В прошлое воскресенье в соборе св. Петра Ватикана состоялась торжественная инаугурация римского папы Бенедикта ХVI, на которой присутствовали сотни тысяч человек, в том числе многочисленные высокопоставленные политики. Украину представлял госсекретарь г-н Зинченко; приветствовать Папу-немца (это первый понтифик-немец на Римской кафедре почти за тысячелетие) прибыли президент Германии Хорст Келлер, канцлер Герхард Шредер и премьер-министр земли Бавария (родины Йозефа Ратцингера) Эдмунд Штойбер. На торжественной инаугурационной мессе Папы присутствовали также представители других христианских конфессий: духовный лидер Церкви Англии архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс, три православных митрополита Вселенского патриархата во главе с митрополитом Эфесским Хризостомосом, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и др.
Со дня избрания кардинала Йозефа Ратцингера мировая пресса занята его личностью, его здоровьем, его любимыми блюдами, а главное — его взглядами, от которых в значительной степени будет зависеть политика Ватикана. Так случилось, что в связи с 2000- летним юбилеем христианства кардинал Ратцингер издал, с благословения Папы Иоанна Павла II, декларацию «Господь Иисус» («Dominus Iesus»), в которой изложил свое видение роли католической церкви в современном мире. Ниже предлагаем любознательному читателю выдержки из этой известной в мире декларации, которая закрепила за ее автором репутацию непоколебимого консерватора, не желающего приспосабливать учение и жизнь Церкви к реалиям современности.
«Современное релятивистское убеждение в том, что то, что истинно для одних людей, не является таковым для других; радикальное противопоставление западного менталитета, основанного на логике, и восточного мышления; субъективизм тех, кто, считает разум единственным источником познания и «уже не дерзает искать истинный смысл существования», являются, к сожалению, характерными для нашего времени… Между тем, рассуждения об ограниченном, неполном и несовершенном характере Откровения Иисуса Христа, которое якобы является лишь дополнением к другим религиям, противоречат вероучению Церкви…
Католическая церковь не отвергает ничего из того, что истинно и свято в других религиях. Она с искренним уважением рассматривает те правила и учения, которые хотя и отличаются во многом от того, чего она придерживается и чему учит, приносят все же нередко луч истины, просвещающий всех людей…
Необходимо четко различать богословскую веру от верований, присущих другим религиям. Если вера — это принятие открытой в благодати истины, которое «позволяет нам проникнуть в смысл тайны и сделать ее доступной для интеллекта», верования иных религий, составляющих сокровищницу человеческой мудрости и духовности, созданы человеком и включены в его отношения с Божественным и Абсолютным… Поэтому II Ватиканский Собор, говоря об обычаях, обрядах и учениях других религий, отмечает, что он «хотя и отличаются во многом от того, чего Церковь придерживается и чему учит, приносят все же нередко луч Истины, просвещающий всех людей «… Открывая для себя и ценя вклад каждого народа, главным образом, в сокровищницу духовности, которую Бог даровал каждому народу, мы не можем отделить эти дары от Иисуса Христа, который стоит в центре Божьего плана спасения»…
Необходимо твердо верить в истину католического вероучения о единственности основанной им Церкви. Поскольку есть один Христос, то существует одно Тело Христово и одна Невеста Господня — «Единая Вселенская и Апостольская Церковь… II Ватиканский Собор стремился уравновесить два вероучительных высказывания: 1) Церковь Христова, несмотря на разделения, существующие между христианами, пребывает в полноте лишь в католической церкви и 2) «вне ее ограды также можно встретить множество крупиц святости и истины». Принимая это во внимание, необходимо утверждать, что «сила их исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена католической церкви»…
Таким образом, существует единственная Церковь Христова, пребывающая в католической церкви, руководимой преемником св. Петра и епископами, состоящими в общении с ним. Церкви, которые не пребывают в совершенном общении с католической церковью, но объединены с ней апостольской преемственностью и Таинством Евхаристии, являются подлинными поместными церквями (речь идет о православии. — К.Г. ). Церковь Христова пребывает и действует также и в этих церквях, даже если им не хватает полного общения с католической церковью и даже если они не принимают Учения о верховной власти, которой, по воле Божией, обладает епископ Рима, осуществляющий ее во всей Церкви…
Церковные общины (протестантские), не сохранившие подлинного Епископата, а также истинной и совершенной сущности таинства Евхаристии, не являются церквями в истинном значении этого слова. Тем не менее, люди, крещенные в таких общинах, объединены со Христом посредством крещения и пребывают в определенном, хотя и несовершенном, общении с Церковью. Ибо крещение само по себе способствует подлинной общности в Церкви… Недостаток единства христиан, безусловно, ранит Церковь; но не в том смысле, что она оказывается лишенной единства, а в том, что разделение препятствует совершенной реализации ее вселенскости в истории…
Не следует полагать, что Церковь (католическая церковь) — это лишь один из путей спасения среди тех, что указываются разными религиями, якобы дополняющими Церковь или равнозначными ей… Нельзя приписывать этим религиям божественное происхождение, спасительную силу и действенность. Более того, нельзя придавать значение другим обрядам, которые, будучи продиктованы суевериями и заблуждениями, препятствуют спасению…
Богу было угодно, дабы с пришествием Иисуса Христа основанная им Церковь была орудием спасения всего человечества. Эта истина веры не ослабляет искреннего уважения Церкви к другим религиям мира, но в то же время абсолютно исключает безразличное отношение, «характеризующееся религиозным релятивизмом, основывающимся на мнении, что «все верования хороши». Справедливо, что последователи иных религий могут стяжать Божественную благодать, но справедливо и то, что они пребывают в неизмеримо более ущербном положении в сравнении с теми, кто обретает полноту спасения в Церкви. Тем не менее, пусть все чада Церкви помнят о том, что они обязаны своим исключительным положением не своим собственным заслугам, а особой благодати Христовой. Если они не отвечают благодати Христовой мыслями, словом и делом, они не только не спасутся, но примут тягчайшее осуждение»…
Исполняя завет Господа и движимая любовью ко всем людям, Церковь возвещает и обязана непрестанно возвещать Христа, который есть «путь и истина и жизнь». Бог «хочет, чтобы все, люди спаслись и достигли познания истины». Спасение обретается в истине. И Церковь, которой была доверена истина, должна идти им навстречу, дабы принести им истину. Церковь должна быть миссионерской, т. к. она верит во вселенское Божие Предустановление — во спасение рода человеческого… Церковь, движимая милосердием, уважая свободу вероисповедания, должна, прежде всего, стремиться проповедовать всем истину, окончательно явленную Господом, а также провозглашать необходимость обращения к Иисусу Христу и наследию Церкви посредством крещения и других таинств, дабы они могли пребывать с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом…
Рассматривая вопрос об истинной вере, отцы II Ватиканского Собора учат: «Мы веруем, что единая истинная религия наличествует в католической и апостольской Церкви, которой Господь Иисус поручил задание распространять ее среди всех людей, говоря апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам».
Префект Конгрегации вероучения, кардинал Йозеф Ратцингер, 2000 год.
P.S. Как видим, декларация Конгрегации вероучения в качестве истинной и спасительной Церкви Христовой фактически признает только одну — католическую церковь, чем навлекла на себя много упреков со стороны деятелей экуменического движения. Можно, однако, с уверенностью утверждать, что все остальные христианские и нехристианские церкви мира, большие и малые, признанные и непризнанные, древние и возникшие сегодня, исповедуют тот же постулат — считают только себя действительно благодатными и спасительными. Иначе они не были бы церквями.