Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

С микрофоном и без портфеля

22 сентября, 2000 - 00:00

Фестиваль «Рок-экзистенция- 2000», который состоялся в
прошлый уик-энд, оставил после себя несколько риторических вопросов. Вопросы
возникали спонтанно, на протяжении всех трех дней фестиваля и, в зависимости
от своей глобальности, сопровождали тебя в твоих непрерывных странствиях
по коридорному кишечнику ДК КПИ (тактичные галичане не совсем украинскую
абревиатуру расшифровывали как «дім культури»). Риторичность вопросов,
тем не менее, вынуждала тебя каждый раз обращаться просто в пустоту (к
самому себе): много ли это — три тысячи зрителей ежедневно на авторитетном
отечественном рок-фестивале и насколько экзистенциально оправданной в этом
контексте является деятельность организаторов из «Арт-Велеса»; появилось
ли на этом действе хотя бы несколько новых лиц со времен последней «экзистенции»
и где они — эти лица; и вообще — углубляясь в тему — стоит ли смешивать
тяжелые алкогольные напитки, и если да, то в какой пропорции?

Известный скульптор Петр Старух, который ежедневно появлялся
ниоткуда и исчезал в никуда, в определенный момент откровенно признался,
что лично он приходит сюда ежедневно после каких-то официальных встреч,
поскольку вокруг все свои, а сам фестиваль напоминает большой остров. Все
действительно смахивало на послереволюционную Кубу, остров свободы, до
краев забитый тинэйджерами с глазами цвета украинской психоделии, с непостижимым
количеством участников, которые перманентно менялись местами, ролями, инструментами
и папиросами, под руководством команданте Вовкуна (директора «Арт-Велеса»)
и полевого режиссера Тараса Грималюка (главного продюсера), которые до
конца фестиваля так и не вырвались из цепких объятия молодых музыкантов
и старых алкоголиков.

Таким же риторическим для кого-то останется вопрос о целесообразности
и эффективности активной национальной ориентации фестиваля, поскольку,
несмотря на присутствие украиноязычного репертуара, больно было слышать,
как ломают привычные лексические конструкции и зубные пломбы последователи
отечественного рок-н-рола, преимущественно из юго-восточных регионов республики,
спазматически пытаясь заполнить вынужденные паузы между композициями. Впрочем,
критические замечания меньше всего касались музыки, поскольку в чем «Рок-экзистенции»
нельзя отказать, так это в умении даже при таких сумеречных условиях функционирования
в Украине альтернативной музыки отбирать из ее довольно жиденьких рядов
качественные образцы и периодически демонстрировать их народу, даже если
он, народ, к этому особенно не стремится.

Я соглашаюсь с большинством своих знакомых и малознакомых
людей, встреченных мною в эти дни в ДК КПИ, которые утверждают, что «Рок-экзистенция»
на сегодня это нечто большее, чем просто фестиваль качественной национальной
альтернативы, я даже соглашаюсь с сомнительной метафорой об островном статусе
«экзистенции». Однако не могу избавиться от мысли, что существование такого
острова должно предусматривать присутствие вокруг него, кроме водных просторов
и массивов, еще определенного количества территорий-сателлитов большего
или меньшего размера, в соответствии с которыми и формировалась бы внешняя
и внутренняя политика аборигенов. Наоборот, в ситуации, когда окружающее
аудиопространство (вообще пространство) заполнено стилевыми помоями производства
РФ, весь пафос и эстетическая направленность «Рок-экзистенции» просто сводятся
на нет, поскольку в этом случае всякая альтернатива теряет свое первичное
значение и мотивацию к дальнейшему противостоянию.

Но шоу, как и утверждал в своей предвыборной программе
президент, должно продолжаться, и вряд ли кто-то сможет сказать, что нынешний
фестиваль хуже предыдущего, что «Мертвий півень» не достойно заменил в
роли хед- лайнеров этого действа разбомбленный натовцами «Лайбах» и что
брит-поп несовместим с украинской поэзией. Поэтому, собрав в кучу все свои
рукописи, ты мог спокойно покинуть фестивальное помещение, минуя друзей
и знакомых, минуя литературную семью Брыныхов (с детьми), минуя обремененных
эйфорией и допингом музыкантов группы «Вій» (без детей), минуя охранников,
которые никак не могут вычислить — откуда именно тянется этот сладкий запах
конопли (сорри, запах свободы). И уже на выходе, среди ночного гвалта,
услышать, как вставляет окружающих, зачитывая что-то из «нового» Юрий Покальчук
— с микрофоном и без чиновничьего портфеля. И, задержавшись еще на несколько
минут, услышать Паковое: «Зніміть свої слухавки — може, почуєте якусь правду».
Но микрофон неудачно вырывается из своего гнезда, и старый поэт кричит
в пустоту, оставляя в ней только упомянутые и не упомянутые выше вопросы.
Как правило, экзистенциального характера.

КСТАТИ

Первое появление «Рок-экзистенции» на небосклоне фестивалей
было в 1996 году. Фестиваль проходил параллельно (как и в 1997 году) с
выставкой музыкальных инструментов и аудио-, видеоаппаратуры. В 1998 году
был выпущен компакт-диск с лучшими произведениями «Рок-экзистенции-97»,
а в 1999 году по содействию организационного комитета фестиваля состоялся
рок-концерт. Наконец, в 2000 году, перед нами предстает возрожденная «Рок-экзистенция»,
на которой выступали уже известные («Плач Єремії», «Кому вниз», «The Вйо»,
«Мандри», «Мертвий півень») и не очень известные группы из Киева и других
городов Украины, в частности из Херсона, Житомира, Львова, Тернополя, Донецка.

Можно было услышать все: от классического рока, панка до
модного рока новой волны и альтернативной музыки. Не менее интересными,
чем выступления известных групп, были молодые исполнители, такие как «Крихітка
Цахес», «Друга ріка», «Фактично самі», «Мотор’ролла», «Лос-Динамос». А
что касается перспектив, то, как сказал ведущий фестиваля Сашко Положинский,
«Рок-экзистенция» будет проводиться каждый год, или раз в два года, традиционно
— как выйдет».

Нина БАСАЛКЕВИЧ

P.S. Завтра в 18.00 в «Зеленом театре» Гидропарка начнется
рок-марафон «Альтернатива — детям улицы» при поддержке благотворительного
фонда «Мы верим Богу». В нем примут участие группы «Армада», «Hamlet»,
«Беz імені», «Back Door», «Інкогніто» и другие.

Сергей ЖАДАН  ФОТО ДМИТРИЯ НИКОНОРОВА  ОДНА ИЗ УЧАСТНИЦ НЫНЕШНЕЙ «РОК-ЭКЗИСТЕНЦИИ» — ГРУППА «АРМАДА»  Фестиваль «Рок-экзистенция- 2000», который состоялся в прошлый уик-энд, оставил после себя несколько риторичес
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ