Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рисуем математику!

В Вальдорфских школах все уроки преподаются одновременно
18 сентября, 2006 - 20:39
НЕТ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ — ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТАК ЖЕ ВАЖНО, КАК И МАТЕМАТИКА / ИГРА НА ФЛЕЙТЕ В ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛАХ ПРЕПОДАЕТСЯ С ПЕРВОГО КЛАССА И В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ

То, что далеко не все наши дети не любят посещать школу, — факт совершившийся. Длительное сидение за партами, большое количество учеников в городских школах и свойственный им шум- гам утомляют, а недостаточное вниманиe со стороны учителя может охладить самые прекрасные стремления детей к знаниям. Немецкий педагог Рудольф Штайнер решил подойти к обучению по- другому: подстроить учебный процесс под особенности развития ребенка, а не наоборот. То есть, если шестилетний ребенок может напрягать внимание только 10 минут, то не надо, считает Р. Штайнер, заставлять его сидеть молча на уроке 35 минут.

... В 1919 году Рудольф Штайнер организовал в Штутгарте первую Вальдорфскую (штайнерскую) школу, которая по системе преподавания и воспитания кардинально отличалась от обычной немецкой школы (термин «Вальдорфская» пошел от названия табачной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой Штайнер и организовал первую школу). С тех пор в течение почти 80 лет в мире открылось около тысячи таких школ. Особенно они распространены в самой Германии, Нидерландах, США (в Украине есть в Одессе, Днепропетровске, Донецке, Киеве и еще нескольких городах). Чем же Вальдорфские школы такие необычные?

Мы имеем возможность ознакомиться с альтернативной системой образования в частной киевской Вальдорфской школе «Михаил», которая получила лицензию Министерства образования и науки три года назад и по существу является экспериментом по адаптации этой системы образования к отечественному среднему образованию.

ЗАЧЕМ КАНИКУЛЫ?

Обязательный набор школьных предметов первоклассников- «вальдорфцев» — цветные мелки (рука ребенка в это время полностью не готова пользоваться ручкой, считает основатель школы), несколько специальных больших тетрадей, а с октября — флейта. В процессе обучения родители докупают другие необходимые школьные принадлежности.

Ежедневно первый урок длится ...два часа! Это — эпохальный урок. Речь идет о том, что такие предметы, как математика, украинский, английский языки преподаются ежедневно в одно и то же время. В течение урока дети сидят за партами максимум 35 минут. Остальное время отдается подвижным играм, но таким, которые бы также способствовали усвоению математики, игре на флейте (с первого класса флейта обязательна для всех, потому что развивает музыкальный слух и хорошо влияет на органы дыхания), и, как правило, в конце урока — прослушивание поучительного рассказа, сказки, библейской притчи и тому подобное.

Директор этой школы Сергей Щербина подсчитал, что в течение двухчасового урока дети меняют свою деятельность 8—9 раз: пишут, играют, слушают, поют... После напряжения (интеллектуального, эмоционального или волевого) идет так называемый отдых, «так называемый» — потому что он является только сменой деятельности, потом опять напряжение, опять отдых. То есть — «вдох-выдох», «вдох-выдох». В результате такого обучения дети вообще не устают. Подойдите к дверям первого класса этой школы около 14.00 и послушайте, что там происходит. Учитель: «Закрываем тетради и продолжим урок завтра...». Дети: «Нет!!!»

Вальдорфскую школу можно смело назвать школой семейной. Праздники — обязательная составляющая обучения. И не может быть такого, чтобы ребенок самостоятельно готовился к школьному празднику: родители всегда в курсе всех событий, происходящих в школе, и чем могут, тем помогают. Много времени отдается экскурсиям, особенно в июне (дети учатся до середины этого месяца и не хотят идти на каникулы), также практикуются турпоходы с ночевкой.

ВСЕ ПРЕДМЕТЫ — ВАЖНЫ

Как правило, в обычной школе (особенно в старших классах) есть «важные» предметы — математика, физика, иностранные языки, и «второстепенные» — пение, физкультура, рисование, трудовое обучение. В Вальдорфской школе важными являются все предметы, а художественный блок (рисование, вязание, лепка, музыкальные занятия) занимает значительную часть. Более того, изучение всех предметов объединяется в одно целое. Дело в том, что благодаря рисованию или лепке у ребенка хорошо развиваются волевые качества — те, которые позже помогают при решении задач по математике или физике. Искусство — лучший способ добиться результата, ведь час назад этот белый листок бумаги был пустой, глиняная фигурка была только куском глины, шерстяной плетеный кусочек — ниткой, а теперь — это творение ребенка! И для развития самооценки, творческого мышления, а особенно силы воли это имеет намного большее значение, чем заставлять его почтительно сидеть 35 минут, считают в Вальдорфских школах. Кстати, все материалы, которые используются в школе, — исключительно из натурального сырья.

ИСТОРИЯ ПО ГЕРОДОТУ

Дети Вальдорфской школы не знают оценивания, и они не пользуются обычными школьными учебниками. Учебники детей — это их тетради, все, что они сами туда запишут. Дети, конечно, пользуются задачниками или справочниками, но учебный предмет учителя преподают по первоисточникам. Например, о Древней Скифии ученики будут знать не благодаря перечитыванию определенного параграфа в учебнике истории, а по первоисточнику — знаменитой «Истории» Геродота.

Сергей Щербина, как и все преподаватели школы, прошел практику в таких же школах Европы (Германия, Швейцария, Нидерланды) и рассказал «Дню», каким образом ученики 9-го класса изучают там Немецкую революцию 1919 года. У каждого ученика есть раздаточный материал — несколько фотографий людей, которые жили в то время (студента, офицера кайзеровской армии, буржуа, рабочего и др. персонажей). Задание формулируется так: в форме письма, сценки и тому подобное показать отношение каждого человека к революции в Берлине. Урок превращается в зрелище: детям интересно, а также они развивают актерские и литературные способности.

ОБЩЕСТВО «ИСПОЛНИТЕЛЕЙ» ОТХОДИТ В ПРОШЛОЕ

Таким образом, мы подошли к тому, в чем упрекают эту систему противники вальдорфского образования: легко ли ребенку, который не знает, что такое грубость учителя, который научился говорить то, что думает, и судит о явлениях по результатам своей работы, приспособиться «к нашей жизни». К счастью, современное рыночное общество все меньше нуждается «в исполнителях», желающих прийти «на все готовое». Как раз наоборот: любая сфера деятельности нуждается в талантливых организаторах работы, инициативных менеджерах, творческих руководителях — так называемых креативщиках — людей, которые будут требовать создавать что-то новое, оригинальное, то, чего еще не было до них, и эта потребность очень актуальна. Поэтому получается, что проблема — надумана.

Как правило, в Украине Вальдорфские школы финансируют родители (в Германии на 75% — государство). В нашем обществе распространено мнение, что в частные школы детей отдают богатые родители, а если они — богатые, то пусть сами и оплачивают. Однако это не так. В киевских Вальдорфских школах учится добрая треть детей, родителям которых разрешили «гибкую систему оплаты», часто — в убыток школе, часто — символическую (для многодетных семей).

О ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИИ

У каждого из родителей, которые отдали ребенка в эту школу, свои мотивы. Кто-то хочет, чтобы ребенок проявил свои таланты, кто-то — чтобы получал больше внимания от учителя, кто-то говорит, что в обычной школе его ребенка будут обижать...

Но родители, которые отдают ребенка в Вальдорфскую школу, должны быть готовы к тому, что после такого экспериментального обучения их ребенку трудно будет приспосабливаться к обучению в обычной школе (если возникнет такая необходимость). За годы деятельности школы «Михаил» такие случаи были. Директор рассказал «Дню», что одна семья переехала в Днепропетровск, и родители были вынуждены искать ребенку такую же школу... Другая семья просто сменила местожительство, и родителям пришлось возить школьника в старую школу, в другой район.

Кроме того, неизвестно, как выпускники альтернативных школ будут чувствовать себя в отечественных вузах — ведь школе еще только восемь лет, и ни один класс еще не выпустился. И все же прежде всего к необычности ребенка- «вальдорфца» должны быть готовыми... его родители. Именно они должны взвесить все «за» и «против», прежде чем предложить вместо хорошо проверенной на себе государственной школе эксперимент наподобие Вальдорфской.

Оксана МИКОЛЮК, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ