Строительство метрополитена — одна из самых перспективных и самых проблемных сфер развития городов. Сегодня наличием такой «перспективной проблемы» могут похвастаться всего четыре украинских города — Киев, Харьков, Днепропетровск и Донецк, причем в Днепропетровске метрополитен — самый короткий по протяженности в мире, а в Донецке он до сих пор не открылся, «замерзнув» на десять лет в стадии строительства. Наиболее успешным является столичный метрополитен — и рабочий, и красивый, и развивающийся.
Он входит в десятку европейских столиц по количеству линий и станций — 3 и 44, кроме того, насчитывает 113 эскалаторов и более 58 километров путей. Пропускная способность — 42 поезда в час, пассажирооборот — 1млн. 700 тысяч человек в сутки. Все эти достижения киевские власти рассчитывают в ближайшее время приумножить — уже 8 марта будет открыта новая станция «Вырлица». А к 2020 году станций станет уже 108, веток — 5, пересадочных узлов — 10, совокупная длина всех линий — 141,1 километра, то есть 50 километров на миллион населения. Для сравнения — сегодня на миллион киевлян приходится всего 21 километр метрополитена, в то время как на москвича — больше 30. Предполагаемые темпы строительства новых линий метрополитена — от 1,9 до 4,3 километра в год.
На прошлой неделе ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» передал представителям Киевской городской администрации и Киевского метрополитена поезд для столичного метро собственного производства. Он состоит из пяти вагонов: двух головных и трех промежуточных. Все они отечественного проектирования и сборки. Новые вагоны отличаются от прежних интерьером: вагоны обтекаемые и гладкие, а также оснащены двойными шумоизолирующими стеклопакетами. Двери также будут раздвигаться бесшумно и выезжать по внешней стороне вагона, как в автобусе. Кроме того, в каждом вагоне нового поезда установлены кондиционеры. Новый поезд в течение трех-четырех месяцев будет проходить испытания в электродепо «Дарница» и «Оболонь». После его завершения и изучения первых результатов эксплуатации полтавские вагоностроители будут готовы выполнять серийные заказы метрополитена.
Строительство одного поезда метро, как сообщили «Дню» в пресс-службе Киевского метрополитена, сегодня стоит 27,68 миллиона гривен, промежуточного вагона — 2,61 миллиона гривен, головного — 3, 05 миллиона гривен. Словом, дело не дешевое. Не говоря уже о строительстве метрополитена. Так, второй выход на станции «Лесная» обошелся в 10 миллионов гривен, а вот запланированный на ближайшие годы второй выход на принимающей гостей Киева «Вокзальной» и вовсе будет стоить 130 миллионов гривен. Цена введения в действие новой станции «Вырлица» — 15 миллионов гривен, а многострадальной «Львивськой брамы» — 140 миллионов. Стоимость строительства одного километра метро глубокого залегания в Киеве составляет 25—30 млн. долларов, а неглубокого — до 20 млн. долларов. Так, например, участок от станции «Харьковской» до станции «Бориспольская», протяженностью 3,3 километра будет стоить 667,3 миллиона гривен. Правда, «Метрострой» утверждает, что такая же работа в Москве стоит в два раза дороже, а в Европе или США — и того больше. Общая сумма капиталовложений в строительство метро на 2004—2010 года составляет 4231,8 миллиона гривен. Эти деньги выделаются частично из городского, частично — из государственного бюджета.
При этом в «Киевметрострое» утверждают, что средств катастрофически не хватает. «Заказчик постоянно остается должен по 15— 30 миллионов гривен, — рассказывали «Дню» в пресс-службе предприятия. — Работаем на оборудовании времен СССР, 70% которого изношено. Не удается поднять рентабельность до такого уровня, чтобы обновить технику, а совсем уж необходимые новинки покупаем в кредит».
Вторая проблема — геологическая. В Киеве, по сравнению с другими городами СНГ, где строится метрополитен, наиболее неблагоприятные гидро-геологические условия. С 15—20 метров начинаются плавуны (жидкая смесь песка с водой). Строителям приходится применять спецметоды — замораживание, кессон, химическое закрепление грунтов. Возможно, именно киевские грунты в «содружестве» с морозами стали причиной недавней аварии на строящейся станции «Демиевская». На прошлой неделе по непонятным причинам стена будущего туннеля метро разлетелась на части, а в образовавшуюся бездну рухнул подъемный кран с крановщиком. В результате пострадала не только будущая станция метро, но и жители Голосеевского района, которые остались без воды, канализации, тепла, телефона, кабельного телевиденья и интернета. Одна из версий случившегося — произошло промерзание грунта и взрыв воды в закрытой емкости.
6 ноября 2005 году исполнилось 45 лет с дня запуска первого участка Киевского метрополитена. Впрочем, метрополитен в Киеве мог появиться еще раньше. В 1884 году в Городской думе долго обсуждалась идея об участке железной дороги в тоннеле, которая в конце концов была отклонена. Позже идея построить в Киеве метро возникла у гетмана Украинской державы Павла Скоропадского, который хотел превратить Зверинец (исторический район в центре города) в лучший район Киева: построить здесь правительственный центр с гетманским дворцом, разместить учреждения и институты Академии наук, устроить оборудованный по последнему слову техники центральный рынок и создать соответствующее транспортное сообщение, в том числе и подземное. По известным историческим причинам этим радужным перспективам не суждено было осуществиться. Прошло почти 20 лет, когда планы о метро в Киеве стали приобретать определенную реальность. 9 июля 1936 года президиум Киевского городского совета рассмотрел дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова «Проект Киевского метрополитена». В протоколе отмечалось, что автор «удачно подошел к разрешению одного из вопросов реконструкции г. Киева и устройства внутригородского транспорта, а также удачно разработал отдельные практические вопросы схемы метрополитена». За этот проект инженер получил от города премию в 1000 рублей. Распространились слухи о скором строительстве метро и в Киев стали приходить письма от специалистов горно-шахтного дела с предложениями своих услуг. Горсовет до времени отвечал отрицательно, но в 1938-м начались подготовительные работы, которые прервала Великая Отечественная война. Только в августе 1949 года управлением «Киевметрострой» в столице начато строительство метрополитена. Первый участок Святошинско-Броварской линии протяженностью 5,2 км от станции «Вокзальная» до станции «Днепр» вступил в строй, как уже упоминалось, 6 ноября 1960 года.
Дата рождения столичного метрополитена — 6 ноября 1960 года, но он мог появиться еще в 1884
Сегодня метрополитен есть в четырех украинских городах — Киеве, Харькове, Днепропетровске и Донецке. Правда, в шахтерской столице он так и не открылся
Киевский метрополитен входит в десятку европейских столиц по количеству линий и станций — 3 и 44
Цена вопроса. Почему стоимость строительства одного километра метро колеблется от 14 и до 25—30 млн. долларов?