Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рынок труда: закарпатский рецепт

12 февраля, 2002 - 00:00


Что определяет уровень и качество жизни населения? Факторов, конечно, найдется немало как объективных, так и субъективных. Однако никакой разговор об экономическом росте не может претендовать на серьезно обоснованный, если он будет обходить вопрос производственной занятости населения. А это между тем один из главных инструментов разрешения экономических и социальных проблем. С чем ныне согласовывается политика активной занятости населения в Закарпатской области? На что она нацелена? На чем основывается? О главных концептуальных положениях программы занятости населения области на 2002 г., а также о том, что происходило в этой сфере в прошлому году — в беседе с первым заместителем председателя облгосадминистрации, секретарем обкома СДПУ(о) Иваном Ризаком.

— В первую очередь, — заметил Иван Ризак, — вопросы, на решение которых направлена программа, согласовываются с приоритетами и темпами социально-экономического развития края. Ее цель — стабилизировать экономику, широко проводить инвестиционную политику, использовать природные ресурсы, туристические и рекреационные, лечебно-оздоровительные возможности. Кроме вышесказанного, программа направлена на высвобождение излишней рабочей силы, ее перераспределение в сфере приоритетного развития. Она должна обеспечить снижение уровня безработицы, привлечь безработных к общественно полезной деятельности, а также предоставить каждому, кто желает трудиться, возможность трудоустроиться или же заниматься предпринимательской деятельностью, социально защитить малообеспеченных.

— Закарпатский региональный рынок труда — довольно специфическая сфера. На ее развитие влияет несколько факторов, которые заметно выделяют область среди других: принадлежность к густонаселенным, трудонасыщенным территориям, экстремальные условия развития, т.е. малоземелье, гористость, что делает невозможным широкое ведение сельскохозяйственных работ. Так что можно сказать о тех, кто ныне относится к категории трудоспособных?

— Если говорить именно о трудоспособном населении, то ныне его численность достигает 735 тыс. человек. Цифра как таковая, конечно, свидетельствует только о количественной стороне и отнюдь не характеризует, так сказать, качественные «течения» внутри нее, а они, между прочим, очень интересны и ярко подтверждают все вышеназванные особенности закарпатского рынка труда.

Во-первых, численность людей, занятых в различных отраслях экономики, сократилась. Вместе с тем с 68 тыс. в 2000 г. до 73 тыс. в 2001 г. увеличилась их численность в сферах, которые только начинают развиваться и становиться на ноги: малый и средний бизнес, фермерство, зеленый туризм, служение в религиозных образованиях и даже в таком абсолютно новом для нас виде трудовой деятельности, как наем отдельными гражданами.

Во-вторых, с одной стороны, цифры, которые характеризуют незанятость трудоспособного населения, свидетельствуют о негативной тенденции его роста, с другой — обследования сельских населенных пунктов показывают, что подавляющее большинство незанятых граждан является экономически активным...

— Хотелось бы более конкретнее об этой категории населения, ибо, если откровенно, то и само определение для многих граждан не несет какой-то нагрузки. Позволю себе объяснить читателям, что в Закарпатской области экономически активные жители получают прибыль за счет выращивания фруктов, овощей, табака, сбора ягод, грибов, изготовления сувениров, лозоплетения и др. Такой вид трудовой деятельности можно отнести к источникам разрешения проблем безработицы?

— Бесспорно. Вышеназванные виды деятельности обусловливают улучшение ситуации, поэтому программа и нацелена на содействие самозанятости населения: сформирован банк данных самозанятых граждан, экономически активных жителей области, продолжается расширение сферы быта и сервисного обслуживания населения в сельской местности, создаются около 65 пунктов заготовки молока и сельскохозяйственной продукции, 23 пункта искусственного осеменения крупного рогатого скота, 22 пункта приема грибов, дикорастущих плодов и ягод, заключаются договоры на выращивание табака, обустраивается территория с целью развития сельского туризма и т. п. Мероприятий, как видим, достаточно. Однако поддержка самозанятости не является панацеей для разрешения проблем трудоустройства. Восстановление рабочих мест и создание новых должно происходить (а так оно и есть) параллельно с улучшением общеэкономической ситуации в области.

— Так ли оно на самом деле?

— Без этого невозможно. Увеличение объемов производства, активизация инвестиционной деятельности обусловили создание, например, только за 10 месяцев прошлого года 9170 новых рабочих мест. Это на 32% больше, чем за весь 2000 г. (около семи тысяч). Толчком к активизации разрешения проблем безработицы стало, безусловно, введение специального режима инвестиционной деятельности в области. Более благоприятные экономические условия для развития предпринимательства и хозяйственной деятельности оговорили 24 разрабатываемых проекта по созданию новых производств и 24 — по реконструкции и модернизации действующих. Возможности туристическо- рекреационной сферы также помогут решить проблемы безработицы: эффективное и полноценное использование лечебно-оздоровительных комплексов, санаториев и баз отдыха могли бы обеспечить население и рекреационными услугами, и рабочими местами.

— Вернемся, пожалуйста, еще к сельским населенным пунктам. Несмотря на то, что область считается малоземельной, в сельском хозяйстве — в новых агрообразованиях, крестьянских хозяйствах, частных предприятиях, акционерных обществах с ограниченной ответственностью — работают люди.

— ... более 20700 человек. И еще почти 30 тыс. ведут подсобное хозяйство.

— Насколько мне известно, 90% валовой продукции производится именно в собственных подсобных хозяйствах, которые, как не трудно сделать вывод, являются основной сферой трудовой деятельности и источником прибылей сельских жителей. Однако ведется такое хозяйство без юридической легализации. Будет ли что-то меняться в этом направлении?

— И уже в ближайшее время. Правда, при условии приложения усилий со стороны власти. Среди самых первых: законодательное урегулирование вопроса о признании занятыми тех граждан, которые получили земельные и имущественные паи в натуре и заняты в своих подсобных хозяйствах; научно-теоретическое обоснование ведения хозяйства, облегчение доступа крестьян к кредитным ресурсам, развитие рынка сбыта сельскохозяйственной продукции и др.

— Выделять сельское хозяйство и концентрировать усилие только на трудоустройстве в его структурах было бы, конечно, неразумно. Ныне речь идет и о том, что рост объемов производства в промышленности остановит процесс высвобождения работников, более того, приведет к увеличению их количества. Какие шаги навстречу этому будет делать областное руководство?

— Программой занятости населения в прошлом году (впрочем, как и в текущем) предусмотрены меры по перепрофилированию и модернизации устарелых производств, созданию новых рабочих мест, перераспределению рабочего времени и организации труда, развитию нетрадиционных (неполной, временной), а также гибких форм занятости, поскольку это создает условия для увеличения количества занятых. Напомню об общеизвестной, но в то же время и общезабытой неспособности значительной части предприятий функционировать на основе принципов рыночной экономики. Моральная и физическая изношенность технологического оборудования, разлад структуры финансового состояния, даже внешнее оформление продукции (т. н. товарный вид), изготовленной на предприятиях области, не могут не сказываться на проблемах рынка труда. Подобные предприятия являются своеобразными «претендентами» на банкротство, а следовательно, выталкивателями на улицы еще несколько сотен или даже тысяч рабочих.

— Возможно, мое отступление будет некоторым отклонением от заранее определенной темы, но о неуместности его, думаю, говорить не придется. Все вышесказанное вами лишний раз подтверждает обоснованную обеспокоенность объединенных социал-демократов, которые образовали «Комитет-2005», цель которого — именно привлечение внимания к проблемам износа инфраструктуры народного хозяйства как можно большего количества простых граждан, руководителей предприятий, представителей власти и органов местного самоуправления.

— Да, тема больная и требует скорейшего решения. Если же говорить конкретно об областной программе занятости населения, то в этом плане она предусматривает создание условий для обновления старой и формирования новой инфраструктуры, в том числе и аграрного рынка.

— Данные статистических управлений об уровне безработицы обычно, мягко говоря, условны и приблизительны. Т.е. мы говорим о фиксированном рынке труда. Но ведь есть еще другая сторона медали. К примеру, Закарпатская область — одна из тех, для которой трудовая миграция является частью общественного уклада. Отражено ли это в программе?

— Безусловно. Как выяснилось после проведенных обследований, в 33 населенных пунктах 9 районов с самым высоким уровнем трудовой миграции, в нее вовлечены более 18% жителей. Пытаемся поставить процесс на, как говорят, прогрессивную колею. И все было бы хорошо, если бы не одна «мелочь». Значительная часть из них (и точные данные здесь трудно определить) устраивается на работу нелегально: через посредников или же самостоятельно. Первый и самый главный минус подобной трудовой миграции — это то, что граждане сами себя лишают социальной защиты, делают невозможным контроль условий труда, оплату его, режим работы и прочее.

— Вы коснулись социальной защиты, итак, несколько слов, пожалуйста, о трудоустройстве наиболее уязвимых слоев населения — женщин, молодежи, инвалидов, одиноких матерей, единственных кормильцев семьи, безработных, которые длительное время остаются без работы.

— Эти категории населения необходимо надежно защитить законом. И по нашей программе они должны иметь приоритетное право найма на работу, в т.ч. и путем предоставления работодателям отдельных налоговых и кредитных льгот. В области разработаны и осуществляются специальные программы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости этих категорий населения. К сожалению, они еще не дают ожидаемого эффекта: например, трудоустройство молодежи в 2001 г. составило только 21,3%. Среди женщин этот показатель еще ниже — 14,4%.

— И какие трудности?

— О, их достаточно. Однако я бы выделил ощутимое психологическое сопротивление работодателей: они отказываются от услуг молодых, объясняя это отсутствием у юношей и девушек производственного опыта. Со своей стороны, молодежь после посещения предприятий остается недовольной условиями труда, заработной платой, поэтому желает трудоустраиваться самостоятельно или не работать вообще. Бесспорно, такое положение вещей не может удовлетворять, поэтому программой занятости населения на 2002 г. предусмотрен пакет мер, направленных на значительное улучшение данного положения. Это и организация временной занятости молодежи и подростков во время каникул, заключение договоров с работодателями для того, чтобы направить на дополнительные рабочие места, созданные за счет дотаций, молодых людей и женщин, создание различных центров труда, государственных коммунальных предприятий с целью первоочередного предоставления рабочих мест выпускникам общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ и многое другое.

— Два разнополюсных взгляда существуют пока что на такой вид трудовой деятельности, как оплачиваемые общественные работы. Доводов «за» и «против» они имеют почти одинаковое количество. Но, по-моему, их ни в коем случае не нужно сбрасывать со счетов. Какая у вас позиция относительно этого?

— Даже временность подобного трудоустройства не делает его менее необходимым. Развитие транспортной инфраструктуры и жилищного строительства, благоустройство населенных пунктов, организация сезонных сельскохозяйственных работ, оказание помощи людям преклонного возраста, инвалидам, ветеранам войны и труда — согласитесь, это решение, кроме вопроса трудоустройства (а в 2002 г. планируется обеспечить этим видом трудовой деятельности более 5 тыс. человек), и других важных общественных проблем.

— Как и каждая программа, а тем более такого масштаба и значения, программа занятости нуждается в финансовом обеспечении. За счет чего?

— В первую очередь, благодаря инвестициям, которых в экономику области поступит на общую сумму 45 млн. дол., далее — средств местных бюджетов, малого и среднего бизнеса, Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и др.

Безусловно, сосредоточиться на всех аспектах проблемы трудоустройства в одной беседе невозможно. Однако определенные моменты, думаю, дали представление о программе занятости населения Закарпатской области и укрепляют надежду, что положительные тенденции, которые не только наметились, но и набирают обороты, будут развиваться и крепнуть.

Анна ВАЛЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ