В эти дни отмечается Рождество Христово. Большинство христиан мира (более 80%) отметило праздник рождения Иисуса, помазанника Божьего (Христа), 25 декабря. Историки утверждают, что это событие должно было случиться между 7 и 4 годами до нашей эры, то есть как раз 2000 лет назад. Церковная же традиция ведет отсчет эры Христовой от первого года н.э.
Рождество Христово стало началом новой эпохи в жизни значительной части человечества, а вера в Христа оказала огромное влияние на обычаи, мораль, мировоззрение, образование, науку, философию и искусство многих народов. И объединила их, независимо от национальности, одним названием — христиане. Невозможно себе даже представить, какой была бы Европа, более того — каким путем пошла бы история человечества, если бы произошедшего 2000 лет назад по каким-то причинам не случилось. Ибо в действительности и безразличные к вере люди, и ярые атеисты являются христианами, даже не зная об этом.
25 декабря празднуют Рождество католики и протестанты всего мира, а также часть православных церквей (Вселенский патриархат, румынская, греческая и другие). Иерусалимский патриархат, украинские православные и греко-католики и русская православная церковь отмечают Рождество по старому стилю — на 13 дней позже, то есть 7 января. Это календарное «разделение» христианства произошло в связи с введением в конце ХVI века римским папой Григорием ХIII нового григорианского календаря, который постепенно вытеснил из обихода менее точный юлианский календарь. Сегодня григорианский календарь является не только церковным, но и светским календарем большинства стран мира. Те же народы, которые придерживаются старого стиля, вынуждены вести, так сказать, «двойную» жизнь — используют как церковный (юлианский), так и светский (григорианский) календари.
Почему римская церковь перешла на новый календарь в ХVI в.? Дело в том, что старый календарь, введенный в древнем Риме во времена Юлия Цезаря, не достаточно точен, то есть не совсем соответствует научным астрономическим расчетам. Введенный еще до Рождества Христова (в 46 году до н.э.), этот календарь постепенно накопил (и продолжает накапливать) заметные «опоздания» времени — приблизительно на одни сутки каждые 128 лет. В ХVI в. эта ошибка достигала десяти, а сегодня — тринадцати дней. Это приводит к ошибочным вычислениям многих важных церковных дат, таких, как день Воскресения Христова, и связанных с ним других праздников, — они все больше теряют те признаки времени года, которые приводятся в Евангелиях.
Восточная православная Европа долго придерживалась старых, даже архаичных календарей. Так, в 1699 году русский царь Петр I, через более чем столетие после принятия на Западе нового календаря, ввел в употребление устаревший юлианский. Для России, впрочем, и этот календарь был большим прогрессом — до того отсчет времени велся от «первого дня сотворения Богом мира». По указу царя на юлианский календарь перешла также православная церковь. Григорианский календарь был принят в России в 1918 году, но церковь осталась жить по неточному юлианскому. Даже после 1924 года, когда по инициативе Вселенского патриарха часть православных церквей мира начала праздновать Рождество по новому календарю.
Как было указано, старый календарь отстает от движения светил на небосводе. Из-за этого день Рождества Христова по старому стилю не совпадает с одним очень важным астрономическим событием. Событием, которое придает Рождеству особое символическое, лучше даже сказать — космическое значение. Речь идет о том, что накануне рождения Иисуса Христа (25 декабря) происходит «поворот солнца к лету». Это означает, что продолжительность дня впервые за последние шесть месяцев увеличивается (на одну минуту), а зимняя темнота немного отступает. Наверное, недаром наши пращуры воспринимали Христа как животворного Бога Солнца.
Но что такое одна минута и не подводят ли, не обманывают ли нас календари? Как убедиться в том, что Солнце действительно направилось туда, где хотят видеть его все люди? Разве не забудет оно, Солнце, что уже пора ему поворачивать к лету? Ведь никто из нас не способен заметить, что день стал длиннее на одну минуту. А на две, на десять минут? Тоже не чувствуем — не найдется человека с таким тонким чувством времени, чтобы отличить день длительностью в восемь часов от дня на 10 минут длиннее. Будем помнить, однако, что досадная человеческая нечувствительность к переменам отнюдь не означает, что эти перемены не совершаются вокруг нас. Что солнце таки повернуло к весне, к красному лету, к общему добру и благоволению. А день увеличился на целую минуту! За нею спешит следующая, и следующая, и следующая минуты. Так поможем тьме отступить, добрые люди, — несмотря на все метели, морозы, холодные туманы, темные дни и бесконечные ночи, которые еще ждут нас впереди. Будем чаще заглядывать за горизонт и ценить каждую светлую минутку, которая приближает лето. Отсчет пошел, земляки! С Рождеством Христовым!