Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

С родительской помощью

Как подготовить ребенка к Новой украинской школе (и нужно ли это вообще)
30 мая, 2019 - 10:45
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«Уважаемые родители! Возник вопрос относительно Новой украинской школы в детском садике. Кого уже перевели и сколько стоили тетради для родителей, ребенка, воспитателя? Где заказывали?» — этот вопрос поставил к участникам фейсбук-групи «Родители SOS» один из небезразличных папочек.

Удивило, что НУШ каким-то образом проникла в детские садики, ведь это образовательная реформа, которая касается прежде всего школ. Второй год в Украине внедряют Новую украинскую школу, в 2018 году до реформы  приобщилось 200 учебных заведений в качестве пилотного эксперимента, теперь это общеобязательная новация для всех заведений среднего образования — никоим образом не дошкольной.

К тому же, после новых правил приема к первому классу, когда Министерство образования упразднило тесты, конкурсы и любые другие формы отбора детей, нет острой потребности в том, чтобы будущий школьник еще до 1 сентября знал буквы, умел считать, читать и писать. Если у родителей и ребенка есть такое общее желание — пожалуйста. Впрочем, теперь это не обязательное условие вступления в школу.

Кое-кто из родителей рассказывал, что через эту новацию в детсадах отказались учить с детьми буквы и цифры, зато рисуют в тетрадях с шаблонами петриковской росписи. Тоже готовят руку к письму, только в другой форме.

Поэтому вопрос небезразличного папочки относительно НУШ в детсадах и необходимости покупать для этого тетради, напоминает о ситуации, которая складывалась годами и создала целый рынок предоставления услуг по подготовке к школе. Но нужна ли она именно для НУШ?

НУЛЕВОЙ ГОД

Чтобы разобраться с этим, пользователи соцмереж посоветовали папочке подать письменный запрос к заведующему детсада и районного управления образования относительно учебного плана и образовательной программы. Гарантировали, что по получении ответов все вопросы относительно «приобретения литературы для НУШ» отпадут.

Возможно, образовательные изменения нужны в детсадах так же, как и в школе, в частности в старшей группе, после которой детвора идет к первому классу. Но теперь не существует официальных рекомендаций или разъяснений от Министерства образования и науки, какими цепочками связать последний год пребывания в детсаде со школой.

Вместе с этим по образовательному законодательству дошкольное образование обязательно перед вступлением в заведение среднего образования. То есть один год перед первым классом ребенок должен посещать детсад, учиться дома или на специальных курсах.

«Эта норма появилась, когда Дмитрий Табачник (министр образования и науки в правительстве Николая Азарова. — Авт.) хотел угодить европейским коллегам и показать, что у нас 12 лет учеба. Только они решили прибавить двенадцатый год не в старших классах, а в дошкольном образовании. В том никто ничего плохого не увидел, это ничего особенно не изменило, но можно было сказать, что у нас есть что-то наподобие нулевого класса. Вместе с тем не было никаких деклараций, что у нас именно 12-летняя образование», — отметила Елена БОНДАРЕНКО, сопредседатель общественной организации «Родители SOS».

«РАНЬШЕ РЫНОК БЫЛ «ЗАТОЧЕН» ПОД ШКОЛУ»

Такая неопределенность только содействовала развитию разных кружков, которые готовили дошкольников к школе. Изменить эту традицию теперь не так просто.

«При этом родители не понимают, что должен уметь ребенок, — отмечает Елена Бондаренко. — Кроме того, у нас был конкурсный отбор, что стимулировало родителей учить ребенка потому, почему ее научат в  школе. Когда нет такого отбора как критерия, то у родителей уже нет стимула лишний раз куда-то вести детей и учить их. Поскольку все было заточено под школу, то детей учили читати-писати. Я думаю, что впоследствии родители будут переориентироваться на эмоциональное развитие ребенка, будут учить ее общаться, договариваться, играться, а это решит половину проблем в школе. На это просто нужно время».

Время понадобится и для переориентации рынка, чтобы учить детей почему-то другому, а не классической писанині-читанині. Кстати, как только стартовала Новая украинская школа, на пособиях, тетрадях и другой печатной продукции для дошкольной подготовки появился бренд НУШ. Хотя часто содержание тетрадей оставалось тот же.

«В ОСОБЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ НУШ НЕ НУЖДАЕТСЯ»

Психологи советуют делать ставку на эмоциональную и социальную подготовку детей перед школой. Пусть она не знает литер, зато умеет зашнуровать обувь, застегнуть пуговицы или обратиться самостоятельно к школьной медсестре. Чтобы донести эту информацию до родителей, тренеры НУШ идут непосредственно в детсады на родительские собрания. В частности, такой эксперимент провели этой весны в образовательных заведениях Деснянского района Киева.

«Мы общались с родителями, пытаясь донести им основную суть того, которое происходит теперь в школе, — объяснила Ольга МИРОШНИКОВА, тренерка НУШ, учительница начальных классов киевской общеобразовательной школы I-III степеней №294. — НУШ — это не какая-то особенная программа, к которой нужно готовиться. Это реформа, которая изменяет в первую очередь отношения в классе и формы работы, которыми пользуется учитель. Государственный стандарт, который регламентирует знание детей, испытал очень небольшие изменения».

«Если раньше первоклассники учили букварь до Нового года, то в настоящий момент, может, немного дольше, до марта, — отмечает госпожа Ольга. — Изменились формы работы, изменилось отношение учителя к детям, мы больше их слышим и учитываем их запить. Учитель может себе позволить, если сегодня в Украине отмечают День науки или День соседа, рассказать об этом на уроке. Когда происходили выборы президента, я видела, что детей это волнует. Один урок я посвятила потому, что рассказывала об административном укладе, кто такой президент и что делает Верховная Рада. Это называется — учить детей за запросами. Поэтому в особенной подготовке НУШ абсолютно не нуждается».

ВЕЩАНИЕ И МОТОРИКА

Ольга Мирошникова советует родителям обратить внимание на внутреннюю уверенность ребенка относительно того, что она становится первоклассником. Для этого не нужные тетради, книжки, тем более — школы развития или репетиторы, а внимательность родителей. Им лучше знать, что делает ребенка спокойным. Если нужно познакомиться до учебного года с учителем, можно устроить такую встречу. Если есть потребность погулять на школьном дворе, так сказать, почувствовать атмосферу, это тоже может стать формой адаптации к школе.

«Относительно знаний, то есть вещи, которые никогда не бывают лишними, например, развитие вещания. В настоящий момент много семей русскоязычных, двуязычных, язык засорен суржиком. Дети должны говорить правильно. Для этого достаточно, идя по улицы, чтобы ребенок рассказывал, что она видит вокруг. Не — куст, забор, цветок, а пусть говорит предложениями. Для этого не нужные репетиторы и дополнительное время, — отмечает тренерка НУШ. — Второй момент — развитие мелкой моторики. Не всегда рука ребенок готов к письму. Поэтому здесь на помощь — конструктор наподобие LEGO, из него можно составлять что-нибудь, заодно рассказывать об этом предложениями. Если имеете такую роскошь, пусть ребенок помогает бабушке на даче лущить горох».

Учитель еще раз отметила важность общих навыков — общение, шнуровка, визит к туалету. Семьям, которые не отдавали ребенка в садик, стоит изменить обстановку, поехать куда-то отдыхать на лето, знакомиться с новыми людьми и привлекать ребенка к общению с взрослыми.

«Всему другому научат в школе, — убеждает Ольга Мирошникова. — Потому что переучивать намного сложнее. Если бы сильно ребенок не был готов к школе, тот, кто был готов лучше, начинает лениться, а тот, кто хуже, настойчиво работает. За полгода дети становятся абсолютно одинаковыми. А вот привычка лениться никому не идет на пользу».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ