50 лет назад на западных территориях Советского Союза была проведена спецоперация под названием «Север», о которой широкой общественности мало известно до сих пор. Между тем по несправедливости, грубости и циничному пренебрежению к элементарным правам человека «Север» не уступает, скажем, депортации татарского народа из Крыма или чеченцев из Кавказа. По личному указанию Сталина в 1951 году из Украины, Молдовы, Белоруссии и Прибалтийских республик были насильственно вывезены в Сибирь все члены — от малых до совсем старых — религиозной организации «Свидетели Иеговы».
По случаю 50-й годовщины операции «Север» 19 апреля в Киевском доме учителя состоялся круглый стол, в котором приняли участие члены «Свидетелей Иеговы», ученые, общественные деятели, журналисты, а также представитель правительства Украины — председатель Госкомитета по делам религий Виктор Бондаренко. (Это, безусловно, показало, что в нашей стране не так плохо обстоит дело с уважением к правам человека, как мы иногда думаем.) Выступления присутствующих, воспоминания людей, депортированных когда-то в Сибирь, и показ видеофильма «Свидетели Иеговы в Советском Союзе» сложились в ужасную, уже несколько забытую картину режима, при котором такие понятия, как права и достоинство человека, как свобода совести или элементарная социальная безопасность гражданина просто не существовали. Это как будто произошло в средние века, а не в XX веке, который так гордился своей цивилизованностью.
Несколько слов о религиозной организации «Свидетели Иеговы», основанную в конце XIX века в США. Сегодня в мире очень много религий, церквей, конфессий, деноминаций и поэтому у религиеведов возникают большие сложности с их классификацией. Одни относят «Свидетелей Иеговы» к позднему протестантизму, другие — к новейшим квазихристианским религиям, третьи считают их последователями Ария (IVв.), учение которого христианские Вселенские соборы осудили в первом тысячелетии как еретическое. Иеговистское богословие не признает Св. Троицу, считая ее атрибутом многобожия, и на Старый Завет опирается значительно больше, чем это делают традиционные христианские церкви (Иегова — это Бог Отец Нового Завета). При этом иеговисты почитают также Христа, ожидают его Второго пришествия. Они вообще постоянно живут накануне Армагеддона — последней битвы Бога с Сатаной, после которой начнется история Нового Божьего мира, наступит эпоха вечного правления Христа на земле. Подобно многим другим протестантам, иеговисты не признают присущих католикам и православным традиций и обрядов, икон, обычного нам устройства храмов. Главным сакральным предметом для них является Библия.
В Украине первые свидетели Иеговы появились в 20-е годы XX века — это были украинские эмигранты, которые после Первой мировой войны вернулись на родину. Легализация свидетелей Иеговы в Украине в послевоенные годы состоялась только в 1991 году, когда были зарегистрированы первые общины. Сегодня в стране насчитывается более 1000 общин иеговистов, к которым относятся более 115 тысяч верующих.
Свидетели Иеговы, как правило, не склонны к конформизму — не приемлют всего того, что находится в противоречии с их учением, верой и это часто приводит их к конфликтам с властью. Например, согласно заповеди «Не убей» иеговисты всех стран отказываются служить в армии и брать в руки оружие (в Украине им, как и всем другим пацифистам, сегодня предоставляется право альтернативной службы). При советской власти они не боготворили вождя всех времен и народов, не вступали в пионерские, комсомольские организации и в Коммунистическую партию. Поставленные перед выбором — отказаться, во всяком случае формально, от веры или пострадать за нее, они часто выбирают последнее.
Подобная позиция верующих особенно опасна в отношениях с тоталитарными режимами, для которых самое главное — полное подчинение и полная унификация членов общества. Не удивительно поэтому, что как Третий Рейх, так и Советский Союз жестоко преследовали иеговистов. Политика гитлеровского режима была направлена на полное физическое истребление иеговистов (так же, как евреев). Москва занялась свидетелями Иеговы после Второй мировой войны, когда начала наводить «порядок» в своих новых колониях, в частности, в Западной Украине. Апогеем репрессивной политики советского правительства стала упомянутая спецоперация «Север». Кажется, что полное совпадение стратегий Гитлера и Сталина в отношении иеговистов должно служить предостережением всем тем, кто в наше время, в нашей стране постоянно требует от государства категорического запрещения их религиозной организации. Без каких-либо серьезных оснований.
План операции «Север» был подробно разработан органами Госбезопасности и согласован со Сталиным. В записке МГБ СССР Сталину И.В. под грифом «Совершенно секретно» говорится: «В целях пресечения дальнейшей антисоветской деятельности иеговистского подполья, МГБ СССР считает необходимым, наряду с арестом руководящих участников иеговистской секты, выселить из пределов Украины и др. Республик выявленных иеговистов в Иркутскую и Томскую области. Всего выселению подлежат 8576 человек (3048 семей)». МГБ СССР действовало на основании постановления Совета Министров СССР, где было, в частности, сказано: «... Выселение произвести навечно. ... Конфискованное имущество выселяемых обратить на покрытие недоимок по государственным обязательствам». Иными словами — люди не только выселялись в Сибирь, но и лишались всего своего имущества, были начисто ограблены собственной властью. Само выселение осуществлялось без предупреждения, ночью, сотни милиционеров и активистов-партийцев врывались в дома, хватали напуганных людей — в том числе малых, больных, старых — свозили машинами или на подводах к железнодорожным станциям, грузили в вагоны-телятники, а потом долгие дни и ночи везли неизвестно куда. «Это была настоящая Варфоломеевская ночь», — сказал за круглым столом профессор Яроцкий. Как это часто бывало в те времена, план спецвыселения был перевыполнен.
Во время круглого стола в Доме учителя выступающие говорили как о прошлом, так и о сегодняшнем дне свидетелей Иеговы. О беззаконии советской власти, а также о том, что хотя люди вернулись на родную землю, имидж «опасных сектантов», созданный могущественной советской пропагандистской машиной, до сих пор живет в украинском обществе. Об этом, в частности, сказал и Виктор Бондаренко, председатель Госкомитета по делам религий: «Тоталитарные государства активно и умело формировали в головах людей соответствующие представления, стереотипы». Но времена изменились и сегодня свидетели Иеговы ведут в Украине спокойную религиозную деятельность, публично отмечают свои праздники, печатают и распространяют духовную литературу. «Поэтому — говорит В. Бондаренко — можно расслабиться, успокоиться после лагерей, преследований, лишений. 50-летняя годовщина операции «Север» является не только напоминанием о трагедии, но и подтверждением существования в стране действительной религиозной свободы. Свободы, которая базируется на действующем Законе о свободе совести и религиозных организациях, на заявлениях и указах Президента. Возврата к старому не будет. Хотя в обществе все еще сохраняется определенная предубежденность в отношении к свидетелям Иеговы, которая часто подогревается традиционными церквями». Виктор Еленский, редактор журнала «Людина i свiт», отметил, что иеговисты преподали другим религиозным общинам урок стойкости. И засвидетельствовали, что веру, религиозные убеждения невозможно искоренить насильственными методами. Даже гитлерами и сталиными.
Роман Юркевич, руководитель Управленческого бюро религиозной организации «Свидетелей Иеговы» в Украине, рассказал о том, что 50 лет назад репрессии, наказания людей не предварялись судами, судебными приговорами. Свидетелей Иеговы трактовали так, словно речь шла об опасных преступниках. А это были преимущественно простые люди, многие из них — крестьяне, которые от других граждан отличались только религиозными убеждениями. Власть не прощала им одного — политической нейтральности. «Но советская власть серьезно просчиталась — переселение иеговистов в Сибирь не уничтожило нашу веру, а только привело к тому, что многочисленные общины «Свидетелей Иеговы» появились там, где их раньше никогда не было — в Иркутске, Красноярске, на Камчатке. И объединяли они преимущественно русских. Время, к счастью, изменилось — действующий Закон Украины о религиозной свободе — один из самых прогрессивных и толерантных на постсоветском пространстве».
Профессор Яроцкий (Отделение Религиеведения Института философии НАНУ), который изучал архивные документы, связанные с операцией «Север», подчеркнул тот факт, что делом иеговистов Западной Украины занимался сам Сталин. Согласно документам, в 1951 году в один только день с Украины было депортировано более 6140 человек (2200 семей). Причина репрессий известна — преданность библейским заповедям, своим религиозным убеждениям. Стойкость иеговистов г-н Яроцкий сравнил с мученичеством первых христиан, которые отказывались — под угрозой смертной казни — отдать божеские почести бюсту римского императора. Г-н Яроцкий также отметил, что непрерывные — из поколения в поколение — преследования наложили определенный строгий отпечаток на ментальность членов этой религиозной организации. (Как это произошло с русскими староверами.) Эта суровая серьезность сохраняется и сегодня, хотя иеговисты становятся все более открытыми обществу, государству, постепенно перестают воспринимать их как враждебную среду.
Член организации «Свидетели Иеговы» господин Равлюк С.Н. рассказал о своих скитаниях уже после ссылки, в которую его вывезли маленьким ребенком. Когда вернулся на Ивано-Франковщину, не смог получить ни прописки, ни работы. Куда не обращался, слышал только одно — оставить место пребывания в течение 24 часов. Пришлось ... возвращаться в Сибирь, хотя и там устроился на работу с большим трудом, а вскоре вновь оказался за тюремной решеткой и опять за религиозные убеждения. Это был «знаменитый» лагерь «Сосновка» в Мордовии, где отбывали срок диссиденты всех категорий, среди них такие люди, как Даниель, Синявский, священник Владимир Романюк (позднее патриарх УПЦ КП), а также будущий кардинал Украинской греко-католической церкви епископ Иосиф Слипый. Как известно, освобождения Иосифа Слипого требовал от Москвы весь мир. В конце концов Ватикан сумел договориться с Никитой Хрущевым и тот согласился выслать Слипого за границу. Господин Равлюк рассказывает, как однажды старого, больного, грязного, худого и небритого зэка отмыли, постригли и облачили в епископские ризы, положили к его бараку ковровые дорожки, а потом под руки провели иерарха к машине и повезли в аэропорт.
Закончу парафразой одного известного выражения: «Нам может не нравиться та или иная религия, та или иная церковь. Но все мы обязаны делать все возможное, чтобы ее члены свободно исповедовали свою веру в нашей стране».