Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Реальное измерение Музея Майдана

Игорь ПОШИВАЙЛО: «Мы девять месяцев работаем на энтузиазме, надеясь, что это нужно не только нам, но и государству»
27 сентября, 2016 - 10:54

В городе Балтимор (США) продолжается художественная выставка «Революция Достоинства: образы украинского Майдана 2013—2014», ранее она экспонировалась в Вашингтоне. Путешествующая экспозиция, посвященная событиям Евромайдана, стала возможной благодаря меценатской поддержке. Вскоре похожий проект презентуют в Брюсселе, в Европарламенте.

Подобные проекты на выезде пока являются единственным путем существования «Мемориального комплекса Героев Небесной Сотни — Музея Революции Достоинства», который до сих пор работает в виртуальной плоскости, без крыши над головой. При этом заведение имеет статус национального, недавно получил постоянного генерального директора Игоря Пошивайло, который был его временным руководителем с января этого года, — тогда Музей Майдана создали официально. В настоящее время руководитель музейного учреждения неутомимо объясняет прессе и общественности, почему практически ничего не воплощено в жизнь.

«ВСЕ ДЕЛАЕТСЯ МЕХАНИЧЕСКИ И ФОРМАЛЬНО»

Недавно Президент Украины Петр Порошенко на заседании Совета национальной безопасности и обороны сделал оптимистичное для музея заявление: в государственном бюджете на 2017 год должно быть предусмотрено финансирование на строительство Музея воинов антитеррористической операции и Мемориального комплекса Героев Небесной Сотни. Как отмечено на сайте Администрации Президента, глава государства подчеркнул, что уже больше двух лет на востоке Украины ведутся боевые действия, и нельзя забывать свою моральную обязанность перед теми, кто сделал важный вклад в дело защиты Родины. Также Петр Порошенко отметил, что ко Дню защитника Украины, который отмечается 14 октября, ожидает отчета о Музее воинов АТО, а к годовщине Революции Достоинства — о Музее Героев Небесной Сотни.

Однако эти слова так и не подкреплены конкретными делами. «К сожалению, это заявление не вошло в проект президентского указа по результатам заседания СНБО. В предыдущем проекте бюджета на нас опять рассчитана достаточно скромная сумма — на зарплаты и коммуналку, где-то пять миллионов гривен. А просили в десять раз больше, по крайней мере, чтобы начать какую-то деятельность относительно формирования экспозиции, — отметил «Дню» Игорь Пошивайло. — В этом году мы тоже имели средства только на зарплату и коммунальные услуги, но если нет даже временного помещения,  расходы на коммуналку невозможны. Это все механически и формально делается, берутся социально защищенные статьи бюджета, нам выдают по ним средства, и все. Так же и по следующему году: не провели ни одной индексации и оставили финансирование в тех же пределах, хотя мы планировали расширить штат».

«НЕ ЖДЕМ ПОМЕЩЕНИЯ, РАБОТАЕМ»

С поисками помещения теперь тоже все выглядит печально. Украинский дом, Дом профсоюзов или Октябрьский дворец отпадают, потому что нет официальных решений, чтобы передать их новому музею. Строить с нуля с годовым бюджетом в пять миллионов гривен — фантастика. Хотя Игорь Пошивайло мечтает, что в перспективе Музей Майдана расположится в абсолютно новом помещении, будет функционировать как современная музейная институция, которая станет местом дискуссии, диалога и поиска компромиссов. Для этого хотели получить земельный участок на улице Институтской, 3/5. Однако Киевская городская государственная администрация отказала, поскольку этот участок является предметом спора в международном суде. По словам директора музея, из неофициальных источников известно, что земля уже якобы возвращена в собственность громады, но при условии денежной компенсации ее стоимости предыдущим владельцам.

Невзирая на это, музей существует, хотя и виртуально. «Наши программы и практика показывают, что даже без временного помещения мы делаем выставки, образовательные проекты на разных площадках в Украине и за рубежом. В настоящее время в Польше проходит выставка, недавно я вернулся из Лос-Анджелеса, где была выставка на тему Майдана и революции. Еще есть много конференций, приглашений и идей, планируем проект путешествующей выставки в США и в Украине, в частности ко Дню Достоинства и Свободы в ноябре, то есть не ждем помещения, работаем. Но даже элементарный учет не можем провести, потому что все находится на складе Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара». Чтобы описывать все профессионально и современно, необходимо оборудование, но мы не имеем денег даже на принтеры. Работаем на энтузиазме и волонтерстве, надеясь, что это нужно не только нам, но и государству. Такой музей мог бы стать площадкой для консолидации граждан. К сожалению, такой институции истории и живой памяти у нас нет», — подытоживает Игорь Пошивайло.

Через путешествующие проекты команда музея формирует вокруг себя аудиторию, которая может стать рычагом давления на власть. А еще ждет 21 ноября, очередную годовщину Революции Достоинства. Возможно, как часто заведено, чиновники «к дате» таки примут конкретные решения для развиртуализации Музея Майдана. По словам Игоря Пошивайло, при стабильном финансировании создать музей даже с нуля можно всего за пять-семь лет.

КОММЕНТАРИЙ

«НЕДОСТАЕТ ФИНАНСОВЫХ И КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МОЖНО БЫЛО БЫ СОЗДАТЬ МУЗЕЙ С НУЛЯ»

Сергей КРОЛЕВЕЦ, глава Всеукраинской ассоциации музеев:

— Выступление Петра Порошенко на заседании СНБО абсолютно искренне. Президент выделяет деньги, но дело в том, что его помощники в сфере культуры и спичрайтеры не знают, как создается музей, как он работает и функционирует. И нет таких специалистов по музейному делу в Министерстве культуры. Кроме финансирования, еще нужно создать инструмент, который эти средства превратил бы в тот музейный продукт, в котором нуждается общество. Люди и персоналии играют важную роль в этом процессе.

Президента не стоит критиковать за его стремление выделить деньги. Но знают ли те люди, которые их получат, что с ними делать дальше? Не нужно радоваться  тому, что у нас избирают директоров путем открытых конкурсов, потому что это профанация, которая никакого отношения к демократизации и прозрачности не имеет, если сравнивать, как это происходит в Литве, Польше или Нидерландах. Кроме того, у нас недостаточно музейных кадров, нет, так сказать, лавы запасных. Система роста собственных кадров в музеях практически отсутствует, потому что заместитель никогда не становится директором, а заместителем — научный работник низшего уровня. В этой системе недостает ресурсов, как финансовых, так и кадровых, с которыми можно было бы создать музей ис нуля.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ