самой патриархальной провинции ситуация с браками и разводами постепенно меняется. Что уж говорить про областной центр! В Луганске официальный брак становится, если верить статистике, все менее популярным. Так, если за первые 6 месяцев прошлого года в областном центре было заключено 748 браков, то за аналогичный период 2004 г. — только 636 пар зарегистрировали свои отношения. Разница составляет примерно 15%. Только на пару процентов отличаются от этих показателей среднеобластные, но общая тенденция выходит за рамки статистической погрешности — жениться и выходить замуж наши земляки стали значительно реже. «В среднем по области браков заключается все меньше, особенно в городах, а разводов регистрируется все больше. Посмотрите, в этом году уже получается, что на каждые 100 браков приходится 105 разводов, а, скажем, в Ленинском районе Луганска вообще на одну свадьбу приходится две распавшихся семьи, зарегистрировавших развод» — говорит Анна Ткаченко, заместитель начальника областного управления юстиции, начальник отдела РАГС.

Причин снижения популярности семейно-брачных отношений много, и большинство из них вполне характерны для европейской страны. Демографы, социологи, психологи в один голос говорят: и юноши, и девушки все чаще ориентированы на новые стандарты свободы и независимости в ущерб традиционным патриархальным семейным ценностям. Широкое распространение получили такие прежде малоприемлемые в общественном сознании формы совместного проживания мужчины и женщины как гражданский брак, пробный брак, свободный брак. «А зачем мне расписываться со своим парнем? Пока мы студенты — нас содержат родители, мы живем вместе ради удовольствия. А после института неизвестно, что будет с работой, зарплатой. Я не уверена, что Сергей сможет содержать меня и семью. Впереди еще три года учебы, вот и поживем в гражданском браке», — говорит 19-летняя студентка Восточно-украинского университета Лида.

И все-таки, кто же они, эти несколько тысяч брачующихся, которые ежегодно создают новые семьи? Людмила Черненко, заведующая отделом РАГС Ленинского района, считает, что новое поколение луганчан все чаще выбирает стандарты, принятые в развитых странах, где жениться и выходить замуж принято не раньше 25 лет, когда получено образование, есть определенный материальный статус: «Сейчас женихи и невесты стали немного постарше. Многие стремятся сначала закончить институт, получить профессию, как это принято в Европе. Уже не считается, что если тебе 19, то ты засиделась в девках. Раньше чуть влюбились — и давай жениться, хотя ни образования, ни средств и в помине нет. Надеялись на помощь родителей, которые зачастую такую семью содержали в складчину чуть ли не десятками лет. Теперь к заключению брака подходят более ответственно, думают о своей финансовой состоятельности, независимости. Многие даже свадьбу стараются организовать за свои средства, избегают перекладывать это на родителей», — рассказывает она.

В принципе, никакой трагедии в том, что молодые люди не спешат официально зарегистрировать свой брак, нет. Тем более, что и законодательство признает такую форму совместного проживания мужчины и женщины, как гражданский брак. Но права и обязанности супругов по закону они получают только тогда, когда их союз признан государством. «До этого их отношения могут регулироваться составленным ими письменным договором. Правда, такая предусмотрительность, как и заключение брачных контрактов у нас пока скорее экзотика», — отмечает Людмила Черненко. Зато сейчас увеличилось число мужчин, которые регистрируют свое отцовство, даже если ребенок рожден вне брака.

Появилась и еще одна новая тенденция. Большее разнообразие теперь демонстрируют молодые пары в выборе свадебного обряда. Нет, обычная свадьба с несколькими десятками приглашенных, крикливым тамадой, баянистом и оглушительной музыкой из динамиков в прошлое не ушла. Особенно тверды ее позиции в сельской местности и небольших городках. «Теперь все чаще молодые ограничиваются узким кругом друзей. Иногда даже свидетелей не берут собой на регистрацию, это теперь позволено законом. Есть пары, которые прямо после торжественной регистрации уезжают в свадебное путешествие. Это уже более модно, чем устраивать гулянку на 100 человек», — рассказывает Людмила Черненко.

Свободен человек теперь и в регистрации развода. Луганчане таким правом пользуются более чем охотно. По количеству разводов область опережает чуть ли ни все регионы Украины. Семейная пара не обязана нынче указывать причину расторжения брака, хотя бы так как раньше — пресловутую «не сошлись характерами». Разочарованных разводят по обоюдному согласию через отделы РАГС, если у них нет материальных претензий и совместных детей, или через суд, если подобные обстоятельства имеются. Рост числа разводов — обычная ситуация для развитых стран. Эмансипация и феминизация, материальная независимость супругов друг от друга, стремление женщины делать карьеру, а не сидеть дома с детьми, возможность, как для мужчин, так и для женщин, легко вступать в «быстрые» и ни к чему не обязывающие сексуальные отношения — вот главные причины этого явления. «Мы при подаче заявления о разводе все же пытаемся побеседовать с мужем и женой. Иногда это очень милые люди, довольно часто — с явным достатком. Но я думаю, причина — неготовность женщины строить семью, сохранять брак. Сейчас девочек настраивают на достижение будущего успеха в работе, бизнесе, на карьеру, а к жизни в семье, к роли жены, матери почти никто из родителей дочерей не готовит», — говорит Людмила Черненко. Среди других причин разводов — гиперопека со стороны родителей, которые хотят контролировать своих уже взрослых детей. Пытаются решать за них, навязывать свое мнение. В Луганской области так много разводов и еще по одной причине — семьи массово выезжают за пределы области, а то и страны на заработки. Миграция легко разрушает даже крепкие, любящие семьи.

И все же традиционные ценности пока крепки. И по любви браков заключается больше, чем думают скептики. «Мы сами радуемся, когда видим такие пары. Их любовь заражает и нас, и это — не напоказ. Хотя, конечно, союзов по расчету становится все больше. Кто-то это скрывает, а кто-то и демонстрирует. Недавно расписывали пару — парень значительно моложе своей невесты, относится к ней пренебрежительно. Ни он, ни свидетель даже не посчитали нужным снять солнцезащитные очки во время регистрации. Стыдно, наверно, было… Все-таки у нас пока любовь — огромная ценность», — сказала Людмила Николаевна.

Елена ПРИВЕН, Луганск. Фото из архива В. Старшевского
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ